Презентация на тему "ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ"

Презентация: ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
Включить эффекты
1 из 92
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ". Презентация состоит из 92 слайдов. Материал добавлен в 2018 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.91 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    92
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ
    Слайд 1

    ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

  • Слайд 2

    ЭФФЕКТИВНЫЙ ВЕДУЩИЙ

    Знания Установки Умения 2

  • Слайд 3

    Знания

    Общие представления о групповой динамике, полученные либо практическим путем (на психодинамическом тренинге в качестве участника), либо в ходе специального образования (получение квалификации ведущего психологической группы) и которые можно углубить, изучая специальную литературу. Достаточное знание индивидуальной психодинамики, чтобы быть в состоянии распознать реакции страха в группе и обращаться с ними так, чтобы не пострадала ни группа, ни отдельный участник. Такие знания можно получить на практике, участвуя прежде всего в терапевтических группах и обучаясь психотерапии. 3

  • Слайд 4

    Специальные знания, необходимые для достижения специфических целей группы (особенности профессии, актуальные профессиональные проблемы, состоянии дел в конкретном коллективе и т.п., чтобы быстрее понять людей, пришедших в группу. Опыт участия в разнообразных группах. Каждый, кто ведет группу и руководит определенными групповыми процессами, должен познакомиться с ними в качестве участника. Это относится и к сложным интерактивным играм, и к некоторым интервенциональным техникам. Все техники, которые применяет ведущий, должны по возможности содержать эмоциональный компонент. Немного найдется людей с настолько развитой фантазией и интуицией, чтобы они могли бы в достаточной степени обучиться ведению групп, только изучая литературу. 4

  • Слайд 5

    Установки

    Он рассматривает события в группе прежде всего с точки зрения их значимости для участника, но одновременно задается вопросом — что это значит для него самого и для его функции ведущего группы? Он знает, что успех его деятельности зависит от знаний, удачи и от специфической внутренней позиции по отношению к участникам. Он интересуется больше самими участниками, чем заданиями и упражнениями, даже если считает, что группа обязательно должна выполнить те или иные действия. 5

  • Слайд 6

    Он считает участников компетентными и способными к развитию. Одновременно он в состоянии признать, что хотя участники частично зависимы от него и соответству-ющим образом реагируют на его действия, они могут и должны принимать собственные решения. Люди ему интересны, и он хочет с ними кон-тактировать. Плохие ведущие не чувствуют контакта с участниками, и те их не принимают. Он рассматривает свою функцию в значи-тельной степени как функцию «акушера», то есть человека, который призван мобилизовать скрытый потенциал участников. При этом у ведущего не возникает потребности дисцип-линировать и контролировать участников, а также манипулировать ими. 6

  • Слайд 7

    Он в состоянии представлять себя открыто и аутентично. Плохие ведущие боятся представать перед группой такими, какие они есть. Он гордится собственными способностями, показывает это и радуется, когда другие тоже гордятся собой. Внутренне уравновешенный ведущий способствует тому, чтобы у участников росло чувство собственного достоинства. Многие участники приходят в группу с ощущением собственной неполноценности, которое в скором времени проявляется. Важно, чтобы ведущий избегал авторитарного и чрезмерно директивного поведения, мог понять чувства каждого участника по отношению к нему как к ведущему и обсудить их с ним. 7

  • Слайд 8

    Умения (искусство и техника)

    Чтобы обеспечить для всех участников достаточные возможности для развития, важно, чтобы ведущий хорошо представлял себе идеальную модель группового взаимодействия и структуру группы. Он должен подбадривать тех членов группы, которые мало вовлечены во взаимодействие. Эффективный ведущий представляет собой «гибрид» эксперта по групповой работе и художника. Ему необходимы способность к эмпатии, чувствительность и интуиция, а также определенная харизма. Ведущий должен быть знаком с теоретичес-кими концепциями групповой динамики, пси-ходинамики, основами коммуникации и пр. Он должен уметь соединить свою личную одаренность с теоретическими представле-ниями о групповой работе. 8

  • Слайд 9

    ЧЕТЫРЕХМЕРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ ГРУПП

    Данная модель в упрощенном виде описывает четыре основополагающие функции каждого ведущего, а именно: эмоциональную стимуляцию участников, проявление уважения к личности участников, предложение интерпретаций и структурирование группового процесса. Эти четыре поведенческих измерения ведущего группы существуют не только в психологических, но и в других группах. Модель была развита Либерманом, Яломом и Майлсом (Liberman M., 1973) 9

