Содержание
-
Основные нарушения речи у дошкольников:
Фонетическое недоразвитие речи – дефект, который проявляется особенно явно. Это нарушение произношения отдельных речевых звуков либо их групп. «томок» вместо комок, «дубы» вместо губы; «това» вместо сова, «тон» вместо сон; «фухари» вместо сухари, «фахар» вместо сахар «томик» вместо домик, «заба» вместо жаба; «бряник» вместо пряник, «гочка» вместо кочка; «рядуга» вместо радуга, «Сона» вместо Соня. 1
-
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Нарушения касаются лексической, фонетической и грамматической стороны речи. Причиной возникновения нарушений речи могут быть: Инфекционные заболевания; Резус-конфликт, патология натального периода; заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка; неблагоприятными условиями воспитания и обучения, психическая депривация в сензитивные периоды развития речи; недостаточность эмоционального контакта или внимания со стороны родителей. 2
-
наиболее специфичные ошибки:
неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими столах»); неправильное согласование числительных с существительными («три медведем» – три медведя, «пять пальцем» – пять пальцев); ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание(«Ездили магазин мамой и братиком»); ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»). нарушения синтаксической структуры предложения, которые выражаются в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций; неправильное употребление окончание глаголов в прошедшем времени, например, «мухи кусал». 3
-
Речевая готовность ребенка к школе
Наряду с физиологической и психологической готовностью ребенка к школе очень важное значение для успешного обучения является наличие определенного уровня развития речи. Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. 4
-
Основные показатели речевой готовности:
Сформированностьзвуковой стороны речи (Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма). Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать звуки родного языка; делить предложения на слова; делить слова на слог. Готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи (уметь выделять звуки в словах; устанавливать последовательность звуков в слове). Сформированностьграмматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью; правильно строить простые предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами. Владеть пересказом , сохраняя смысл и содержание. Составлять рассказ-описание. 5
-
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»); пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв (комната – «конмата»). 6
-
Лексическая сторона речи (словарный запас). Дети должны уметь:
точно подбирать слова; ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое; дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»); употреблять сложные слова (например: длинноногий); пользоваться эпитетами (например: чистое поле); подбирать метафоры (например: туча комаров); использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову); подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). 7
-
Сформированный лексико-грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи – эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. 8
-
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; Не ругать ребенка за неправильную речь; Ненавязчиво исправлять неправильное произношение; Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Ваша речь должна быть четкой, ясной, грамотной. 9
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.