Содержание
-
Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносима. Гжегорчик Владислав:
-
Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти
И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно вположенииноворожденного.
-
По расчетам фон Неймана — создателя кибернетики — человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов библиотеки
-
Понятие памяти
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
-
Виды памяти
1. По характеристикам Д по запоминанию и воспроизведению.
-
Двигательная (моторная) П
самый древний вид П П. на различные движения и их системы помогает воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма (ходьба, письмо, плавание) признак хорошей двигательной памяти - физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки».
-
Образная Псенсорная
осязательная вкусовая зрительная обонятельная слуховая Хорошо развиты у всех У профессионалов и как компенсация
-
Эмоциональная П
П. на чувства, переживания. Эмоции сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы., поэтому ЭП как сигнал, регулятор поведения Самая прочная
-
Словесно-логическая
Содержание - наши мысли. Специфически человеческая память. возникает позже всех остальных видов ведущая по отношению к др. видам памяти, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. принадлежит основная роль в усвоении знаний
-
Эйдетическая П Особый редкий вид памяти. яркие наглядные образы, возникающие в отсутствие предмета. связана с синестезией
-
2. По характеру видов деятельности
-
3. По продолжительности закрепления и сохранения материалов
-
Мгновенная (иконическая)
удержание информации без ее переработки, 0,1-0,5 с. Обычно сенсорная. Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Если испытуемому в течение 50 м.сек. предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного. Через 150 м.сек. - 25–35%, а через 250 м.сек. уже вся информация из сенсорной памяти теряется.
-
Кратковременная, оперативная
рассчитана на хранение информации в течение небольшого промежутка до 20-50 с, пока информация не будет использована или переведена в долговремен. П. Из мгновенной в кратковр. П попадает только та информация, к-я осознается. V = 7+- 2 ед непрочная
-
Долговременная память нб важная и сложная. хранит информ. в течение длительного времени Емкость практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, должно находиться в системе ДП.
-
Генетическая П «П предков», «П Рода»
информация хранится в генотипе и передается по наследству. способность «помнить» то, чего помнить никак нельзя, то, чего не было в непосредственном жизненном опыте, в житейской практике индивида. может проявиться во время сна или гипноза Ед. вид памяти, на к-ю нельзя влиять через обучение и воспитание.
-
Характеристика процессов памяти
1. Запоминание
-
запоминание
-
Условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию:
1. выделение главных мыслей и план. •2. Конкретизация -пояснение правил примерами, проведение наблюдений, л/р и т.п.
-
3. сравнение – нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр.
-
«Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять» философ Б. Стюард
4.Экспериментально доказано, что запоминается то, с чем человек действует.
-
5. Активное восприятие с карандашом в руках. (вопросы на полях, записывать мысли и идеи, формулировать вопросы, комментировать, спорить с автором, делать конспекты, схемы)
-
6. Насытить информацию эмоциями измените текст, например перепишите теорему в стихотворной форме, или нарисуйте комические иллюстрации к Мы Все Знаем Мама Юли Села Утром На Пилюли
-
То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)
О память сердца, ты сильней Рассудка памяти печальной! К. Батюшков
-
7. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели. Школьники 1 класса в три раза больше запомнили чисел, чем студенты.
-
8. систематизация • по какому-либо признаку, • в хронологическом порядке • с помощью интеллект-карт
-
9.Долгосрочность запоминания зависит от установки. Эксперимент «Запомните 2 рассказа» 1 надолго 2 проверим завтра
-
2 способа повторения
10. активное и разнообразное повторение.
-
По словам К.Д. Ушинского, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь.
-
3 способа заучивания
-
Повторение Заучивание Повторения особенно полезны в первые часы и дни после ознакомления с учебным материалом
-
Эффект Зейгарник.Запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца, чем та, которую благополучно решили.
-
3. Воспроизведение
-
Воспроизведение
-
Формы воспроизведения(по степени лёгкости протекания)
1.Узнавание – воспроизведение в условиях повторного восприятия. 2.Собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, которой воспроизводится. 3. Воспоминание – воспроизведение образов нашего прошлого. Историческая память личности.
-
4.Забывание
Забывание чистит авгиевы конюшни памяти. Гжегорчик Владислав
-
Кривая забывания Эббингауза
-
Реминесценция – смутное припоминание. Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время.
-
многие факты забывания связаны с особым психологическим защитным механизмом — вытеснением. «Это было, — сказала Память. — Этого не могло быть, — сказала Гордость. И Память сдалась».
-
Другой причиной забывания является старение организма
от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается; затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, от 30 до 70 лет — может либо ухудшаться, либо — в некоторых случаях — улучшаться.
-
закон регрессии (закон Т. Рибо)
Сначала забывается то, что усвоено недавно, потом забывание распространяется на то, что усваивалось раньше. По этой причине некоторые пожилые люди лучше помнят то, что случилось десятки лет назад, чем вчерашние события.
-
4. Забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями.
-
6.Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. выражено заметнее, если а)Д следует без перерыва, б)последующая Д сходна с предыдущей в)последующая Д труднее.
-
7. Забывание наступает быстрее при утомлении.
-
8. Затруднения в воспроизведении материала могут усиливаться вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает торможение.
-
Эффект края. Обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
-
9. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в деятельность личности.
-
Забывание не бывает 100%-м.Почти не забываются двигательные навыки.
А потому — не отчаивайтесь: в сложных ситуациях, вы можете, способны вспомнить все, что учили.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.