  • Слайд 10

    Эмоциональная стимуляция участников

    Под эмоциональной стимуляцией понимается такое поведение ведущего, при котором он, работая с группой, выражает собственные чувства, установки и мнения и концентрирует внимание группы на своей личности. Эмоциональная стимуляция служит тому, чтобы посредством демонстрации привести в движение чувства участников — ведущий в некоторой степени выступает в роли модели и на собственном примере показывает, как и что может делать любой участник Высокая степень эмоциональной стимуляции ведет к очень личностному стилю ведения. Личное влия-ние ведущего и его харизма могут мотивировать некоторых участников сильнее привлекать к себе внимание. Однако, стиль ведения, главная функция которого — эмоциональная стимуляция, чрезмерно акцентирует фигуру ведущего как центральную и может игнорировать важный потенциал группы. 10

  • Слайд 11

    Проявление уважения к личности участников

    Оно выражается в защите участников, в проявлении по отношению к ним дружеских чувств, симпатии, поддержки, признания и ободрения. В основе такого поведения ведущего — личная теплота, принятие участника таким, каков он есть, действительный интерес к его личности. Ведущие, которые часто выражают членам группы уважение, воспринима-ются как чуткие, заботливые, симпатичные, теплые, открытые и дружелюбные. 11

  • Слайд 12

    Выражение личного уважения - важнейшее измерение поведения каждого ведущего группы, так как оно соотносится с основополагающими потребностями участников в принадлежности, признании и уважении. Нередко у ведущих, получивших поверхностное образование в области разговорно-терапевтических техник и использующих эти приемы только как технический реквизит, имеет место симулирование личного уважения, дружелюбия и понимания. Это сильно снижает эффективность взаимодействия между ведущим группы и участниками и может принести вред группе 12

  • Слайд 13

    Предложение интерпретаций

    Это поведение ведущего, с помощью которого он объясняет участникам концепции и функциональные взаимосвязи для лучшего понимания ими собственного поведения и сути групповых процессов. Ведущий предоставляет участникам подходящие рамки для процесса личностного развития, обучения, взаимодействия, группового развития и т. п. Некоторые ведущие адресуют свои интерпретации всей группе. При этом они заостряют внимание участников на групповом процессе, на социальном взаимодействии и часто призывают группу обдумывать возникающую ситуацию и анализировать события. 13

  • Слайд 14

    Другие ведущие в основном заботятся о том, чтобы каждый участник думал прежде всего о себе, пытался понять свои чувства, ценности, стиль взаимодействия и т. п., привлекая подходящие психологические модели и концепции, которые помогут ему упорядочить свои переживания. Наиболее эффективны те ведущие, которые комбинируют оба аспекта, связывая объяснение индивидуального поведения и ситуации в группе. Ведущие, которые чрезмерно используют интерпретирование, подавляют этим взаимодействие и инициативу участников, превращая группу в академический семинар 14

  • Слайд 15

    Структурирование группового процесса

    Под этим подразумевается такое поведение ведущего, которое задает границы, предлагает правила игры и устанавливает нормы, связанные с целями группы, стилем работы, последовательностью различных действий и т.д. Посредством структурирования ведущий регулирует темп продвижения группы и определяет, когда нужно прекратить те или иные действия участников. Ведущий предлагает отдельным людям или всей группе что-то попробовать, принять участие в той или иной процедуре. 15

  • Слайд 16

    Ведущие, реализующие структурированный стиль работы, управляют группой с помощью предложений, а не с помощью - собственной демонстрации. Участники воспринимают таких ведущих как неких режиссеров, которые запускают или останавливают определенные действия. При структурированном стиле работы ведущие часто сами определяют цели обучения участников и пути их достижения. Они легко злоупотребляют интерактивными играми и другими структурированными упражнениями 16

  • Слайд 17

    Каждый конкретный ведущий будет всегда реализовывать эти четыре измерения в определенном соотношении. Специфическая «смесь» этих функций у ведущего группы создает его собствен-ный стиль и влияет на эффективность его работы. Благоприятный для групп стиль ведения, характерен для тех ведущих, которые умеренно используют эмоциональную стимуляцию, часто проявляют личное уважение, предлагают участникам достаточно интерпретаций, экономно пользуются структурированием. 17

  • Слайд 18

    С другой стороны, наименее эффективныте ведущие, которые либо слишком мало, либо чересчур много используют эмоциональную стимуляцию, мало интересуются участниками, оказывают им недостаточно помощи и понимания, либо совсем не структурируют деятельность, либо структурируют ее излишне. 18

  • Слайд 19

    Две из указанных функций четырех-мерной функциональной модели являются особенно важными, однако становятся действенными только в сочетании друг с другом. Это - проявление личного уважения и квалифицированная помощь в понимании. Ведущему недостаточно просто выражать теплоту и симпатию, как недостаточно только интерпретировать Лишь сочетание этих двух факторов является условием результативной работы группы. 19

