Презентация на тему "КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых"

Презентация: КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых" для студентов в режиме онлайн. Содержит 9 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций правоведению в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    9
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых
    Слайд 1

    КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых

  • Слайд 2

    Методическое обеспечение КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых

    Изложенная методология КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых с признаками умственной отсталости определяет как общие методические принципы исследования, так и выбор конкретных методик для решения частных практических задач.

  • Слайд 3

    КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых предъявляет особые требования к экспериментальному психологическому исследованию. Наряду с выяснением уровня актуального развития обязательным является установление «зоны ближайшего развития», которая Л. С. Выготским определялась как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве...» (Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. М., 1956, гл. 6, с. 275.). По мнению Л. С. Выготского, «зона ближайшего развития» является «самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития и успешности ребенка» (Там же.). В связи с этим в КСППЭ несовершеннолетних широко применяют «обучающий эксперимент» (Иванова А. Я. Обучающий эксперимент. — Раздел в кн.: Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986, с. 77—87.).

  • Слайд 4

    Принципом исследования является качественный подход. Это обусловлено, во-первых, качественным характером возрастных норм, в которых определяющую роль играют показатели, личностного развития, не сводимые к количественным характеристикам, во-вторых, — необходимостью анализа проявлений определенных свойств в конкретной реальной обстановке, и, в-третьих, — наличием определенного отношения подэкспертного к самому исследованию, часто выражающегося в форме установочного поведения, стремления исказить результаты. Такой подход, разумеется, не исключает использования на первом этапе исследования методик, основанных на статистическом принципе, иногда снабженных коррекционными показателями и дающих сведения об определенных личностных свойствах (MMPI, ПДО, 16-PF и др.). Вместе с тем синтез результатов происходит на качественной основе.

  • Слайд 5

    Критерии экспертной оценки в КСППЭ несовершеннолетних обвиняемых. Обязанности и компетенция экспертов

    Для верного решения вопросов, поставленных перед КСППЭ следователем или судом, основное значение на первом этапе экспертного анализа имеет правильное определение соответствия уровня развития несовершеннолетнего окончанию подросткового возраста и (или) началу ранней юности. Рубеж, разделяющий их, в значительной мере условен. До недавнего времени было принято рассматривать подростковый период как интервал между 11 и 15—16 годами. Согласно последним данным, подростковый возраст определен в промежутке между 11 — 12 и 14—15 годами. Это приблизительно соответствует границам возраста уголовной ответственности в советском праве: 14 годам — за наиболее тяжкие преступления, 16 годам — за остальные. К этому времени при нормальном возрастном развитии окончательно формируется абстрактное мышление, способность к проведению формальных логических операций, интеллект переходит на новый уровень отражения объективных связей внешнего мира.

  • Слайд 6

    В качестве личностных составляющих морального сознания к концу подросткового периода у нормально развивающегося подростка окончательно дифференцируются понятия и нравственные чувства долга, ответственности, стыда, чести, достоинства, совести. В чувстве долга фиксируется превращение моральной нормы в установку и позицию субъекта. В чувстве ответственности очерчиваются границы морального долга в зависимости от реальной способности субъекта осуществлять должное в наличных обстоятельствах. Чувство стыда является оценкой несовершеннолетним обвиняемым своих действий, поведения на основании возможности «предположить, какова будет реакция других. Чувство достоинства характеризует представление несовершеннолетнего обвиняемого об идеале человека. Достоинство является формой самоконтроля личности, основой ее требовательности к себе самой, не позволяющей по своей воле «совершать поступки ниже своего достоинства». Наиболее важным чувством морального сознания и самосознания несовершеннолетнего обвиняемого является совесть. Сформированность морального и правового сознания подростка является мерилом интериоризации им наиболее важных социальных норм, критерием успешности его социализации, достаточной развитости внутреннего (совесть) и внешнего (стыд) контроля, что создает психологические (личностные) предпосылки его ответственности.

  • Слайд 7

    В случае констатации умственной отсталости или (и) других нарушений психического развития эксперты должны установить клиническую форму и патогенетический тип нарушения индивидуального психического развития (дизонтогенеза). Существуют различные его классификации. В современной психологической систематике выделяются: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Каждый вид (тип) дизонтогенеза характеризуется различной глубиной и преимущественной сферой поражения психики. Знание этих особенностей- облегчает выбор наиболее адекватных критериев экспертной оценки психического состояния несовершеннолетних обвиняемых. Разработка этих критериев должна осуществляться с учетом возможности формулирования трех вариантов ответа: несовершеннолетний в полной мере мог сознавать значение своих действий и руководить ими; несовершеннолетний не в полной мере мог сознавать значение своих действий и руководить ими; несовершеннолетний не мог сознавать значение своих действий и руководить ими.

  • Слайд 8

    Рассмотрение нозологических подгрупп в общей группе невменяемых позволило установить, что нарушение способности несовершеннолетних к осознанию и регуляции своих действий не всегда прямо связано с недостаточностью интеллектуального функционирования. Это наиболее заметно на полярных по признаку сохранности интеллекта группах исследуемых: с диагнозом олигофрении и с синдромом психофизического инфантилизма. Первая из них характеризуется конкретностью и примитивностью мышления, бедностью словарного запаса и представлений, трудностями обучения, способностью устанавливать лишь наиболее простые логические связи при недоступности целостного осмысления ситуации. В данном случае именно интеллектуальная недостаточность обусловливает неспособность к верному прогнозу своих действий, их оценке и интеллектуальному контролю. Несовершеннолетние с диагнозом психофизического инфантилизма отличаются значительно большей способностью к абстрагированию, оперированию категориями, обучаемы, обладают хорошим словарным запасом, легко устанавливают логические связи и осмысливают несложные ситуации. Вместе с тем у них не развиты волевые функции, они не способны к правильной смысловой оценке. Суждения, касающиеся правонарушения, несмотря на формальную логичность, не имеют личностной, эмоциональной окраски, отражают ограниченный, детский характер их опыта. Из этого можно сделать вывод, что изолированная оценка операциональных интеллектуальных способностей несовершеннолетнего не может быть достаточным критерием сохранности у него возможности сознавать значение своих действий и руководить ими. Однако это формальное знание не приобретало для них личностного смысла даже в качестве операционального регулятора деятельности. Другими словами, отмечалась почти полная неразвитость морального сознания, в том числе и его низшего — эгоцентрического уровня. Третья подгруппа невменяемых — несовершеннолетние, обнаруживающие признаки органического поражения головного мозга с выраженными изменениями психики (в большинстве случаев в виде психопатоподобного синдрома) — характеризовалась парциальностью нарушений и способностью частично, на примитивном уровне осмыслять ситуацию. В то же время у этих несовершеннолетних произвольность поведения была грубо нарушена расторможенностью низших уровней мотивации, примитивных влечений и побуждений (сексуальных, агрессивных), проявления которых имели импульсивный характер и не контролировались сознанием, что полностью лишало их возможности сознавать значение своих действий и руководить ими.

  • Слайд 9

    Таким образом, основным показателем невозможности несовершеннолетних обвиняемых с психической патологией и признаками нарушения психического развития осознавать и регулировать свои действия является нецеленаправленность их поведения, обусловленная ситуативностью и неустойчивостью мотивов, неспособностью к интеллектуальному контролю и коррекции. Наряду с этим выступает неспособность к адекватной смысловой оценке сложившейся ситуации и самого правонарушения, которая является результатом как недостаточности интеллектуальных возможностей (при олигофрении), так и следствием неразвитости базовых смысловых структур, несформированности устойчивых смысловых образований, иерархизированной системы мотивов социально значимых деятельностей.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке