Презентация на тему "Научное и житейское психологическое знание"

Презентация: Научное и житейское психологическое знание
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Научное и житейское психологическое знание" по психологии. Состоит из 22 слайдов. Размер файла 0.11 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Научное и житейское психологическое знание
    Слайд 1

    1. Научное и житейское психологическое знание

  • Слайд 2

    2. Специфика психологии в системе естественных и гуманитарных наук

    Занимает промежуточное место между гуманитарными и естественными науками. Естественные науки: Биологические науки – закономерности развития психики; Физика – в ряд психологических теорий вошли такие понятия как «энергия», «поле»; Химия – психофармакология – воздействие на психику лекарственными средствами, механизмы памяти (химические, физиологические и психологические теории). Гуманитарные науки: История – особенности душевного облика человека в разное время; изучение психологического знания – история психологии; Социология – взаимодействие личности с социальным окружением; Искусствоведение – проблемы художественного творчества и личности художника; Философия – философские концепции выступают в качестве методологической основы; Педагогика – познавательные процессы, обучение; Из естественных наук психология заимствует некоторые объяснительные принципы, в гуманитарных науках психология не только берет, но и предлагает свои способы понимания явлений; Психология использует естественно-научные методы для изучения проблем, традиционно относящихся к гуманитарному знанию.

  • Слайд 3

    3. Основные принципы в работе психолога

    Принцип профессиональной компетентности (профессиональная компетентность, совершенное владение профессиональными знаниями); Не нанесения ущерба испытуемому (не навреди) – процесс и результат деятельности тщательно и внимательно спланирован; Принцип беспристрастности (с любым человеком, с уважением); Принцип конфиденциальности; Принцип позитивно-ориентированной активности (на позитив).

  • Слайд 4

    4. Направления в работе психолога

    Организационно-методическое Планирование; Подготовка психолога; Психологическое просвещение; Исследовательское аналитическое Подходы к изучению; Адаптация методик; Психотерапевтическое - система лечебного воздействия на психику Консультационно-просветительское Психопрофилактика; Психокоррекция; Психологическая реабилитация; Психогигиена – создание условий, обеспечивающих укрепление и сохранение или создание необходимых психических функций; Психологическое консультирование – рекомендательный характер; Психологическое просвещение – повышение психологической культуры клиентов

  • Слайд 5

    5. Требования профессии психолога к качеству и уровню подготовки. Отличие профессионала психолога от любителя.

    У профессионального психолога знания стабильны, постоянны. В своей работе опирается на метод научного познания и использует разные методики. Профессиональный психолог ответственен за свой труд, а также поддерживает связь с другими специалистами. Профессионал имеет необходимые документы, способен к профессиональному саморазвитию. А знания психолога любителя носят вихревой характер.

  • Слайд 6

    6. Требования профессии психолога к личностным качествам (интересы, склонности, профессионально-важные качества). Противопоказания к деятельности психолога.

    Требования: Доброжелательность и любовь к людям; Широта интересов, независимость взглядов; Готовность к поддержанию и установке контактов с людьми; Стрессоустойчивость; Профессиональная компетенция; Повышенное чувство ответственности за свои слова; Интеллектуальный потенциал (гибкое, системное мышление, память); Эмпатия – сопереживание, сочувствие; Противопоказания: Ненависть к людям; Откровенное психическое нездоровье; Неумение общаться и неспособность выстраивать с людьми отношения; Лень и безынициативность (равитию);

  • Слайд 7

    7. Сущность профессиональной этики. Основные положения.

    Уважение к личности любого человека; Защита человеческих прав; Чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту; Осмотрительность в применении методик и процедур; Профессиональная компетентность; Психолог не должен принимать участие в разработке методик, угнетающих личность; Психолог не должен пользоваться властью в своих целях; Следить за своей лексикой; Не доверять свою подпись, методики…

  • Слайд 8

    8. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога. Актуальное состояние проблемы лицензирования и аккредитации психологов.

    Документы Законодательно-правовые акты и нормативные документы Закон об образовании; Конвенция о правах ребенка; Положение о лицензировании деятельности в социальной сфере… Специальные Выписка из медицинских карт; Карта психического развития ребенка; Психологические заключения; Протоколы коррекционных занятий и бесед; Организационно-методические Хронометраж рабочего времени практического психолога; График работы; Годовой план; Журнал учета видов работы; Программа коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов; Альбом диагностических методик; Тематический план учебных курсов по психологии; Отчет о проделанной работе по итогам года; Комплект рабочих документов психолога. Лицензирование Государственная аккредитация – установление или подтверждение государственного акредитационного статуса образовательного учреждения по типу ВУЗ, по виду институт, академия, университет, а также соответствующее содержанию и качеству подготовки выпускников. Уровни аккредитации психологов: Начальный (консультативный) - индивидуальный консультант; Базовый (ассоциативный тренер) – проведение терапевтических групповых тренингов; Профессиональный (тренер) – предыдущие уровни + проведение обучающих тренингов в регионе; Национальный уровень (национальный тренер) – 3 предыдущих + тренинги во всех регионах; Международный тренер – 4+ страны ближнего и дальнего зарубежья; Лицензирование – разрешение на использование, мероприятие, связанное с предоставлением возможности на деятельность с заключением личного договора.

  • Слайд 9

    9. Профессиональные сообщества психологов в России и за рубежом

    Россия Ассоциация детских психологов и психиатров (АДПП); Дальневосточная ассоциация психологов; Московская ассоциация аналитической психологии; Московское психологическое общество; Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига; Федерация психологов образования России. СНГ и страны ближнего зарубежья Киевская ассоциация практикующих психологов и психотерапевтов; Профессиональная ассоциация психологов «Фрейя» (Украина). Дальнее зарубежье Международная ассоциация школьных психологов; Американская ассоциация школьных психологов.

  • Слайд 10

    10. Профессиональное общение психологов (его характеристики и требования).

    Профессиональное общение психологов Все виды общения, в которые вовлечен психолог; Общение психолога на работе; Общение психологов между собой. Характеристики общения Сензитивность (чувственность) – умение находить и различать много различных деталей; Гибкость в средствах – умение подбирать такие средства, которые точно соответствуют особенностям ситуации общения; Целенаправленность – умение ставить цели и соотносить их с действиями; Проницательность – способность видеть мотивы поступков, распознавать намерения; Умение занимать рефлексивную позицию, умение быть не только участником, но и наблюдателем. Требования к стилю общения: Долженствование (перевести на другие специальности); Безоценочность; Бесконфликтность

  • Слайд 11

    11. Профессионализация. Стадии профессионального развития.

    Концепция Зеера (5 стадий развития): Оптация – выбор профессии с учетом своих особенностей; Профессиональная подготовка – знания, умения и навыки; Профессиональная адаптация – освоение социальной роли; Профессионализация – формирование позиций, интеграция личных и профессиональных качеств; Профессиональное мастерство – реализация знаний, умений и навыков в профессиональной жизни. Виды профессиональной адаптации: Первичная; Вторичная – психофизиологическая, режим питания и отдыха; Социально-психологическое; Профессиональная; Периодизация развития человека (Климов): Предыгры (от рождения до 3 лет) – ребенок осваивает базовые знания; Игры (от 3 до 6-8 лет) – овладение всевозможными профессиями по средствам игры; Овладение учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет) – развитие функции самоконтроля и планирования деятельности; Оптация (от 11-12 до 14-18 лет) – выбор профессии; Адепта (18 – 21/23) – подготовка к профессии; Адоптанта – человек входит в профессию (1 месяц – 2 года); Интернала – вход в профессиональный коллектив («свой среди своих»); Мастера – работник становится лучшим среди коллег; Авторитета – лучший среди мастеров; Наставник – высший уровень работы специалистов.

  • Слайд 12

    12. Возрастные и биографические кризисы.

    Возрастные Адаптационный (кризис 30-летия) – после профессиональной адаптации; Середины жизни (40-50 лет) – рост работы – апатия; Предпенсионный (55-65 лет); Биографические (Ахмеров Р.А.) Нереализованности (недооценка результатов); Опустошенности – субъект слабо представляет связи от прошлого и настоящего в будущее; Бесперспективности – неясность планов на будущее Фазы кризиса (по Зееру): Пердкритическая – неосознавание проблемы – раздражительность; Критическая – осознавайте проблемы, варианты решения. (Типы конфликтов: мотивационный – потеря интереса к работе; когнетивно-деятельностный; поведенческие – противоречия в межличностных отношениях) Посткритическая – итог кризиса.

  • Слайд 13

    13. Уровни профессиональной деформации

    Тенденции профессиональной деструкции (по Макаровой): Отставание, замедление профессионального развития в сравнении с возрастными и социальными нормами; Распад профессионального сознания; Спад профессионльной мобильности; Ослабление ранее имевшихся профессиональных данных; Искажение профессионального развития; Появление деформации личности (эмоциональное истощение); Прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания; Психологические детерминанты профессиональной деструкции: Объективные факторы – влияют на профессиональную деструкцию; Субъект – обусловленные особенности личности; Субъект – объект; Предпосылки: Мотивы выбора профессии (социальная значимость, имидж, творческий характер); Деструкция ожиданий (получил не то, что хотел); Типичность, стереотипность выполнения операций; Эмоциональное напряжение; Уровни деформации: Общепрофессиональная; Специальные профессиональные; Профессионально-типологический; Индивидуальная

  • Слайд 14

    14. Основные виды деятельности и формы работы психолога в образовательной системе.