  • Слайд 20

    Важные аспекты отношений ведущего с группой

    Ведущий не является диктатором групповых событий, его основная роль – способствовать групповому развитию, облегчить его протекание. Основным правилом позиции ведущего является отказ от собственных поучений, советов, интерпретаций и т.п. Основу такой позиции составляет пред-положение о том, что интеллектуальный, творческий и эмоциональный потенциалы группы богаче возможностей ведущего, даже достаточно подготовленного и опытного. 20

  • Слайд 21

    Следует помнить, что выводы, генерированные групповым способом, с непосредственным участием каждого члена группы, воспринимаются этими людьми как собственные выводы и соответ-ственно принимаются ими легче и естественнее, нежели предлагаемые извне мнения и рекомендации, рискующие наталкиваться на защитные механизмы 21

  • Слайд 22

    Итак, обучает в тренинге, в первую очередь, не ведущий, а сама группа. В связи с этим, основная роль ведущего заключается в том, чтобы задать и затем поддерживать необходимые нормы группового общения, которые отражены в основных принципах (правилах) работы тренинговых групп. Роль ведущего является решающей в том смысле, что он выполняет функцию пускового механизм и страховщика группового процесса. Соответственно, общая задача ведущего заключается в том, чтобы непосредственно воздействовать на параметры именно группового процесса и лишь опосредо-ванно – на отдельных его участников. 22

  • Слайд 23

    Отношения ведущего с группой

    Ведущему необходимо обеспечить субъект – субъектный характер общения с участниками, что предпо-лагает равенство психологических позиций партнеров. Стремясь к позиции равенства, ведущий должен идти на подлинное взаимодействие с участниками группы и быть готовым к тому, чтобы не только самому воздействовать на участников, но чтобы и участники в не меньшей мере влияли на него. 23

  • Слайд 24

    Существенной особенностью познания партнеров в субъект – субъектном общении является его несводимость к оцениванию. Ведущий должен обладать способностью принять себя, каждого участника, всю группу в целом такими, какие они есть, уметь доверять групповому процессу: одинаково относится и к тем его аспектам, которые кажутся успешными, и к тем, которые таковыми не представляются. Субъект – субъектное общение предполагает и пристальное всматривание в другого человека, вчувствование в его эмоциональное состояние. 24

  • Слайд 25

    Характерной чертой общения в тренинге, в равной мере и участников и ведущего, является язык чувств. Важной является направленность внимания ведущего на чувства, испытываемые в группе в настоящий момент. Самому ведущему, чтобы успешно справлять-ся со своей ролью и эффективно решать задачи, лучше с самого начала выбрать позицию открытого проявления своих чувств. Ведущему важно помнить, что он выступает для остальных значимой моделью поведения в группе. Его готовность к открытому общению, искренность и естественность в эмоциональ-ных проявлениях – чрезвычайно существенны для успеха группы. 25

  • Слайд 26

    Для ведущего важно владение невербальными средствами общения. Это существенно как в плане понимания партнёров по общению, так и с точки зрения эффективности самовыражения. Ведущему не следует увлекаться комментирующими высказываниями, т.е. интерпретирующими, обедняющими материал группового анализа. Продуктивнее, если комментарии исходят от самих участников. 26

  • Слайд 27

    Ведущему следует проявлять способность импровизировать в процессе работы, отступая от плана и реагируя на непредусмотренные групповые изменения, доверяться спонтанному течению группового процесса. 27

  • Слайд 28

    Основные роли ведущего группы

    По мнению многих авторов, именно личность психолога (а не уровень его профессиональной подготовки или подход, им проповедуемый) является важнейшим фактором, определяющим успешность или неуспешность тренинга. А. Голдстейн, С. Кратохвил, М. Либерман, И. Ялом и другие специалисты придавали большое значение исследованию функций, ролей, стилей поведения руководителей групп. Существует немалое количество мнений специалистов о ролях, играемых ведущим в группе. Наиболее популярны подходы И.Ялома и С. Кратохвила. 28

  • Слайд 29

    По Ялому (1970, 1975), психотерапевт может выступать в двух основных ролях:

    1. технического эксперта  эта роль подразумевает комментарии ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении; 2. эталонного участника считается, что в этом случае групповой психотерапевт добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности. 29

  • Слайд 30

    С. Кратохвил (1978) выделяет пять основных ролей ведущего:

    активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун); аналитик (чаще всего – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью); комментатор; посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его); член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами). 30

  • Слайд 31

    Т. Высокиньска-Гонсер (1990), анализирует двойственные критерии поведения ведущего

