Содержание
-
Планирование урока
Если хорошо рассчитать урок, лучше к нему подготовиться, предвидеть результаты и их последствия, то продуктивность урока возрастет. Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Этапы проектирования урока: Определить тип урока Постановка цели (главная цель определяет логику урока, цели предыдущего урока проходят как задачи нынешнего) Планирование (представление целей системой задач) Определение начальных условий (какими представлениями и знаниями ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них сформированы. Это позволит уточнить задачи урока при необходимости провести повторение). Выбор метода обучения Отбор подходящей формы организации урока. Разработка структуры урока (оформление урока в виде документа) Содержательное наполнение урока (что расскажем ученикам, что потребуем изучить самостоятельно, какие зададим вопросы, какие задачи предложим на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дадим на длительные сроки (домашние, проектные задания и так далее), как будем контролировать успешность процесса). Отбор средств обучения (ноутбуки, мультимедийная доска, раздаточный материал) Организационные схемы урока (индивидуально, по группам, фронтально)
-
Виды (типы уроков)
Урок открытия нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. Урок рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. Урок общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. Урок развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.
-
Цель – это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного. Целеполагание–процесс определения целей. Этап целеполагания позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на учеников. Классификация целей по различным основаниям •По времени: долговременные (долгосрочные), кратковременные, среднесрочные •По приоритету: главные (первостепенные), вспомогательные (второстепенные) •По субъекту цели: личностные, коллективные (социальные, групповые), общечеловеческие •По объекту: образовательные (познавательные), воспитательные, развивающие Виды целей и их особенности Оперативные цели Реализуются на каждом уроке Тактические цели Реализуются при изучении каждой темы Промежуточные цели Обеспечивают целостное изучение учебного материала Стратегические цели Направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года Фундаментальные цели - Определяют формирующую эффективность учебно- воспитательного процесса в течение всех лет обучения Согласование целей в том и состоит, что учитель умеет переводить учебные цели в цели деятельности ученика.
-
Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс. Цель формулируется как «уже имею», «уже знаю», «уже освоил», «уже владел», как уже достигнутый результат. Цель урока должна быть: 1. краткой, четкой и простой, реальной 2.Диагностичной (в цели заложен результат) 3.Отражены требования учебной программы, интересы учащихся и т.д. 4.Цель соотносится с содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности на уроке
-
Примеры учебных целей: •Учащиеся должны иметь представление о… •Учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях… •Учащиеся должны уметь выявлять закономерности…. •Учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание… •Учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания… •Учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре… •Учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию… •Учащиеся должны владеть компетенцией… •Раскрыть сущность и владение… •Раскрыть основные особенности и главные итоги… •Формировать глубокую убежденность в…
-
Примеры познавательной цели. эта цель самая важная, конкретная, проверяемая, очевидная и достижимая.
Примеры постановки целей •Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то умений (конкретизирую). •Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/ развитию навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного), смыслового чтения. •Совершенствовать исследовательские умения и навыки по теме «….». •Первично закрепить основные понятия, познакомить с понятием….. •Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний по теме. •Способствовать формированию и развитию УУД.
-
Цель как предполагаемый результат
Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут… (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.) Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать …., уметь решать /записывать… планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями….. Развивающий компонент цели -«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы…» -«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между…» -«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать…» -«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и справочной информации, выделять главное и характерное…» -«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях» -«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли…» -«обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов…» -«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при…» -«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач…» -«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления…» -«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач…»
-
Слова, которые помогут более точно определить цели и задачи урока. К концу урока ученики смогут: Обобщить... Классифицировать... Выделить... Привести пример... Использовать... Применить... Установить связь... Определить... Сконструировать... Выбрать... Сопоставить... Связать... Показывать связь между... Объяснить связь между... Подсчитать... Найти... Спроектировать... Озаглавить... Оспорить заголовок... Сократить... Расширить... Распространить... Уменьшить... Отсортировать... Создать... Подтвердить... Подтвердить свою мысль о... Объяснить свою мысль о... Сравнить... Противопоставить... Поддержать мысль... Оценить... Рассмотреть... Сконструировать... Прийти к заключению... Презентовать... Выяснить... Вынести суждение о... Установить... Проанализировать... Присоединить... Сформировать... Прокомментировать... Запомнить... Вспомнить... Задать вопрос о... Выбрать вопрос, который...
-
-
Подбор методов и форм обучения При планировании урока учитель определяет •Нужно ли вводное повторение в начале урока, сообщать ученикам начальные условия, или это целесообразно поручить им самим? Какие методы обучения позволяет применить имеющееся время? •Нужно ли явно формулировать промежуточные задачи? •Следует ли решения промежуточных задач дать готовыми? Исходя из поставленных главных задач, подбираются методы обучения, адекватные этим задачам, учитывая психологические и социометрические характеристики класса.
