Содержание
-
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение« Детский сад № 435 г. Челябинска» «Здоровьесберегающие технологиив коррекционной работе учителя - логопеда ДОУ»Презентацию подготовила: учитель-логопедМИХАЙЛОВА С .А.г. Челябинск, 2024г
-
Логопедическая работа в детском саду предполагаеткоррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Поэтому возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
-
Задачи здоровьесберегающих технологий:
Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение результативности коррекционно- образовательного процесса, стимулирование работоспособности, создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы и поддержание психического здоровья - важнейшие задачи, стоящих перед логопедом в процессе воспитания и обучения.
-
На занятиях с использованием технологийздоровьесбережения обязательны следующие моменты:1. В организационный момент включаются психогимнастикаи психофизические упражнения, направленные на сосредоточение внимания детей на теме занятия.2. В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные, физические и релаксационные упражнения;3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи, работа над связным построением предложения.4. Динамические паузы и физкультминутки несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество .
-
Здоровьесберегающие технологии влогопедической работе позволяют значительно- улучшить результативность коррекционной работы,- разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и - способствовать оздоровлению детей.На логопедических занятиях нами используются различные здоровьесберегающие технологии.
-
Стретчинг;ритмопластика;динамические паузы;физкульт. минутки;логопедическая ритмикаподвижные и спортивные игры;гимнастика для глаз;гимнастика пальчиковая;гимнастика артикуляционная с кинезиологией.,массажем лицевых мышц, Мимическими упражнениями, пластическими этюдами;самомассаж артикуляционныйгимнастика коррегирующая;гимнастика пальчиковая;гимнастика дыхательная;релаксация.
-
Стретчинг — комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения. Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. (Упражнение «Бабочка», «Лодочка», «Солнышко»…)
-
-
Артикуляционнаягимнастика (С массажем лицевых мышц, Мимическими упражнениями, пластическими этюдами) Артикуляционная гимнастика помогает выработке правильных, полноценных движений и определённых положенийартикуляционных органов, необходимых для чёткого произношения звуков. Главная задача - выработать точность, силу, темп,переключаемость движений.
-
Развитие тонкой моторики рук
- Стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы работаем надподвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваемвнимание, мышление. (Обводилки, Пиши стирай, пуговки, шнурочки, крышечки, геоборды,Су-джок, мягкие мячики, камешки марблс)
-
-
-
Для развития мелкой моторики мы используем различные формы работы:• самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание,разминание, прищипываниефаланг пальцев);• игры с пальчиками с речевым сопровождением;• пальчиковую гимнастику;• графические упражнения: обводки по контурукартинок, штриховки, дорисовки картинок, графическиедиктанты, соединение по точкам, продолжение рядаданных;• игры: мозаику, конструкторы, шнуровки, пуговицы;• кукольный пальчиковый театр, театр теней.
-
Физкультминутки
Особой любовью у детей пользуются физкультминутки игрового характера. Они отражают тематическую неделю по программе обучения. Используются на занятиях, самостоятельной деятельности детей Они:• вызывают положительные эмоции у детей;• способствуют снятию усталости;• нормализуют мышечный тонус;• развивают общую моторику
-
Гимнастика для глаз
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.Движение наглядно – дидактическогоматериала (использование подвижных “мобилей”) позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызываетэмоциональный подъем, формирует направленное сенсомоторное поведение и речевую активность. Схема зрительно-двигательных траекторий (“Бегающиеогоньки”, “Солнечные зайчики” – лазерная ручка ) позволяет также снять напряжениеи расслабить мышцы глаз.
-
-
Развитиемежполушарного взаимодействия
В результате выполнения упражнений из специальных мануально –двигательных комплексов оптимизируется деятельность обоихполушарий головного мозга; расширяются границы межполушарноговзаимодействия; формируются новые нейронные связи, которыеобеспечивают интеграцию в работе полушарий головного мозга ребёнка,повышая его интеллектуальную продуктивность, а также улучшая общую работоспособность при обучении.
-
Обеспечивается особая тренировка мозга. Упражнения на развитиепальцев и кистей рук являются мощным тонизирующим средством,повышающим взаимодействие между различными зонами коры больших полушарий и подкорковыми образованиями. Упражнения направлены наразвитие точности движения пальцев и способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Зайчик, корова», «Замок» и др.)
-
Театрально-игроваядеятельность
Основными направлениями логопедической работы втеатрально-игровой деятельности являются:- развитие культуры речи: артикуляционной моторики,фонематического восприятия, речевого дыхания,правильного звукопроизношения;- развитие сценического мастерства и речевойдеятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов,эмоционального восприятия, совершенствованиеграмматического строя речи, монологической идиалогической формы речи, игровых навыков итворческой самостоятельности.
-
-
Сказки и песни общепризнанооказывают значительноевоздействие на эмоциональнуюсферу детей. Они вызываютрадость, удивление, желаниепознавать, развивают умениенаходить решение нестандартных ситуациях, нацеливают на открытиенового и осознание своего опыта.Поэтому мы активно внедряем вработу с детьми приёмысказкотерапии, игры –драматизации, а также успешноиспользуем логопедическиечистоговорки.
-
Логопедическая ритмика
Логоритмикаявляется важной составляющей вкоррекционной работе логопеда.В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями:• укрепляется костно-мышечный аппарат;• развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции;• воспитывается чувство равновесия, правильнаяосанка, походка, грация движений.
-
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильнойречи. Они развивают продолжительный и равномерный выдох, формируютсильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходоватьвоздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативнуюфразовую речь.
-
Параллельно с этим, логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:• насыщение организма кислородом;• улучшение обменных процессов;• нормализация психоэмоционального состояния;• повышение иммунитета.Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание,снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность,создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавныйпереход к коррекционному процессу.Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с такими детьми принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.
-
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос; плечи не поднимать; выдох должен быть длительным и плавным; необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками); нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
-
Примеры дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста с нарушениями речи(Общие туловище – дыхание)
«ЧАСИКИ»Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10 - 12 раз.
-
«ТРУБАЧ»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4 - 5 раз.
-
«ПЕТУХ»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5 - 6 раз.
-
«КАША КИПИТ»
Сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая живот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 - 4 раза.
-
«ПАРОВОЗИК»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 секунд.
-
«НА ТУРНИКЕ»
Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3 - 4 раза.
-
«ШАГОМ МАРШ!»
Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага -вдох, на 6 - 8 шагов -выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.
-
«НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону -выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6 - 8 наклонов в каждую сторону.
-
«РЕГУЛИРОВЩИК»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5 - 6 раз.
-
«ЛЕТЯТ МЯЧИ»
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5 - 6 раз.
-
«ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4 - 5 раз.
-
«ГУСИ ЛЕТЯТ»
Медленная ходьба в течение 1 - 2 минут. Поднимать руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох, произносить «г-у-у у-у». Повторить 5 - 6 раз.
-
Артикуляционные упражнения для развития дыхания
«Дифференцированное дыхание» (Схема дыхания по Стрельниковой) Ребенку предлагается дышать по схеме. нос-нос Нос-рот Рот-рот Рот-нос
-
«Снег» Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Нельзя надувать щеки при выполнении этого упражнения.
-
«Кораблики» Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
-
«Футбол» Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
-
«Бульбульки» Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды, нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды, – нужно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить
-
«ФЕЙЕРВЕРК»
-
«Волшебные пузырьки» Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
-
Тренажер «Вертушка» , «Цветной мячик»
-
«Крути колеса»Тренируемся сильно выдыхать в трубочку, чтобы закрутились колеса у машины.
-
«Поиграй с мишкой и львёнком!»
-
«Цветочный магазин» Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
-
«Покатай карандаш» На ровной гладкой поверхности предложите ребенку покатать карандаш с помощью воздушной струи.
-
«Сдуй листик!»
-
«Спой длинную песенку!»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.