    директивность – недирективность; определенность – неопределенность высказываний;  степень активности (прагматические аспекты, проявляющиеся в вербальной активности); анонимность – самораскрытие; выражение положительных или отрицательных отношений (экспрессивные аспекты, связанные с его личностью). 31

  • Слайд 32

    На основе указанных двойственных характеристик Т. Высокиньска-Гонсер предлагает следующие роли ведущих групп:  технический эксперт, инициатор, дидактик, опекун, товарищ, поверенный. 32

  • Слайд 33

    В данной ролевой классификации отражена теоретическая концепция автора, согласно которой факторами преобразования личностных нарушений в группе являются социальное научение и специфика отношений между терапевтом и участниками группы. 33

  • Слайд 34

    Стили руководства группой

    Согласно классической классифика-ции стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования процесса. 34

  • Слайд 35

    Как указывает Т. Высокиньска-Гонсер: «Директивный психотерапевт контролирует (планирует) ход занятий, самостоятельно устанавливает нормы функционирования группы и приводит их в исполнение, дает советы и указания, осуществляет интерпретации. Недирективный психотерапевт предоставляет участникам группы свободу выбора тем и направлений дискуссии, не начинает действий и не ускоряет их, не навязывает исполнения норм – он использует главным образом технику отражения и кларификации» 35

  • Слайд 36

    Нельзя проводить прямых параллелей между стилями управления группой и конкретными тренинговыми школами. Гораздо теснее связь стиля руководства и личностных особенностей ведущего. Кроме того, изучение опыта квалифицированных ведущих обнаруживает их умение гибко варьировать стиль руководства в зависимости от конкретных ситуаций развития группы. 36

  • Слайд 37

    Функции ведущего тренинг (Н. В. Клюева)

    1. Руководящая функция. Тренинг является структурированноймоделью работы. Ведущий определяет цели работы группы, разрабатывает и осуществляет соответствующую программу действий,устанавливает (фиксирует) нормы и правила в группе, обеспечивает методическое сопровождение занятий. Степень выраженности руководящей позиции задается формой проведения тренинга и индивидуальным стилем руководителя, но она не должна вести к снижению активности участников и перекладыванию всей ответственности только на ведущего. 37

  • Слайд 38

    2. Аналитическая функция. Ведущий проводит анализ, обобщает и комментирует происходящее в группе. При этом комментарии могут высказываться в виде: а) описания происходящего в группе на основе собственных наблюдений; б) перечисления и классификации происходящего в группе сиспользованием соответствующего понятийного аппарата; в) высказывания гипотез дальнейшего содержательного продвижения группы или развития ситуации с объяснением причин. 38

  • Слайд 39

    3. Экспертная функция. Экспертиза осуществляется через предоставление актуальной информации по сложившейся ситуации или проблеме. Ведущий помогает участникам разбирать и оценивать сложившуюся ситуацию в группе. Помогает каждому участнику оценить свое поведение и понять, как оно повлияло на других. 4. Посредническая функция. Она заключается в организации групповых процессов. Ведущий может вмешиваться в групповые процессы в случаях, когда группа испытывает затруднения. 39

  • Слайд 40

    Предмет работы ведущего в группе

    Можно выделить два основных направления деятельности ведущего в тренинговой группе которые постоянно пересекаются — это работа с личностью и работа с группой. То, какое из этих направлений является основным, определяется целями создания каждой группы. 40

  • Слайд 41

    Работа с личностью

    Направлена на более глубокое осознание каждым участником себя, своих особен-ностей, сильных и слабых сторон своей личности, осмысление собственных ограничений и расширение своих возможностей. Она включает в себя работу с Я-концепциями участников, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной компетентности и др. Сюда также относится выработка и закрепление более эффективного поведения в определенных социальных ситуациях. 41

  • Слайд 42

    При работе с личностью могут затрагиваться и изменяться социальные установки и убеждения участников, их ценности, отношение к себе и другим людям. Данная работа включает в себя преодоление участниками внутренних зажимов и ограничений. Особое внимание при этом уделяется выработке более адекватных способов поведения и форм эмоционального реагирования, которые будут способствовать более эффективному функционированию как в группе, так и вне нее. 42

  • Слайд 43

    В конечном итоге работа с личностью направлена на помощь каждому участнику принять себя, адекватно воспринимать себя как личность, измениться и стать более успешным в жизни. Но для того чтобы члены группы могли раскрыться и начать более глубоко анализировать себя, им необходимо доверять друг другу и быть уверенными в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Для этого ведущему тренинг необходимо направленно строить работу и по развитию группы. Только психологически развитая группа может оказать позитивное воздействие на личности участников. 43

  • Слайд 44

    Работа с группой

    Конструктивная работа участников может осуществляться в развитой в психологическом отношении группе. Жизнь в группе с момента ее образования постоянно развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. Группа - сложный, состоящий из системы взаимозависимых элементов единый организм с определенной внутренней структурой, целями, нормами, санкциями, ролями и др. Изменение любого из элементов данной структуры ведет к перестройке всего организма. 44

  • Слайд 45

    Роль ведущего в работе с группой (как структурой) на протяжении всего тренинга заключается в обеспечении процесса ее развития и сопровождении групповой динамики в целом. Ведущему следует контролировать процессы развития группы и уметь управлять ими. 45

  • Слайд 46

    Значение личности ведущего

    Ведущий тренинг, его личностные особенности, профессиональные знания и умения являются в определенном смысле средством развития как личности каждого участника, так и группы в целом. В конечном итоге, сам ведущий группы, его индивидуальный стиль в совокупности со знаниями и опытом определяют успешность его работы. Упражнения, игры и совокупность всех психологических техник и приемов являются не более чем инструментом в руках мастера. 46

  • Слайд 47

    Результат применения этих инструментов зависит в первую очередь от личности мастера, от его профессионализма и только во вторую очередь — от «качества» этих «инструментов». Ведущему нужно точно представлять, что он делает, какой результат ожидает и что будет делать с этим результатом. Это особенно важно в группах с доминирующей ролью руководителя. 47

  • Слайд 48

    Характеристика личности группового тренера

    Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздорав-ливающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. 48

  • Слайд 49

    Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы груп-повой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благопри-ятных условий развития самосоз-нания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы. 49

  • Слайд 50

    Личностные черты, желательные для руководителя группы( А. Косевска, С. Кратохвил, М. Либерман, К. Роджерс, А.Славсон, И. Ялом и др.)

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; открытость к отличным от собствен-ных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; 50

  • Слайд 51

    энтузиазм и оптимизм, вера в способ-ности участников группы к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная само-оценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение, интуиция; высокий уровень интеллекта. 51

  • Слайд 52

    Модель личности эффективного психолога-тренера(Р. Кочюнас):

    Аутентичность как важнейшее стержневое качество личности психолога и экзистенциональная ценность. Открытость собственному опыту как искренность в восприятии собственных чувств. Развитие самопознания. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке психолога, адекватной его отношению к собственным способностям и вообще к жизни. Сила личности и идентичность. Постоянно подвергать проверке себя и свои жизненные ценности. Толерантность к неопределенности. Поскольку одной из предпосылок успешного тренинга является "прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на "незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. 52

  • Слайд 53

    Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Чувство юмора. Психолог не может быть успешным без чувства юмора, то есть способности отстраиваться от ситуации и воспринимать ее с иронией. Избегание ярлыков. Психолог обязан оценивать людей, их чувства и взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без наклеивания ярлыков. Постановка реалистичных целей. Согласно закону стремления к успеху и избегания неудач, мы не всегда ставим реалистичные цели. Нужно понимать границы своих возможностей. Способность к сопереживанию. Эффективный психолог – это прежде всего тот, кто может встать на позицию другого. 53

  • Слайд 54

    -

    "Руководитель в группах роста и в терапевти-ческих группах должен быть отчасти артис-том, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и инди-видуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творчес-ких умений" (К. Рудестам,1993) 54

  • Слайд 55

    Требования к личностным особенностям ведущего (по мнению отечественных психологов)

    Человеческая порядочность. Это комплексное понятие, включающее и нравственность, и человечность, и духовность. Без этих качеств ведущий становится манипулятором, формальным исполнителем программы Ответственность. Прежде всего – ответственность за все, что происходит в группе, за силу и характер воздействий на каждого участника, за происходящие в нем изменения и за последствия этих воздействий. Хороший ведущий должен быть социально зрелым, чтобы быть не менее мудрым, чем другие члены группы. 55

  • Слайд 56

    Социальная зрелость ведущего определяет его способность понять участников группы даже в том случае, если они говорят на другом профессиональном языке. Самообладание. Это качество личности является компонентом саморегуляции. Оно особенно необходимо в сложных ситуациях – неопределенных или эмоционально насыщенных. Само-обладание, выдержка, самоконтроль спасут ведущего от суетливости и ошибочных импульсивных реакций. 56

  • Слайд 57

    Терпение в достижении поставленной цели также является компонентом саморегуляции. Ведущий должен уметь выждать, когда участник, группа «созреют» для осуществления соответствующего шага, уметь быть терпеливым, не торопить группу и отдельных участников. Внимание и оперативная память, без которых невозможно эффективно воспринимать, запоминать и оперативно преобразовывать поступающую от участников информацию. 57

  • Слайд 58

    Адекватность самооценки - фундаментальное личностное качество успешного ведущего тренинговой группы. Завышенная или заниженная самооценка производит неблагоприятное действие на участников. Кроме того, адекватная самооценка – залог адекватной оценки других людей. Адекватность самооценки во многом определяет и объективность подхода ведущего к участникам, активность воздействия на них. Объективность и беспристрастность подхода в тренинге создают в группе ощущение справедли-вости, нравственности происходящего. 58

  • Слайд 59

    Социальная чувствительность. Она предполагает ощущение состояния других людей, их чувств и переживаний, умение сопереживать другому человеку, чувство группы и ощущение изменений ее состояния. Без социальной чувствительности ведущий работает сухо, излишне формально, даже склонен к манипуляциям. Тактичность или чувство меры является в следствием социальной чувствительности и воспитания. Для ведущего важна как «пассивная», так и «активная» тактичность. «Пассивная» тактичность состоит в том, чтобы не мешать, а по возможности даже способ-ствовать групповому процессу, самовыраже-нию конкретных участников. «Активность» тактичности - наилучшая, адекватная мера воздействия на данного человека или группу в данной ситуации. 59

  • Слайд 60

    Гибкость, подвижность реакций, умение перестроить свое поведение в зависимости от конкретных действий участников, от складывающейся в группе на данный момент ситуации. Немногословность. Ведущий в большей мере дает возможность высказаться другим участникам, а не говорит сам, пользуясь своим положением. Тем самым способствует активному развивитию группового процесса, не сковывает свободу выражения участников. 60

  • Слайд 61

    Важные умения ведущего

    а) умение постоянно осознавать, что и для чего ты делаешь; б) умение предвидеть ход группового процесса, результаты игр, дискуссий, упражнений, последствия тех или иных реакций; в) владение техниками и приемами партнерского общения; г) умение реализовывать свой план; д) умение использовать сложившуюся ситуацию на пользу развития группы или конкретного участника 61

  • Слайд 62

    Национальная ассоциация по профессио-нальной ориентации США выделяет следующие свойства личности успешного психолога-консультанта:

    Проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. Чувствительность к установкам и поведению других людей. Эмоциональная стабильность и объективность. Способность вызывать доверие других людей. Уважение прав других людей 62

  • Слайд 63

    Вредные для психолога-тренера черты:

    авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым, невротическая установка в отношении денег 63

  • Слайд 64

    Субъективизм тренера

    Субъективизм тренераможет проявляется на всех этапах процесса тренинга: Выбор теоретической базы - всегда опосредован личностью ведущего. "Теоретическое самоопределение" тренера происходит под влиянием его взглядов, установок, системы ценностей и пр. Теоретическая концепция тренера определяет его взгляд на проблемы участников и обусловливает характер, направленность и содержание психологического вмешательства. Определение функции тренинга: измене-ние, развитие, профилактика или реабилита-ция. Тренер составляет определенное мнение относительно перспектив каждой из групп и выбирает глубину, интенсивность вмешательства и основную функцию. 64

  • Слайд 65

    Диагностика. Ведущий наблюдает за поведением участников на первой стадии, собирая совокупность сведений о состоянии участников, их желаемом состоянии, принимаемом за норму, и устанавливает «диагноз». Исходя из этого он выбирает средства и определяет дальнейшие профессиональные действия. Психодиагностическая задача включает две составляющие: эмпирическая составляющая не задана явно и в полном объеме в самом начале тренинга, а устанавливается и формулируется психологом в его процессе; априорная составляющая – это сведения и знания, имеющиеся у ведущего до начала тренинга 65

  • Слайд 66

    Выбор средств - всегда является прерогативой ведущего. Разнообразие методов психологических вмешательств предлагает богатую возможность выбора. Иногда эти методы представляют собой беспорядочное нагромождение элементов, заимствованных из различных психо-терапевтических школ. Профессиональные действия. Представления и ожидания тренера редко совпадают с реальными событиями. Импровизация ведущего по ходу тренинга также зависит от его видения общей картины и субъективных оценок происходящего. 66

  • Слайд 67

    Эмпирическая проверка результатов. Каждый тренер постепенно формирует свой арсенал "показателей" успешности процесса. Описано множество стандартизиро-ванных методик для определения эффективности тренинга. Помимо этого, каждый тренер имеет свой уникальный набор значков, которые сигнализируют ему о том, что и с кем происходит в ходе групповых занятий. 67

  • Слайд 68

    Специалисты Института тренинга выделяют следующие важнейшие функции ведущего (Яничева, 1998).