    Диагностика – коррекционная работа; Психопрофилактическая работа: Первичная профилактика (здоровые дети); Вторичная профилактика (группа риска); Третичная профилактика (учебные или поведенческие проблемы). Консультация; Психодиагностика Дает возможность психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком; Проверить насколько эффективно оказаны меры; Дать правильное направление консультанту.

  • Слайд 15

    15. Документация педагога-психолога образовательного учреждения.

    Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения; Журнал учета проведенной работы; График работы на неделю; Программы и методы психопрофилактики и диагностики, развивающие и коррекционные методы; Аналитический отчет о проведенной работе за год.

  • Слайд 16

    16. Сущность, предмет и основные категории клинической психологии.

    Клиническая (медицинская) психология – наука, изучающая психические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, а также методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов. Предмет КЛП – психические расстройства, нарушения. Разделы: этимология, классификация, диагностика, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация и охрана здоровья). Категории: норма, патология, здоровье, болезнь, симптом и синдром. КЛП изучает синдромы нарушений психических функций при изменённых состояниях функционирования нервной системы. Симптом – единичный или частный признак, который указывает на неблагополучие в организме или психическое нарушение человека; Синдром – закономерное сочетание симптомов. В синдроме выделяют обязательные, дополнительные и факультативные симптомы. Обязательный симптом указывает на происхождение расстройства. Второй дополнительный симптом отражает тяжесть или выраженность расстройств. Факультативный связан с влиянием различных факторов. На проявление симптомов влияют несколько факторов: возраст, пол, культура; Нозос (болезнь) – болезненный процесс, текущее динамическое явление; Дефект (патос) – патологическое состояние, стойкое изменение функций; Норма. Функциональные нормы, оценивающие состояния человека, с точки зрения их последствий. Социальные нормы, нормы контролирующие поведение человека, заставляя человека, соответствовать некоторому желаемому или установленному образцу. Индивидуальная норма, норма, предполагающая сравнение человека с состоянием, в котором он прибывал раньше до болезни.

  • Слайд 17

    17. Этика в клинической психологии.

    Модель Гиппократа – принцип «не навреди»; Модель Парацельса – принцип «делай добро». «Сила врача в его сердце»; Демонологическая модель – должная, наука о долженствовании. Английский философ Бентам. Нравственная совершенство, моральный долг, идеал. Наблюдается долг – значит выполняется требование; Биоэтика – 60-70-е годы XX века. Рассматривает медицину в контексте прав человека. Любовь врача к пациенту. Пациент может сам решать. Ван Ренсен Поттер 1969 – термин биоэтика. Выбирает сам себе врача, методы.

  • Слайд 18

    18. Основные методы работы клинических психологов.

    Клиническое интервью (интервьюирование) – метод получения информации об индивидуально-психологических свойствах личности, психологических феноменов и психопатологических симптомах и синдромов, а также внутренней картине болезни пациента, способ психологического воздействия на человека, производимый непосредственно на основе личного контакта психолога и клиента. Принципы клинического интервью: Однозначность, точность, доступность формулировок; Адекватность; Последовательность, алгоритмизированность; Беспристрастность допроса; Проверяемость, получаемой информации. Экспериментально-психологические методы исследования. Зейгарник В. Патопсихологическое исследование – исследование любой диагностической процедуры в целях моделирования целостной системы, познавательных процессов и отношений личности; Оценка эффективности психокоррекционного воздействия. Ограничения у больного. Карбасарский предложил 4 категории: Степень симпотомотически; Степень осознания; Степень изменения нарушенных отношений личности;

  • Слайд 19

    19. Принципы клинико-психологической экспертизы.

    Врачебно-трудовая экспертиза. Психолог оценивает людей, которые переболели определенными болезнями или не до конца выздоровели определяет следы болезни. 3-я группа инвалидизации – болезнь оставила изъян, позволяющий человеку работать. 2-я группа – ограничивает деятельность человека. 1-я группа – не могут и не имеют право выходить на работу. Военно-медицинская экспертиза. Уровень психического развития. Оценка личностных особенностей. Способность к дисциплине, психопатичность, чрезмерную возбудимость. Из-за ошибок повышаются суициды среди призывников. Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза. Основная задача – определить вменяемость человека. Уровень психического развития – соответствует ли его умственный возраст паспортному; В каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления; Можно ли доверять показаниям свидетелей; Оценка состояния суициданта перед актом самоубийства; Психолого-педагогическая экспертиза. Совершается клиническим психологом в отношении людей с аномалиями в развитии.

  • Слайд 20

    20. Виды психологического воздействия в практике клинических психологов.

    Средства (методики, программы); На что влияет (мотивация, система отношений, самооценка и самосознание); К чему приводит данное влияние (изменение поведения человека в целом, изменение саморегуляции человека, общее состояние здоровья человека); Цели воздействия (профилактические, лечебные, восстановительно-адаптационные); Кто воздействует (психотерапевт или человек, ведущий психокоррекцию); Виды воздействия. Психотерапия – отрасль медицины, имеющая следующие формы воздействия. Вылечить пациента и убрать симптомы. Рациональная форма. Проблемы больного обсуждается, находятся пути решения проблем. Субъестивная форма. Внушение. Или в сознании или в состоянии гипноза. (Гипнотерапия, аутотренинг, внушение и самовнушение). Задачи психотерапии по Карбоссарскому Глубокое и всесторонние изучение личности больного (эмоциональное регулирование, мотивация, система отношений); Выявление и изучение этио- и патогенетических механизмов; Достижение у больного осознания (причина и следствие); Помощь больному в разумном разрешении психотравмирующих ситуаций; Изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Психокоррекция. Поведения; психологических факторов и риска заболеваемости; психологических последствий перенесенных заболеваний и совершенствование адаптационных возможностий человека, коррекция конфликтных отношений и т.д. Виды коррекции: Психоанализ; Психодрамма; Гуманистическая психология; Гештальттерапия; Бихевириальная терапия; Семейное консультирование и т.д.

  • Слайд 21

    21. Дети, относящиеся к «группе риска».

    Дети с нарушениями в аффективной сфере , педагогически запущенные дети, дети с ЗПР, с проблемами в развитии. Виды детей: Гиперактивные дети или с синдромом дефицита внимания (осталось, непослушность, трудно в общении, трудно включаются в работу, слабая успеваемость); Нарушения эмоционально-волевой сферы: Агрессивные дети (злость без причины); Эмоционально-расторможенные дети (вызывающие, громкие); Слишком застенчивые и тревожные дети. Психическая неустойчивость подростка. Безволие, повышенная внушаемость, неустойчивость настроения, теряют интерес к занятиям. Побеги из школы – одна из форм защитной реакции, но чаще является удовлетворением своих инфантильных требованиям; Аффективная возбудимость (отрицание, негатив); Подростки с ЗПР. Причины: Неполноценность нервной системы; Социальные факторы (неблагоприятные условия воспитания); Правополушарные дети (левши): Богатое воображение, ассоциации; трудно – таблицы, логика. Задают оригинальные вопросы; Тревожные и неуверенные дети. Ситуации проверки опасные. Нужен постоянные контроль, много вопрос, теребят пальцы и волосы. Следят за преподавателем при ответе. Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. Невнимательные, рассеянные. Сформированы все психические функции. Неустойчивая работоспособность. Перфекцианисты – отличники. Высокая ответственность, стремление сделать лучше и быстрее. Чувствительны к похвале и любой оценки деятельности; Астенические дети. Высокая утомляемость, истощаемость. Снижается темп деятельности. Рост ошибок. Проблема в нервной системе. Снижаетсякачество работы.; Гипертивные дети. Быстрые, энергичные, активные. Много дел за короткий срок. Небрежно. Не расстраиваются из-за плохих оценок. Застревающие дети. Низкая подвижность, низкая мобильность. С трудом переключаются с одного задания на другое. Если торопить – темп деятельности снижается. Никогда не укладываются в отведенное время.

  • Слайд 22

    22. Стратегии поддержки детей, относящихся к «группе риска».

    Гиперактивность. Комплексная работа. Отправить ребенка к врачу; Объяснить родителям. Расписание занятий. Увеличивать объем внимания. Учителям позволять ребенку садить на первую парту и домашнее задание писать на доске. Ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Вырабатывать условные рефлексы (звонки, начало работы). Пользоваться специальным дневником. Давать только одно задание. Дозировать выполнение большого задания. Занимать его физическим трудом. Функциональная сфера. Причина Неверное воспитание: Неприятие; Идеальное восприятие; Тревожно-минтельно. Болезненная тревога. Эгоцентрический тип – навязание представления о себе, как о кумире. Тип темперамента; Социальные факторы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке