Содержание
-
Речевая готовность ребёнка к школе
консультация для родителей в подготовительной группе. Подготовила: Митракович Л.В., учитель-логопед
-
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Сформированность звукопроизношения. У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
-
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу. умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]); умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.
-
-
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:. умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных; умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД; соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.
-
Сформированность грамматического строя речи. умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции; умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова; умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова); умение различать понятия «слово», «предложение».
-
Сформированность связной речи. умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл; умение составлять рассказ из 3-6 сюжетных картинок; умение составлять рассказ по сюжетной картине; умение составлять рассказ-описание предмета.
-
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? -
Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; Не ругать ребенка за неправильную речь; Ненавязчиво исправлять неправильное произношение; Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
-
Подготовка руки к письму
Школа требует от детей не только достаточно высокого уровня восприятия, памяти, мышления, речи, но и хорошего развития тонкой моторики рук. Многие дети с проблемами в развитии, поступающие в первый класс, не готовы к длительным статическим нагрузкам, т.к. у них недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. У таких детей в процессе работы отмечаются: дрожание руки, что проявляется на письме в прерывистости линий и нестабильности графических форм; слабость мышечного тонуса, в результате чего замедляется темп работы, ребёнок быстро утомляется; при этом для письма характерны тонкие дрожащие линии, недописывание слов, предложений; чрезмерно напряжённые, плохо контролируемые движения пальцев рук, из-за чего письмо неряшливое, появляются дополнительные линии, выход за рабочую строку; нарушение обособленности движений правой и левой руки, в результате – искажение почерка, быстрая утомляемость. Перечисленные нарушения могут быть вызваны различными причинами, но для их преодоления в большинстве случаев требуется длительная систематическая работа по развитию тонкой моторики. Неразборчивый почерк мешает ребёнку осваивать грамоту и вообще учиться Неразборчивый почерк способствует формированию у ребёнка дисграфии. У дошкольника должна быть сформирована тонкая моторика (способность к выполнению тонких и точных движений) кисти ведущей руки, а также определённые двигательные навыки, необходимые для письма. Умение разместить необходимый материал на листе бумаги Рисование горизонтальных, вертикальных линий Умение правильно держать карандаш.
-
Не забывайте, что:
Для появления положительной динамики в развитии речи нужны время, терпение и система; Родители, воспитатели и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха без психотравмирующих ситуаций как для ребёнка, так и для окружающих; Необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю, иначе проблемы могут только усилиться; Ребёнок не виноват в своих проблемах! Он не «лодырь», не «тупой», не «лоботряс». Он пока не может правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь!
-
Советы для родителей
Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
-
Игры в слова
Какими словами, красками можно описать время года? Назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова; Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т. д. Играйте в игру «Если бы, да кабы...». Ребёнку предлагается закончить предложение:
-
Если бы…
-Если бы я был Улицей, то я бы..., потому что... - Если бы я был Музыкой, то я бы..., потому что... - Если бы я был Дождиком, то я бы..., потому что - Если бы я был Мандарином, то я бы..., потому что...
-
«Хорошо-плохо»
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого? Что хорошего в болезни, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого? Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
-
Играйте в слова с противоположным значением (антонимы): весёлый - грустный, сильный – слабый, горячий- холодный и т.д. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка...
-
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ВЗРОСЛЫХ
Речь должна быть абсолютно правильной, литературной. По форме и по тону речь должна быть безупречно вежливой. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть структура обращённой к нему речи. Содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираясь на их опыт. Речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.