    функция «организатора процесса» создание особой среды тренинга формирование мотивации участников функция ведущего как носителя модели желательного поведения функция источника информации 68

  • Слайд 69

    «Организатор процесса»

    Ведущий отвечает за создании особой среды, которая расширяет или сужает возможности самораскрытия, тем самым определяя глубину возможных изменений. Тренер создает условия, выбирает процедуры, расставляет акценты, которые могут быть важны и полезны в поиске участниками ответов на свои вопросы. Кроме того, ведущий обладает присущей ему степенью гибкости, позволяющей менять программу и подстраиваться под уникальность каждого участника и группы в целом. 69

  • Слайд 70

    Создание определенной мотивации участников.По умолчанию принимается тот факт, что абсолютно все участники приходят в группу добровольно. Однако люди чаще всего просто не очень хорошо знают, что их ждет за дверью комнаты для тренинга. Поэтому ориентация на конкретные потребности каждого участника становится решающей. Это поможет в формировании мотивации на активное участие в группе, которой в начале работы объективно может просто не существовать. 70

  • Слайд 71

    «Носитель модели желательного поведения»

    Речь идет не только о способности демон-стрировать поведение, на развитие которого направлена та или иная программа. Психолог становится для участников свое-образной моделью "правильного поведения", имея при этом шанс продемонстрировать "иное правильное поведение", не то, которое ранее существовало в их представлениях. Многие авторы указывают, что к концу занятий некоторые участники начинают копировать часть лексикона и моторики ведущего. В таком случае ведущему удалось занять позицию неформального лидера в группе и стать источником ценностей, норм, стерео-типов поведения для членов группы. 71

  • Слайд 72

    «Источник информации»

    Сообщения тренера о тех или иных психологических закономерностях, феноменах, свойственных "людям вообще", оказываются мощными средствами для организации среды развития. Каждый член группы в состоянии сделать выбор – "примерять" ли сообщаемую тренером информацию на себя, или нет. Кроме того, тренер таким образом влияет на формирование общей психологической культуры участников группы. Теоретические вкрапления в ходе тренинга воспринимаются совершенно иначе, нежели традиционные лекции, научные статьи или выступления по телевизору. 72

  • Слайд 73

    "Личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе тренинга . Основная техника психологического тренинга – это "я-как-инструмент", то есть основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность ведущего" (Кочюнас, 2000, с.25). 73

  • Слайд 74

    Базовые знания и умения для проведения групп (Г.Сартан):

    Базовое психологическое образо-вание и дополнительное обучение в одной из психотерапевтических школ Знание динамики групповых процессов и умение управлять ими Необходимые личностные качества и навыки в ведении групп 74

  • Слайд 75

    Основные направления в подготовке тренеров по формированию личностных качеств и навыков

    формирование системы ценностей тренера; построение целей и адекватное умение придерживаться их в ходе тренинга; отношение тренера к себе, своим возможностям; осознание своих ограничений; профессиональное общение тренера; отношение тренера к критике; состояние покоя и азарта тренера; настройка тренера на группу; сочувствие, смелость и самоотверженность тренера; скорость и темп работы тренера в группе; влияние тренера на изменения в группе. 75

  • Слайд 76

    Критерии аттестации работы тренеров

    наличие истинной уверенности; умение использовать групповой опыт; решение проблем группы, а не своих; энергетическая взаимосвязь с группой; развитая интуиция; наличие нескольких позиций восприятия; разделение ответственности с группой (Сартан Г., 2004). 76

  • Слайд 77

    Дж. Коттлер и Р. Браун в контексте проблем группового консультирования выделяют вопрос о специфических навыках ведущего и приводят достаточно наглядную, в которой представлены 22 навыка, дано их подробное описание, обозначены цели и желаемые результаты таких навыков (Коттлер Дж., Браун Р., 2001, с. 258-259). 77

  • Слайд 78

    78

  • Слайд 79

    79

  • Слайд 80

    1 Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб., 2001, с. 258-259. 80

  • Слайд 81

    Типичные ошибки тренера

    1. Использовать тренинговую группу в каких-либо собственных интересах, например, для приобретения популярности, является опасной тенденцией. 2. Для эффективного ведущего важными являются способность принять группу, какой она есть, и умение доверять групповому процессу. Ведущий будет менее эффективен, если он начинает манипулировать группой, пытаясь направлять её к своим невысказанным целям. Даже небольшой налёт этой тенденции может ослабить и даже разрушить доверие группы. Если у ведущего есть особые цели, лучше их высказать в группе. 81

  • Слайд 82

    3. Некоторые ведущие судят об удаче или неудаче группы по ее драматичности, например по числу людей, которые плакали или обрушивались на других с нападками. Такое развитие группы представляется сомнительным. 4. Отягощенность «большими личными проблемами» является помехой для ведущего, поскольку у него возникает потребность центрировать группу на себе. Такой человек с успехом может быть членом группы, но плохо, если он занимает позицию ведущего (руководителя). 82

  • Слайд 83

    5. Ведущему не следует слишком часто давать интерпретацию мотивов или причин поведения членов группы. Если они не точны, то не помогают. Если весьма точны, то могут вызвать чрезмерную защиту или, наоборот, совсем лишить человека защиты, сделать его крайне уязвимым. 6. Скорее всего, делают ошибку ведущие, которые не принимают эмоционального участия в группе, остаются как бы отчужденными экспертами, анализирующими групповой процесс и реакции участников с высоты превосходящего понимания. В таком случае в группе может воцариться нежела-тельная отчужденность. 83

  • Слайд 84

    Интервенционный репертуар ведущего

    С помощью интервенций ведущий вмешивается в групповой процесс, чтобы обратить внимание участников на определенные аспекты их поведения и помочь им изменить его. Такого рода действия имеют смысл и необходимы, когда участники своим поведением подвергают опасности продуктивное развитие социальной структуры группы или работу над групповой задачей. Пока группа нормально функционирует, интервенции ведущего излишни, но таких спокойных периодов немного даже в зрелых группах 84

  • Слайд 85

    С помощью своего вмешательства ведущий может помочь участникам:

    расширить их поле восприятия; углубить их понимание собственного и чужого поведения; выразить себя более полно, четко и многогранно; наладить контакт с собственными чувствами; почувствовать свою принадлежность к группе и безопасность; анализировать социальную структуру группы; более конструктивно работать над групповой задачей; лучше понимать групповое развитие и групповой процесс; конструктивно реагировать на нарушения норм; пробовать новые способы поведения. 85

  • Слайд 86

    Это стандартные задачи, которые ставит перед ведущим реальная групповая ситуация. Как правило, он может только предполагать, какие процессы происходят в душе участника или внутри группы. Поэтому все интервенции становятся для самого ведущего важным диагностическим средством и каналом обратной связи. 86

  • Слайд 87

    Степень структурирования интервенции

    Важное решение, которое должен принять ведущий, касается степени структурирования интервенции. Интервенция типа «Что ты сейчас чувствуешь?» менее структурирована, чем интервенция «Выбери трех участников, которых ты знаешь меньше других, и скажи каждому, почему ты до сих пор избегал общения с ним». Именно вопросы с простой структурой, которые обращают внимание участников на определенные особенности их поведения, незаменимы для обучения. Как правило, они менее обременительны, чем требования выполнить четко структурированное упражнение. 87

  • Слайд 88

    Что учитывать при выборе интервенций?

    Эффективность интервенции зависит, в частности, и от того, насколько она знакомаучастникам. Хорошо знакомые интервенции, как правило, менее действенны, чем неожиданные. Затраты времени: интервенции могут быть короткими, но интенсивными, а могут быть длительными и экстенсивными. Опытные ведущие всегда видят, какую конкретно интервенцию — длительную или короткую — уместно использовать в той или иной ситуации. 88

  • Слайд 89

    Важно понимать, к кому конкретно обращенаинтервенция. Лучше сочетать индивидуальные интервенции, обращенные к одному участнику (в некоторых случаях — к двум-трем), и интервенции, адресованные всей группе. Глубина интервенции - вмешательство может воздействовать на поведение участников (поверхностный слой), а может и на глубинные личностные процессы (глубинный слой), о которых он судит только предположительно. Интервенции на глубинном уровне требуют от ведущего больше понимания и деликатности, чем поверхностное вмешательство. 89

  • Слайд 90

    Для ведущего понимать, к каким последствиям приведет его вмешательство и какая нагрузка ляжет на плечи участников. Некоторые интервенции приносят участникам немедленное облегчение, другие вызывают незначительный стресс, третьи — гнев и фрустрацию. Частотаинтервенций: если слишком часто вмешивается в работу группы означает брать ответственность за проблемы, которые вполне могут быть решены самой группой без его участия. Уверенный в себе ведущий будет подталкивать участников к самостоя-тельному решению групповых проблем. 90

  • Слайд 91

    Интервенционный стиль ведущего определяется:

    целями (более поверхностными или более глубинными), которые он ставит перед собой, вмешиваясь в групповой процесс; направленностью интервенций — на отдельных участников или на всю группу; степенью вызываемых интервенциями нагрузок; частотой его вмешательств в естественный ход работы группы. 91

  • Слайд 92

    БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ 92

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке