Содержание
-
Министерство образования науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»Юридический институтКафедра конституционного и муниципального права
Презентация по теме: «Законодательные коллизии и правовой конфликт» Выполнила: Овивян А.В. Проверила: Абрамова О.К.
-
В общественной жизни всегда возникает множество противоречий. Среди них можно выделить юридические коллизии как противоречия между правовыми нормами, актами и институтами и притязаниями, действиями по их изменению, нарушению, отторжению. Коллизии такого ряда отличаются специфическими признаками. К ним относятся: законная процедура рассмотрения; использование и оценка доказательств; наличие органа, уполномоченного разрешать коллизии; признание обязательной силы решения по спору; компенсация ущерба и восстановление прежнего юридического состояния.
-
Юридические коллизии подвижны и динамичны, переходят из стадии в стадию. Существуют правила рассмотрения юридических споров и нарушений законности. Их можно разделить условно на три большие группы. Третья группа-это согласительные процедуры, когда проводятся переговоры и достигаются договоренности, создаются паритетные и согласительные комиссии, вышестоящие органы выступают арбитром в споре. Вторая группа охватывает специальные правила рассмотрения споров в тех или иных сферах либо категории нарушений(по видам актов). Первая группа включает законы общего характера-типа уголовного, уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального кодексов.
-
Современное законодательство все чаще предусматривает использование таких процедур. Но их пока немного, и предстоит разработать типологию подобных процедур и на их основе вводить в действие конкретные процедуры. Но общественная жизнь столь сложна, что далеко не всегда удается ввести коллизии в легальное русло. Более того, нередко их трудно «погасить». И тогда мы имеем дело с юридическим конфликтом. Юридический конфликт можно определить как противоборство сторон-государств и их органов, общественных объединений, граждан-с целью противоправного изменения статуса и юридического состояния субъектов права. Юридические конфликты непосредственно сопрягаются с правовым режимом.
-
Юридический конфликт со своими признаками фиксируется в конституции и законодательстве в виде: «особых юридических состояний» конфликтной ситуации запрета нарушать конституционные принципы устройства государства средств преодоления конфликтов особо опасных составов преступлений-государственных
-
Нормы международного права не признают конфликт как нормальное юридическое состояние и его осуждают. В них содержится механизм согласованного преодоления конфликтных ситуаций. Особенно это относится к угрозе войны, агрессии. Выявившиеся конфликты переходят далее в стадию юридического спора, когда можно рассчитывать на успех путем договоренности и соглашений, посредством приостановления и отмены незаконных актов, проведения судебных разбирательств. Окончательное решение может вести либо к восстановлению прежнего юридического состояния, либо к формированию нового. Но в реальности конфликт не всегда угасает. Юридический конфликт может быть причиной, а затем составной частью другого конфликта – межнационального, экономического и т. д., выступать сначала как повод, как «запал», а потом в качестве элемента более общей конфликтной ситуации. Вычленение юридического конфликта на первой фазе, при зарождений общего конфликта, и на последующих этапах очень важно.
-
Необходимо всеми средствами переводить общий конфликт с его «размытыми гранями» в юридический конфликт с присущими ему легальными средствами и процедурами. Сделать это, конечно, довольно трудно. Но предвидеть и вовремя «гасить» противоречия собственно правовые, внутри правовой системы, не давать им возможности разрастания в зоне других конфликтов и использовать правовые средства для урегулирования любого конфликта – задача крайне важная в современный период. Юридический конфликт, как и всякий иной конфликт, проходит свои фазы. Если юридическую коллизию того или иного вида не удается преодолеть, то происходит обострение противоречий, и нередко коллизионные ситуации одного типа перерастают в конфликтные ситуации другого, подчас комплексные по объему противоречий. А в них уже меняются намерения и роли участников, их отношение к предмету спора.