-
Запланированные задания для урока должны соответствовать
1.Доминирующим каналам восприятия. 2.Предпочтительным способам передачи информации: a.графический, b.текстовый, c.вербальный, d.образный. 3.Темпу работы с информацией. 4.Уровеню личной мотивации. 5.Личностные ориентации. 6.Зоне ближайшего развития. 7.Коммуникативной включенности. 8.Уровеню готовности к обучению. 9.Сформированности общеучебных умений (межпредметный уровень). Рекомендовано использовать УМК при подготовке к уроку Для повышения уровня образовательных результатов целесообразно использовать дифференцированные и индивидуализированные инструкции и задания для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами, инструкции по проведению исследовательской работы, выполнению проектов и т.д
-
Работа с наглядными пособиями •Наглядные пособия применяются на различных этапах процесса обучения в соответствии с их целями и задачами. В начале занятия они служат наглядной опорой для проверки домашних заданий и актуализации опорных знаний, навыков и умений в процессе изучения нового материала - источником знаний и опорой для их осмысления, применения, обобщения и систематизации. •Наиболее общие методические рекомендации к применению наглядности заключаются в следующем: учитель показывает объект (картину, натуральный предмет или его изображение), называет его и предлагает вопросы для анализа. •Для повышения эффективности работы с раздаточными наглядными материалами нужна, прежде всего, четкая целенаправленность деятельности учащихся, которая обеспечивается определением целей и задач работы. Эта цель может быть узкой, для каждого этапа урока своя, соответствующая структуре деятельности учителя и учащихся. •Раздаточные материалы в процессе объяснения можно применять для иллюстрирования общих положений конкретными примерами или фактами. Основной методический прием при этом - постановка познавательного задания в соответствии с целью урока. Если возможно, познавательные задания формулируют в виде проблемы, создающей проблемную ситуацию. Такой прием заставляет учащихся более внимательно присматриваться к объектам, обращать внимание на неприметные с первого взгляда признаки и детали, анализ которых способствует осмыслению изучаемого материала. Цель работы с раздаточными материалами после предварительного изучения новой темы заключается в том, чтобы обеспечить осмысление внутренних связей и отношений в предметах и явлениях, усвоение понятий, законов, принципов, ведущих идей, обобщение и систематизацию знаний. Вопросы и задания в этих случаях должны направлять учащихся на раскрытие связей и отношений.
-
Применение демонстрационного эксперимента Демонстрационный эксперимент применяется учителем так, чтобы изучаемое явление и изменения могли наблюдать все учащиеся. •Место, задачи и функции демонстрационного эксперимента разнообразны. Его можно применять перед объяснением нового материала с целью мотивации обучения, создания проблемной ситуации, постановки проблемы или познавательного задания, накопления в памяти учащихся фактов, необходимых для усвоения нового материала, образования конкретных представлений, воспроизведения опорных знаний. Во время изучения нового материала демонстрационный эксперимент применяется как источник знаний, наглядная иллюстрация к изучению научно-теоретических положений или же как опора для выявления признаков и свойств предметов и явлений. После изучения нового материала демонстрационный эксперимент проводится с целью осмысления учащимися внутренних связей и отношений, творческого переноса усвоенных знаний в новые ситуации. Во время тематического или итогового повторения комбинированные демонстрационные эксперименты могут способствовать обобщению и систематизации знаний. Структура эксперимента: •определение цели и задач эксперимента •воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся •мотивация учения •постановка проблемы или познавательного задания •демонстрация явления учителем и восприятие его учащимися - анализ фактов •установление связей и отношений •решение проблемы или познавательной задачи •выводы •теоретическая интерпретация наблюдаемых фактов (явлений). Это наиболее общая структура. В каждом отдельном случае она может изменяться. Основное ее отличие от традиционной в том, что она направляет учащихся на активную познавательную деятельность.
-
Виды активных методов обучения (АМО) (групповые и индивидуальные) Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе) ,индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися. Игровые методы (деловые, организационно-деятльностные, имитационные, ролевые игры, и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам •Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т.п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения. Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования, корректировки потребности достижения Тренинговые методы (поведенческие и личностноориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, терапевтического, развивающего воздействия на личность и поведение участников.
-
Интерактивное обучение Интерактивное обучение —это, обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Особенности интерактивного обучения •Изменение роли педагога: педагог перестает быть центральной фигурой; он регулирует процесс обучения и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Меняется способ взаимодействия в процессе обучения Виды интерактивных методов обучения •«Мозговой штурм» (атака) •Работа в группах •Ролевая игра •Игровые упражнения •Метод проектов •Решение ситуационных задач •Дискуссия группы экспертов •Выступление в роли обучающего
-
-
-
Результаты обучения
Личностные результаты • Внутренняя позиция: Рассмотрение практических примеров и задач, (выполнение заданий убеждает учащегося: я знаю почему это происходит, я могу это объяснить, это действительно используется на практике, это окружает меня в повседневной жизни, это современно) Мотивация: Вопросы, примеры и задания познавательного и увлекательного характера, • Оформление учебника (наглядность) ,• Стиль изложения материала (сочетания строгости и доступности) (выполнение заданий убеждает учащегося: я могу сделать это сам) •Нравственная позиция Нравственно-этическое оценивание событий, • Формирование гордости за свою страну
-
Регулятивные УУД, умения позволяющие организовать учебную деятельность
Целеполагание – при выполнении заданий необходимо сформулировать цель, выполнить указания / подготовиться к работе, выполнить работу по плану (формулировка заданий начинается с: каким образом…, как определить…, придумайте сами…, составьте план доклада…) Выдвижение гипотез Оформление (выполнить указания по оформлению) Проверка и оценивание конечного результата (задания на самоконтроль: найди ошибку, тесты для самопроверки, самооценка) Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания (найти в интернете, необходимые данные найдите самостоятельно, используя справочную литературу, найдите в учебнике, используя знания ит.д.) Коммуникативные УУД, обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей Работа в парах, группах Рассказ, обоснование и аргументация (Почему…, опишите…, докажите…, приведите примеры…, расскажите…, ответ подтвердите примерами/ обоснуйте Познавательные УУД общеучебные и логические действия, постановка и решение проблемы. Структурирование знаний (заполните таблицу, кластер, создание моделей и.тд.) Смысловое чтение Установление причинно-следственных связей Сравнение и классификация объектов ИКТ компетентность
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.