Содержание
-
Тема:«Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи. Органы, осуществляющие правоохранительную деятельность»
-
Вопросы:1. Понятие правоохранительной деятельности и ее функции2. Понятие и система правоохранительных и судебных органов3. Источники права о правоохранительных и судебных органах
-
Литература: 1. Правоохранительные органы в схемах с комментариями : учебное пособие / В.С. Авдонкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010.; 2. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / Под ред. Н.А. Петухова и А.С. Мамыкина. 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: РАП, 2013. – [Электронный ресурс]. Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.; 2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации»; 3. Федеральный конституционный закон от 31 июля 1994г. «О Конституционном Суде РФ»; 4. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; 5. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; 6. Федеральный закон от 17 ноября 1995г. «О прокуратуре Российской Федерации»; 7. Федеральный закон от 7 февраля 2011г. «О полиции»; 8. Федеральный закон от 31 мая 2002г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»; 9. Федеральный закон от 14 июня 1994г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
-
1. Понятие правоохранительной деятельности и ее функции
Правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию. Правоохранительная деятельность в государстве направлена на охрану личности, ее прав и свобод, охрану общества, его материальных и духовных ценностей, охрану государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. Эти задачи решаются в процессе реализации правоохранительными органами соответствующих функций.
-
Признаки правоохранительной деятельности
-
Правоохранительные функции – основные направления деятельности правоохранительных органов, направленные на защиту прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств
-
Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.
Правоохранительные органы – это государственные органы, специально созданные законом Правоохранительные органы создаются для выполнения той или иной правоохранительной функции Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка 2. Понятие и система правоохранительных и судебных органов
-
Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы. При таком подходе к числу правоохранительных органов можно отнести:
судебные органы → Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи; органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов → Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы; органы прокуратуры; органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия); органы внутренних дел; органы исполнительной власти в сфере юстиции (федеральная регистрационная служба, федеральная служба судебных приставов и федеральная служба исполнения наказаний); органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб); Уполномоченный по правам человека в РФ; органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).
-
3. Источники права о правоохранительных и судебных органах
Организация и деятельность правоохранительных и судебных органов регулируется правовыми актами различного уровня и неодинаковой юридической силы. Правовой акт – один из основных источников права представляет властное предписание органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы (правила поведения).
-
Классификация правовых актов о правоохранительных и судебных органах по юридической силе
-
Классификация правовых актов о правоохранительных и судебных органах по их содержанию
-
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно Нормативный правовой акт, вступает в силу либо со времени его принятия, либо со времени, прямо указанного в нем или в специальном акте о введении его в действие, либо по истечении определенного срока после его опубликования Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.