-
В конфликт может перерасти любая юридическая коллизия. например в области трудовых отношений, когда противостояние как бы перемещается с локального и ведомственного уровня на государственный уровень, а экономические требования перерастают в политические. Забастовки по профессиям и регионам в России и на Украине в 1993 – 1994 гг. характеризовались именно такой трансформацией, перерастая в требования проведения референдума о доверии Президенту Украины, отставки Правительства России.
-
Наиболее характерные проявления юридических конфликтов
Таких типичных, часто встречающихся конфликтных ситуаций, возникающих в связи с определенным объектом конфликта, его причиной,– шесть. Они могут профилировать конфликт, как бы придавая ему ту или иную направленность, но нередко причины и проявления конфликтов пересекаются, и тогда возникает общий кризис государства и его институтов, всей правовой системы. Этот кризис усугубляется экономическими, межнациональными и иными кризисами. Первая разновидность юридического конфликта – это конституционный кризис. Такие кризисы – общие или частичные – наблюдались в конце 50-х гг. во Франции, Италии, Канаде, Бельгии.
-
Еще одно проявление юридического конфликта связано с отчуждением граждан, населения от государства и его институтов. Проблема участия граждан заменяется решением задачи общественной поддержки государственной власти, а она иссякает при отсутствии видимых положительных результатов реформ. Отчуждение от власти выражается в утрате ею общественного доверия. Падение авторитета, престижа власти всегда является плохим симптомом, но массовый масштаб такого явления – свидетельство остроты конфликта. Болезненным противоречием является гражданское неповиновение. Например, в России открытое игнорирование населением положений Конституции, законов, указов и постановлений, непослушание властям, противозаконные забастовки, митинги. Это заметно на примере Республики Татарстан, Чеченской Республики, Грузии, ситуаций в Северо-Кавказском регионе, ряде областей.
-
Юридический конфликт выражается в массовых нарушениях прав человека и национальных меньшинств. Ограничения прав граждан, размах их несоблюдения, дискриминация граждан по национальному признаку уже привели к потоку беженцев и вынужденных переселенцев. Международное сообщество резко критикует подобные ситуации, осуждает правительства и вносит свой вклад в урегулирование конфликтов. Состоявшаяся в октябре 1993 г. в Вене встреча Совета Европы на высшем уровне завершилась принятием Приложений к Венской декларации. Одно из них – «О нацменьшинствах», другое – «Декларация и план действий по борьбе с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и любыми формами нетерпимости», третье – «О реформе контрольного механизма выполнения Европейской конвенции по правам человека» и создание Евросуда по правам человека.
-
Если конституционный конфликт в силу своей значимости чаще всего порождается политическими причинами и как бы вырастает из политического конфликта, то в собственно юридической сфере наиболее острое проявление конфликт находит в сокрушении правовой системы. Устойчивое нигилистическое отношение к праву, усиливаемое периодически борьбой за власть, сепаратистскими тенденциями, выражается в падении престижа конституции, в резком ослаблении роли закона, в увеличении удельного веса подзаконных актов. Юридическое противодействие субъектов федерации ведет к непризнанию на их территории действия федеральных актов. Население вообще подпадает под власть стереотипа непослушания и неисполнения законов и иных актов, приспосабливается к этому стереотипу, а то и одобряет его. Санкции применяются редко. Правовая система распадается.
-
Наиболее ярким выражением юридического конфликта служат паралич и развитие деструктивных явлений в правовой системе. В ней резко нарушаются внутрисистемные связи. Многие акты принимаются произвольно, а присвоение права на издание актов становится средством деятельности органов и организаций. Губительный характер приобретает систематическое игнорирование и массовое невыполнение законов и иных актов, когда усмотрение становится квазинормой деятельности, когда не срабатывает механизм ответственности. Нередко из-за конфликтов задерживается ратификация международных договоров, например России с Республикой Молдова, России с государствами Балтии. Сдерживается и даже срывается программа принятия новых законов, столь нужных обществу, отменяются и изменяются действующие акты.
-
Одно из типичных выражений юридического конфликта – несоответствие актов национального права, юридических действий конфликтующих сторон принципам и нормам международного права. На этом стыке международного и национального права нужно искать пути преодоления конфликтных ситуаций. Непросто, к примеру, обеспечивается согласование актов Европейского Сообщества и государств, входящих в его состав. Предотвращение и преодоление конфликтов весьма актуальны в наше неспокойное время и требуют серьезных усилий как государств, вовлеченных в конфликт, так и международных организаций – типа ООН, СБСЕ, Содружества Независимых Государств. Улаживанию конфликта могут способствовать подтверждение незыблемости положений международных договоров, признание и уважение суверенных прав каждого государства, проведение политических консультаций, подготовка международно-правовых документов.
-
Большинство ученых считают главной линией в уже выявившемся конфликте не столько предотвращение и устранение, сколько управление конфликтом. Оно позволяет минимизировать потери и оптимизировать сферы, общественной жизни с помощью некоторых средств. К их числу относятся институционализация, т.е. установление норм и правил разрешения конфликта, структурирование коллективных субъектов – носителей интересов, редукция конфликта, т.е. последовательное его ослабление за счет перевода на другой уровень, а также информационное и энергетическое противоборство. В этих рассуждениях есть и спорные положения. Вряд ли юридический конфликт не является искусственным образованием, поскольку его надо рассматривать в общем контексте общественного развития. Происходит отклонение от нормативной модели общества и его сферы, государства, органов, статуса граждан и их объединений, хозяйствующих субъектов.
-
Насущно необходимы специальные правила, процедуры разрешения не только хозяйственных, трудовых, земельных, экологических и иных споров, но и юридических конфликтов в сфере конституционного, административного права. Например, вполне оправданны процедуры рассмотрения межтерриториальных споров, споров о компетенции, о противоречиях законов и подзаконных актов, о межнациональных конфликтах и др. Здесь, как видно, споры выступают процессуальной стадией разрешения юридических конфликтов. Многими учеными высказывались предложения о возможности гибкого использования правовых средств на всех стадиях любых конфликтов с учетом степени их развития – от мягких до более жестких.
-
Во-первых, правовая ориентация на достижение нормативных целей и недопущение противоречий, отклонений от нормативного статуса субъектов права. Во-вторых, юридические запреты создавать конфликтные ситуации. В-третьих, допускаемые притязания конфликтующих сторон на установление нормативного юридического состояния. В-четвертых, предусматриваемые правом согласования проектов актов и действий разных субъектов.
-
В-пятых, использование согласованных переговорных процедур и паритетных комиссий для преодоления противоречий на ранних стадиях конфликта. В-шестых, рассмотрение споров о компетенции, споров о неправомерности актов и действий и других споров в суде и в порядке иерархической подчиненности. В-седьмых, применение санкций, компенсация убытков и восстановление прежнего юридического состояния. В-восьмых, надо иметь в виду принятие мер по изменению юридического состояния и статуса субъектов в случае выявления положительного потенциала конфликта.
-
Есть достаточные основания для формирования в рамках публичного права общей процессуальной отрасли «коллизионное право» с более широким объемом и содержанием. Она может, во-первых, состоять из принципов и норм о восстановлении нарушенных связей внутри правовой системы и, во-вторых, из норм о преодолении противоречий между компетенцией субъектов права, в-третьих, включать «резервные нормы» на случай несовпадения норм разных правовых систем, в том числе международного права (отсылки к нормам, «привязки норм» и т.д.), в-четвертых, состоять из общих и специальных процедур рассмотрения и разрешения юридических споров, в-пятых, содержать статутные нормы о специальных органах по разрешению коллизий (как, например, Третейский информационный суд в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об информационных гарантиях для участников избирательной кампании 1993 г.» от 29 октября 1993 г.), в-шестых, предусматривать порядок разрешения споров в договорных отношениях. Формирование мощной и современной отрасли «коллизионное право» будет способствовать своевременному и правильному разрешению юридических конфликтов как собственно в правовой сфере, так и в других сферах общественной жизни.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.