Презентация на тему "Великая Победа!"

Включить эффекты
1 из 157
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Великая Победа!" по истории. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Память

    Лекция № 33 Тема: Медицинский факультетСпециальности: 060101.65 – Лечебное дело 060103.65 – Педиатрия 2011 / 2012 учебный год 3мая 2012 г.

  • Слайд 3

    Литература основная

    Физиология человека Под редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько Медицина, 2003 (2007) г. С. 593 – 598

  • Слайд 4

    «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом» С.Л.Рубинштейн— российский психолог

  • Слайд 5

    Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе. Основная методика - заучивание бессмысленных списков слов или слогов. Г. Эббингауз (1850-1909)

  • Слайд 6

    Вопрос 1

    ПАМЯТЬ и связанные с ней понятия

  • Слайд 7

    Память как психическая функция

    Неврологическая Генетическая Иммунная Социальная Историческая

  • Слайд 8

    Понятие «память»

    ПАМЯТЬ - это психическое свойство человека, его способность, к … запоминанию, … хранению, … узнаванию, … воспроизведению, … забыванию… информации.

  • Слайд 9

    Другими словами Память как основа обучения и мышления включает в себя пять тесно связанных между собой процессов: Запоминание Хранение Узнавание Воспроизведение Забывание

  • Слайд 10

    Запоминание

    Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна. может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала мы запоминаем его

  • Слайд 11

    Запомните ряд цифр!

    144121100816449362516941

  • Слайд 12

    Однажды во время лекции известный советский психолог А. В. Петровский предложил студентам запомнить ряд из 24 цифр: 144121100816449362516941 Вздох безнадежности пробежал по аудитории. Никто не решался воспроизвести этот ряд. Пытались делить его на отдельные группы. Например, сразу можно обособить первые четыре цифры - 1441, дальше после двойки следуют две единицы и дза нуля, а затем всякая группировка осложняется, запутывается. Кажется, ничего не оставалось, кроме надоедливой зубрежки. Однако когда студенты узнали, что в ряду перечислены кеадраты чисел от 12 до 1, он запомнился мгновенно, в вернее, само запоминание оказалось как бы излишним. Оно практически уже не зависело от способностей запоминающего. Современная наука не рассматривает запоминание как запечатление. Сократ, живший в V веке до н. э., предполагал, что в мозгу человека существует некая восковая табличка, на которой при запоминании возникает след, как от перстня с печатью. Такое представление явно противоречит активной деятельности запоминающего, то есть той деятельности, которая определяет эффективность собственно мнемонического действия.

  • Слайд 13

    Сохранение

    следы памяти не исчезают, а фиксируются, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. важно лично психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.

  • Слайд 14

    Воспроизведение

    проходит в три фазы: Узнавание Припоминание Репродукция или реминисценция

  • Слайд 15

    Воспроизведение

    Узнавание - при повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.

  • Слайд 16

    Тест

    УЗНАВАНИЕ ФИГУР

  • Слайд 17

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

    Воспроизведение

    Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют. .

  • Слайд 21

    Вам будут показывать картинки. Вы должны будете их все запомнить и на следующем слайде выбрать те картинки, которые вам показали. В тесте 10 уровней. Каждый последующий сложнее предыдущего. Желаю удачи !!!

  • Слайд 22

    А

  • Слайд 23

  • Слайд 24

    1

  • Слайд 25

    2

  • Слайд 26

    12

  • Слайд 27

    Репродукция

    Reproduction От лат.Re - повтор + Produco - произвожу процесс воспроизведения того, что запомнилось; оживление в сознании пережитого.

  • Слайд 28

    Реминисценция

    Reminiscence От лат.Reminiscentia - воспоминание воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. отсроченное восприятие того, что первоначально было временно забыто.

  • Слайд 29

    Реминисценция, явление улучшения памяти

    В соответствии с основным законом сохранения (Г. Эббингауз, Германия) воспроизведение заученного материала с течением времени должно ухудшаться. Но…

  • Слайд 30

    воспроизведение материала по прошествии некоторого времени с момента его запоминания даёт лучшие результаты, нежели непосредственно после него.

  • Слайд 31

    Реинтеграция

    Reintegration От лат.Re - повтор + Integratio - восстановление Реинтеграция - воспоминание или восстановление того или иного опыта или события полностью с помощью переживания одного из его аспектов.

  • Слайд 32

    Контаминация

    От лат.Contaminatio - смешение ложное воспроизведение информации, характеризующееся объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным предметам. Обычно контаминация проявляется при смысловой и фонетической близости между словами.

  • Слайд 33

    Персеверация

    От лат.Perseveratio - упорство навязчивое воспроизведение одних и тех же движений, мыслей, представлений. выступает как непроизвольная форма воспоминания, когда образы спонтанно возникают в сознании. Различают моторные, сенсорные и интеллектуальные персеверации.

  • Слайд 34

    Вопрос 2

    ЗАБЫВАНИЕ как важный компонент памяти

  • Слайд 35

    Забывание

    процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания.

  • Слайд 36

    может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который тем не менее необходим для нормальной плодотворной жизни.

  • Слайд 37

    Соломон Вениаминович Шерешевский

    1886–1958 российский-советский журналист и профессиональный мнемонист еврейского происхождения. Обладал феноменальной памятью, построенной прежде всего на спонтанных кинестетических ассоциациях. Его жизнь и психология были описаны в книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти». Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом вдохновлён этим описанием.

  • Слайд 38

    Оскирко Мирослав - вундеркинд из Малой Джалги., 4года

  • Слайд 39

  • Слайд 40

    Теории забывания

    систематической деформации следов памяти ретроактивного и проактивного торможения мотивируемого забывания

  • Слайд 41

    Теория систематической деформации следов памяти

    перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные безконтрольные перемены.

  • Слайд 42

    Теория ретроактивного и проактивного торможения

    любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное забывание) Например: немудро мосле математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

  • Слайд 43

    Теория мотивируемого забывания

    говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину).

  • Слайд 44

    З.Фрейд посвятил много времени изучению этой теории и изучению мотивированного забывания. По мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.

  • Слайд 45

    Вопрос 3

    Основные черты (характеристики) памяти

  • Слайд 46

    Основные черты (характеристики) памяти

    Емкость (объем) Длительность Механизм ввода информации (запоминание) Быстрота запоминания Характер информации (организация данных) Точность Доступ к информации (готовность к воспроизведению) Механизм забывания

  • Слайд 47

  • Слайд 48

  • Слайд 49

    Учебник С.593

    На протяжении жизни человека его память становится вместилищем огромного количества информации: в течение 60 лет активной творческой деятельности человек способен воспринять 1013— 1016 бит информации, из которой реально используется не более 5—10 %.

  • Слайд 50

    Объем памяти

    Объем - способность одновременно сохранять какой-то объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц)

  • Слайд 51

    Основные черты памяти

    Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти.

  • Слайд 52

    Вопрос 4

    Критерии классификации видов человеческой памяти

  • Слайд 53

    Критерии классификации видов человеческой памяти:

    по участию воли в процессе запоминания по психической активности, которая преобладает в деятельности по продолжительности сохранения информации по сути предмета и способа запоминания

  • Слайд 54

    По характеру участия воли память делят на …

    Непроизвольную Произвольную

  • Слайд 55

    Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий. Непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое для него значение. Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

  • Слайд 56

    По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на … двигательную эмоциональную (аффективную) образную словестно-логическую

  • Слайд 57

    Двигательная (кинетическая) память

    запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений.

  • Слайд 58

    активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

  • Слайд 59

    Эмоциональная память

    память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок.

  • Слайд 60

    приятные события более прочно откладываются в памяти чем неприятные. играет важную роль в мотивации человека проявляет себя очень рано: около 6 мес.

  • Слайд 61

    Образная память

    связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту.

  • Слайд 62

    человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактым содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы.

  • Слайд 63

    может быть Зрительной Слуховой Обонятельной Осязательной Вкусовой

  • Слайд 64

    У разных людей более активны разные анализаторы но у большинства людей лучше развита зрительная память.

  • Слайд 65

    Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.

  • Слайд 66

    Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам

  • Слайд 67

    Осязательная, обонятельная и вкусовая память – не играют существенной роли в жизни человека, возможности эти видов памяти ограничены и их роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.

  • Слайд 68

    Словесно-логическая память

    разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

  • Слайд 69

    В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д.

  • Слайд 70

    при тренировке дает хорошие результаты, и гораздо более эффективна чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. П.П.Бонский называл ее "память-рассказ". имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться основы логики. Развивается с обучением основам наук

  • Слайд 71

    Типы памяти по сути предмета и способа запоминания

  • Слайд 72

    Эпизодическая память

    память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972).

  • Слайд 73

    Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой день рождения, когда вам исполнилось 17 лет; память о дне вашей помолвки; припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе

  • Слайд 74

    Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

  • Слайд 75

    Вопрос 5

    Классификации видов человеческой памятипо продолжительности сохранения информации

  • Слайд 76

    Классификации видов человеческой памятипо продолжительности сохранения информации

    Мгновенная Кратковременная Оперативная Долговременная

  • Слайд 77

    Вопрос 5.1

    Мгновенная память

  • Слайд 78

    Мгновенная память

    Синонимы: сенсорная, иконическая (для зрительных стимулов) эхоическая (для звуковых стимулов)

  • Слайд 79

    Основные характеристики мгновенной памяти

    Емкость (объем) – ограничена объёмом информации от рецепторов Длительность – доли секунды (от 0,1 до 0,5 с). Механизм ввода информации – автоматически во время восприятия Быстрота запоминания Организация данных – представление о физической роли раздражителя Характер информации - сенсорный Точность Доступ к информации (готовность к воспроизведению) – ограничен только скоростью считывания Механизм забывания – «стирание» и «угасание»

  • Слайд 80

    Мгновенная память

    удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память - образ. проявляется у детей в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

  • Слайд 81

    Вопрос 5.2

    Кратковременнная память

  • Слайд 82

    Основные характеристики кратковременной памяти

    Емкость (объем) – малая Длительность – несколько секунд Механизм ввода информации – вербализация данных Быстрота запоминания Организация данных – упорядочение во времени Характер информации – вербальный (возможно и другие) Точность Доступ к информации (готовность к воспроизведению) – очень быстрый Механизм забывания – новая информация вытесняет старую

  • Слайд 83

    «Магическое число семь плюс-минус два»Джорджа Миллера

    закономерность обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, суть которой состоит в том, что кратковременная человеческая память может запомнить и повторить только 7 ± 2 элемента. также известна как «кошелёк Миллера»,

  • Слайд 84

    Описание принципа Миллер провел ряд экспериментов, целью которых был анализ памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита и пять односложных слов — то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов.

  • Слайд 85

    Таким образом, кратковременная память — «кошелёк», в который можно «положить» одновременно семь «монет». Причём память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики, то есть не важно какие «монеты» находятся в «кошельке» — доллар или цент, главное чтобы их было семь. Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9. Применение Данный принцип используется, например, в построении интерфейсов программ. Если количество элементов (пунктов меню, кнопок, закладок) меню больше семи, или в крайнем случае девяти, то эти элементы стараются сгруппировать.

  • Слайд 86

    Кратковременная память

    хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. запоминание может происходить после однократного или очень краткого восприятия. работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. сохраняет самые существенные элементы воспринятого образа. "включается" когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями) Информация вводится с помощью обращения внимания на нее.

  • Слайд 87

    НАПРИМЕР: человек сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос какой цифрой, римской или арабской, изображена на часах цифра 6. Он никогда целенаправленно не обращал внимание на этот факт, и таким образом информация не отложилась в кратковременной памяти. - Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен чем позволяет его объем памяти. - Сделав сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.[25] На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря ей человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.3

  • Слайд 88

    Вопрос 5.3

    Оперативная (вторичная) память

  • Слайд 89

    Основные характеристики вторичной памяти

    Емкость (объем) – очень велика Длительность – от несколько минут до нескольких лет Механизм ввода информации – путем повторений Быстрота запоминания Организация данных – семантические и пространственно-временные отношения Характер информации – все виды Точность Доступ к информации (готовность к воспроизведению) – медленный Механизм забывания – новая информация вытесняет старую

  • Слайд 90

    Оперативная память

    рассчина на сохранение информации в течение определенного, зараннее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

  • Слайд 91

    Вопрос 5.4

    Долговременная (третичная) память

  • Слайд 92

    Основные характеристики третичной памяти

    Емкость (объем) – очень велика Длительность – вся жизнь Механизм ввода информации – путем очень частых повторений Быстрота запоминания Организация данных – ? Характер информации – все виды Точность Доступ к информации (готовность к воспроизведению) – очень быстрый Механизм забывания – вероятно, не происходит

  • Слайд 93

    Долговременная память

    способная хранить информацию неограниченный срок. начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные. чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

  • Слайд 94

    Вопрос 6

    Молекулярные и клеточные механизмы памяти

  • Слайд 95

    История исследования на нейронах моллюсков

    Один из ученых, изучающих физиологические механизмы процесса запоминания — лауреат Нобелевской премии Эрик Кандель. В своих экспериментах он изучал моллюска аплизию.

  • Слайд 96

    Эрик Кандель (Кэндел)

    англ. Eric Richard Kandel; 1929, Вена американский психиатр, нейробиолог и профессор биохимии (Центр нейробиологии и поведения, Колумбийский университет, Нью-Йорк, США). Награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине за открытие молекулярных механизмов работы синапсов.

  • Слайд 97

    Аплизия

    Кандель исходил из предположения, что нет фундаментальных отличий между нейронами и синапсами человека и беспозвоночных. Кроме того, аплизия обладает несколькими важными преимуществами: 1) нервная система аплизии состоит примерно из 20 000 нейронов (тогда как у млекопитающих их десятки миллиардов);2) многие из них очень большие (до 1 мм в диаметре);3) нейроны часто окрашены в различные цвета и занимают строго определённое положение в нервных ганглиях, так что их легко опознавать индивидуально.

  • Слайд 98

  • Слайд 99

    История исследования на нейронах моллюсков

    Для исследований был выбран один из защитных рефлексов: рефлекс втягивания жабры при дотрагивании до сифона. Когда животное находится в спокойном состоянии, жабры прикрыты куском кожи, заканчивающейся сифоном. При раздражении жабры и сифон прячутся в мантийную полость. Выделяют три основных вида научения: повышение чувствительности (сенситизация), привыкание (габитуация) и классическое (павловское) обусловливание (выработка условного рефлекса). В опытах с аплизией изучали все эти формы, но наиболее подробно была изучена сенситизация, при которой животное начинает сильнее реагировать на внешнее раздражение. При одном дотрагивании до сифона жабра немного прячется в мантийную полость, а если до этого в «хвост» (заднюю часть ноги) аплизии наносили укол, жабра втягивается сильнее и на более длительное время. Рефлекторная цепь этого рефлекса состоит из 24 сенсорных нейронов и шести мотонейронов жабр.

  • Слайд 100

    Исследования Канделя показали, что обучение происходит в результате изменений в силе синаптических связей между клетками — изменении количества нейромедиатора, выделяемого в синаптическую щель при определенной силе раздражения Она изменяется гетеросинаптически, то есть силу синапса изменяют клетки-модуляторы. Одна и та же синаптическая связь может быть изменена (усилена или ослаблена) при разных формах обучения: привыкание ведет к ослаблению связей между сенсорными нейронами и их эффекторами, мотонейронами и интернейронами. Сенситизация ведет к усилению тех же самых наборов соединений.

  • Слайд 101

    Память кратковременная и долговременная

    На одном синапсе изменение силы связи (синаптическая пластичность) может быть кратковременной или долговременной. Это зависит от числа повторений обучающего раздражителя (укола в ногу). Долговременная память основана не только на усилении синаптической силы, но и на увеличении числа синаптических связей.

  • Слайд 102

    При привыкании количество выделяемого медиатора глутамата в сенсорном нейроне уменьшается. Модулятор синаптической силы — серотонин, который выделяет модуляторный интернейрон при раздражении ноги. При его выделении увеличивается выделение медиатора и увеличивается концентрация цАМФ в сенсорном нейроне, воздействующем на мотонейрон жабры. При проведении нескольких опытов выяснилось, что введение цАМФ внутрь сенсорного нейрона также увеличивает выделение медиатора.

  • Слайд 103

    Кратковременная память

    одиночное воздействие вызывает временный выброс серотонина. Серотонин воздействует на мембранный серотониновый рецептор, активируя G-белок, который активирует аденилатциклазу. Она синтезирует цАМФ, который активирует протеинкиназу А (ПКА). Каталитические субъединицы ПКА действуют на калиевые каналы, при этом К+ медленнее выходит из сенсорного нейрона во время нисходящей фазы потенциала действия, а Са2+ поступает в клетку в большем количестве. В результате получается, что выделяется больше медиатора. Длительность этих процессов соответствует кратковременной памяти.

  • Слайд 104

    Долговременная память

    Долговременное сенситизация рефлекса приводит к двум главным видам изменений в сенсорных нейронах: 1) Устойчивая активность ПКА; 2) Увеличение числа синаптических связей с мотонейроном.

  • Слайд 105

    При повторяющейся стимуляции уровень цАМФ возрастает и сохраняется неизменным в течение нескольких минут. За это время каталитические субъединицы ПКА успевают переместиться в ядро вместе с митоген-активирующей протеинкиназой (МАРК). В ядре ПKA и МАРК фосфорилируют и активируют белок CREB-1 (фактор транскрипции) и подавляют действие CREB-2, ингибитора CREB-1. После этого CREB-1 активирует несколько генов раннего ответа. Один из них кодирует убиквитин-С-гидролазу, что приводит к управляемому расщеплению регуляторных субъединиц ПКА. Это приводит к постоянной активности РКА, в результате чего каталитические субъединицы дольше действуют на К+, Са2+ дольше входит в нейрон в больших концентрациях. Медиатора выделяется больше. Часто происходит увеличение числа синапсов, их площади, что также приводит к большему выделению медиатора. Рост синапсов связан с активацией генов позднего ответа, за которую отвечают белки, кодируемые другими генами раннего ответа.

  • Слайд 106

    При повторяющейся стимуляции уровень цАМФ возрастает и сохраняется неизменным в течение нескольких минут. За это время каталитические субъединицы ПКА успевают переместиться в ядро вместе с митоген-активирующей протеинкиназой (МАРК). В ядре ПKA и МАРК фосфорилируют и активируют белок CREB-1 (фактор транскрипции) и подавляют действие CREB-2, ингибитора CREB-1. После этого CREB-1 активирует несколько генов раннего ответа. Один из них кодирует убиквитин-С-гидролазу, что приводит к управляемому расщеплению регуляторных субъединиц ПКА.

  • Слайд 107

    Вышеперечисленное приводит к постоянной активности ПКА, в результате чего каталитические субъединицы дольше действуют на К+, Са2+ дольше входит в нейрон в больших концентрациях. Медиатора выделяется больше. Часто происходит увеличение числа синапсов, их площади, что также приводит к большему выделению медиатора. Рост синапсов связан с активацией генов позднего ответа, за которую отвечают белки, кодируемые другими генами раннего ответа.

  • Слайд 108

    Франц Йозеф Галль – «отец» лженауки френология, ещё мальчиком обратил внимание на то, что его школьные товарищи, которые отличаются большими и выпуклыми глазами, обладают ещё и очень хорошей памятью на слова. Впоследствии Галль пришел к заключению, что за этот вид памяти ответственен участок мозга, расположенный позади глазных орбит. Различая память вещей, мест, названий, чисел, словесную и грамматическую память, Галль расположил выделенные им формы памяти в отдельных «органах» мозга.

  • Слайд 109

    Депутат госДУМЫ Н.С.Валуев

  • Слайд 110

    Вопрос 7

    Законы памяти

  • Слайд 111

    Законы памяти

    Торможения Оптимальной длины ряда Края Незавершённости Контекста Установки Интереса Осмысления Действия Повторения

  • Слайд 112

    Закон торможения

    При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

  • Слайд 113

    Закон оптимальной длины ряда

    Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

  • Слайд 114

    Закон края

    Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

  • Слайд 115

    Закон незавершённости

    Лучше запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

  • Слайд 116

    Закон контекста

    При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

  • Слайд 117

    Закон установки

    Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

  • Слайд 118

    Закон интереса

    Интересное запоминается легче.

  • Слайд 119

    Закон осмысления

    Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

  • Слайд 120

    Закон действия

    Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

  • Слайд 121

    Закон повторения

    Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

  • Слайд 122

    Вопрос 8

    Мнемо́ника

  • Слайд 123

    Мнемо́ника

    греч. τὰ μνημονικά  искусство запоминания совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе

  • Слайд 124

    Мнемоте́хника

    практическое применение методов, определенных в данной конкретной мнемонике.

  • Слайд 125

    облегчает запоминание информации увеличивает объём запоминаемой информации Но не увеличивает объём памяти как таковой!

  • Слайд 126

    Основные приёмы мнемотехники

    Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации Рифмизация Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных Нахождение ярких ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией Метод Цицерона на пространственное воображение Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти Методы запоминания цифр: закономерности знакомые числа

  • Слайд 127

  • Слайд 128

    Вопрос 9

    Ноотропы

  • Слайд 129

    Ноотропы

    нейрометаболические стимуляторы  средства, оказывающие прямое положительное влияние на мышление, память, обучаемость повышают устойчивость мозга к агрессивным воздействиям

  • Слайд 130

    Термин «ноотропный»

    составлен из греч. νους — разум и τροπή — ворочу, мешаю, изменяю. ввели в 1972 году для описания влияния на сенситивно-когнитивную сферу эффектов пирацетама. Позже похожие эффекты были замечены и в других веществах или комплексах веществ.

  • Слайд 131

    Пирацета́м

    англ. Piracetam ноотропное лекарственное средство, исторически первый (1972) и основной представитель ноотропов. является родоначальником семейства так называемых "рацетамов".

  • Слайд 132

    В большинстве стран мира, включая США и страны Западной Европы, пирацетам и другие ноотропы не зарегистрированы в качестве лекарственных препаратов, так как их эффективность не была доказана в контролируемых исследованиях. Несмотря на это в России и некоторых других странах пирацетам широко применяется в клинической практике для лечения множества неврологических, психиатрических и других заболеваний.

  • Слайд 133

    В результате действия препарата, повышается концентрация АТФ в мозговой ткани, усиливается биосинтез рибонуклеиновой кислоты и фосфолипидов, стимулируются гликолитические процессы. Считается, что пирацетам эффективен при восстановлении после инсульта (FDA подвергает это сомнению), способствует улучшению при таких состояниях как синдром Дауна и дислексия.

  • Слайд 134

  • Слайд 135

    Ноотропы

    Структуры ноотропов (меклофеноксата, пиритинола и других) имеют элементы схожести с физиологически активными веществами — нейромедиаторами, аминокислотами, витаминами, пептидами, т. п. поэтому их токсичность относительно незначительная (?)

  • Слайд 136

    Известные ноотропы

    производные пирролидона производные ГАМК Кофеин Никотин Амфетамин (Фенамин,…) ингибиторы ацетилхолинэстеразы и предшественники ацетилхолина  Витамины ….

  • Слайд 137

    Производные пирролидона

    Пирацетам («Ноотропил») Анирацетам Оксирацетам Pramiracetam Фенотропил

  • Слайд 138

    Вопрос 10

    Нарушения памяти

  • Слайд 139

    Нарушения памяти

    Гипомнезия (амнезия) Гипермнезии Парамнезия 

  • Слайд 140

    Гипомнезия

     ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).

  • Слайд 141

    Гипермнезия 

    аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями. люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шеришевский)

  • Слайд 142

    Парамнезия

    ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

  • Слайд 143

    Амнези́я

    заболевание, с симптомами отсутствия воспоминаний или неполными воспоминаниями о произошедших событиях. Причины амнезии бывают органическими (в частности, травма головы, органическая болезнь мозга, алкоголизм, отравление снотворными или другими веществами) или психологическими (например, вытеснение воспоминаний о психической травме). Амнезия может быть и спонтанной. Амнезия часто бывает временной. Воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых. Воспоминания о последних событиях, предшествовавших амнезии, часто не возвращаются никогда.

  • Слайд 144

    Типы амнезии

    Ретроградная амнезия — больной не помнит события, происходившие до начала амнезии. Антероградная амнезия — больной теряет способность запоминать события, происходящие после начала заболевания. При этом он может помнить всё, что было раньше. Больной может страдать одновременно ретроградной и антероградной амнезией из-за повреждения средних темпоральных зон и особенно гиппокампа.

  • Слайд 145

    Фиксационная амнезия — нарушение памяти на текущие (больше, чем на несколько минут) события. Составной элемент синдрома Корсакова.

  • Слайд 146

    Травматическая амнезия — амнезия в результате травмы головы (удара, падения на голову). Травматическая амнезия часто временная. Синдром Корсакова — тяжёлая антероградная и ретроградная амнезия из-за недостатка витамина B1 в мозгу, в сочетании с другими симптомами. Причиной чаще всего является алкоголизм, хотя и другие причины, например сильное недоедание, могут приводить к тому же синдрому.

  • Слайд 147

    Корсаковский синдром . Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при котором относительно интактным остается память на события прошлого, так называемый корсаковский синдром, который был описан известным отечественным психиатром С. С. Корсаковым при тяжелых алкогольных интоксикациях. Этот вид нарушения памяти часто сочетается с конфабуляциями в отношении текущих событий и дезориентировкой в месте и времени. Два последних признака могли быть слабо выражены, но первый всегда чрезвычайно выражен и составляет основной радикал этого страдания (забывание текущих событий).

  • Слайд 148

    КОНФАБУЛЯЦИЯ (confabulation)

    изобретение обстоятельных, но вымышленных подробностей, касающихся событий, предположительно имевших место в прошлом. Обычно за этим скрывается неспособность человека вспомнить те или иные события, происходившие ранее. Может являться одним из симптомов любой формы потери памяти, однако наиболее характерна при корсаковском синдроме.

  • Слайд 149

    Сергея Сергеевича Корсакова 1854 – 1900

    Фото 1885 года, когда, спустя 8 лет наблюдений, состоялось первое сообщение С.С.Корсакова о расстройстве психической деятельности при алкогольном параличе, выросшее в диссертацию, которую он закончил в 1886 г. и защитил в 1887 г. Спустя 10 лет на XII Международном медицинском конгрессе в Москве по предложению берлинского профессора Жолли этот психоз был назвал именем Корсакова.

  • Слайд 150

    Типы амнезии

    Диссоциированная амнезия — амнезия, при которой забываются факты из личной жизни, но сохраняется память на универсальные знания. Диссоциативная амнезия обычно является результатом психической травмы. Локализованная амнезия — больной забывает всё, что происходило в какой-то ограниченный период времени. Селективная амнезия — больной забывает некоторые из событий, которые произошли в течение какого-то ограниченного периода времени. Генерализованная амнезия — больной забывает всё, что происходило в какой-то ограниченный период времени и некоторые события, происходившие до того. Непрерывная амнезия — больной перестаёт запоминать новые события, а также забывает часть из старых. При диссоциативной амнезии такое встречается крайне редко.

  • Слайд 151

    Диссоциативная фуга — более тяжёлое заболевание, чем диссоциативная амнезия. Больные диссоциативной фугой внезапно уезжают в другое место и там полностью забывают свою биографию и личные данные, вплоть до имени. Иногда они берут себе новое имя и новую работу. Диссоциативная фуга длится от нескольких часов до нескольких месяцев, изредка дольше, после чего больные так же внезапно вспоминают своё прошлое. При этом они могут забыть всё, что происходило во время фуги. Детская амнезия — неспособность всех людей вспомнить, что происходило с ними в младенчестве и раннем детстве. Причины, вероятно, в неразвитости соответствующих областей головного мозга. Посгипнотическая амнезия — неспособность вспомнить, что происходило во время гипноза. Социальная амнезия Социальная амнезия — социологический термин, означающий разрушение социальной памяти , незнание или искажённое знание гражданами страны своей истории, своих предков. Существует крылатое выражение «Иван, родства не помнящий» — те, кто отрекается от родных, друзей, старых связей; в широком смысле — человек без памяти, убеждений и традиций.

  • Слайд 152

    Современные представления о механизмах памяти

    . (основные события развиваются в синапсах и связаны с внутриклеточными реакциями, формирующими в них долговременную потенциацию. См. также т. 1, подразд. 4.4, п. 4 и т. 3, подразд. 5.4, п. 3). > Следовые потенциалы («хвосты») нервного импульса явля­ются основой формирования сенсорной памяти. С ее помощью сенсорная кора головного мозга на короткое время (доли се­кунды) удерживает в виде ощущений довольно точную и пол­ную картину внешнего мира, воспринимаемую органами чувств. (Сенсорная память имеет большую, почти неограниченную емкость. В более длительный вид памяти переходит только не­значительная часть информации, которая имеет новизну и боль­шую значимость для организма. Важную роль в фильтрации информации играют доминирующая мотивация, произвольное внимание и эмоции.) > Синаптической основой кратковременной памяти является ранняя фаза долговременной потенциации (до 3 ч). Повыше- 102 ние синаптической проводимости в нейронных ансамблях при этом связано с многократной и высокочастотной передачей возбуждения в их синапсах, что через вторые посредники и Са2+ увеличивает экзоцитоз медиаторов и формирует длитель­ные высокоамплитудные ВПСП. Причину многократной высо­кочастотной стимуляции синапсов многие исследователи свя­зывают с развитием реверберации возбуждения в нейронных цепях. Кратковременная память практически независима от белкового синтеза, так как она осуществляется с участием уже имеющихся в клетке белков. (Некоторые исследователи счита­ют, что механизмы памяти, приписываемые реверберации, создаются специальными нейронами, имеющими пейсмекер-ную активность. Пейсмекерный цикл создают последователь­ные волны: деполяризации, обусловленной открытием потен-циалзависимых Са2+-каналов, и гиперполяризации, обуслов­ленной открытием Са2+-зависимых К+-каналов.) > Промежуточная память (или процесс консолидации, упроче­ния памяти) по времени соответствует поздней фазе долговре­менной потенциации. Ее механизмы связаны с большей степе­нью участия вторых посредников (цАМФ, ИФ3, ДАГ, N0 и др.), которые приводят к экзоцитозу медиаторов, активации белков рецепторов, насосов и ионных каналов. Кроме этого, вторые по­средники через ранние гены и их белки активируют транскрип­цию генов, запускающих синтез белков, улучшающих синапти-ческую передачу («белки памяти», модулирующие пептиды, ферменты синтеза медиаторов, белки рецепторов, ионных ка­налов и др.). Поэтому промежуточная память чувствительна к на­рушению белкового синтеза. В консолидации памяти большую роль играют структуры лимбической системы, особенно гиппокамп. При этом в нем возникает синхронизация электрической актив­ности в виде б-ритма, пейсмекером которого считают медиаль­ное ядро перегородки головного мозга. Инерционность нервных процессов (например, у флегматиков), сохраняя след памяти, способствует ее консолидации. Подавляют долговременную по­тенциацию и консолидацию памяти ИЛ-1р и ИЛ-6. > Долговременная память связана с механизмами стойкой ак­тивации локусов генома, кодирующих белки, повышающие эф­фективность синаптической передачи (например, в геноме при этом отмечено увеличение метилирования нуклеиновых кис­лот). Важную роль в долговременной памяти играют ультра­структурные изменения, улучшающие синаптическую переда­чу: миелинизация пресинаптических окончаний, увеличение числа аксошипиковых синапсов и площади синаптической по­верхности, увеличение дендритного «дерева» нейронов. > Роль сна в механизмах памяти: в фазе медленного сна проис­ходит логическая переработка информации с «очисткой» реги- 103 стра промежуточной памяти; в фазе быстрого сна — перевод обработанной информации в долговременную память. > При изучении механизмов памяти на уровне совокупности нейро­нов сформировалось понятие «нейронные коды памяти» (А.Н.Лебе­дев, 1985). Их формируют группы содружественно работающих ней­ронов, генерирующих циклически повторяющиеся волны импульсов. Эти пакеты волн составляют единицу памяти (единицу хранения ин­формации). Минимальное число нейронов в ансамбле составляет около 100 клеток. Каждый ансамбль за один цикл активности образует от 1 до 10 залпов нервных импульсов. Максимально возможное число нейронных кодов памяти — около 0,5 млрд.

  • Слайд 153

    Мифология, Религия, Философия о памяти

    В Древнегреческая мифология имеется миф о реке Лета. Лета обозначает «забвение» и является неотъемлемой частью царства смерти. Умершие есть те, кто потеряли память. И напротив, некоторые, удостоенные предпочтения, — среди них Тиресий или Амфиарай, — сохранили свою память и после кончины. Противоположностью реки Лета является Богиня Мнемозина, персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса — мать всех муз. Она обладает Всеведением: согласно Гесиоду (Теогония, 32 38), она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемозины, это значит, прежде всего, что он прикасается к познанию «истоков», «начал». Согласно философии ПлатонаАнамнесис — припоминание, воспоминание — понятие, описывающее основную процедуру процесса познания.

  • Слайд 154

    Участие гиппокампа в процессе запоминания было доказано в конце 19 века крупным русским невропатологом Е.С.Корсаковым. Он установил в клинических условиях, что у больных, у которых по той или иной причине были повреждены оба гиппокампа, изменений личности не наблюдалось: они адекватно реагировали на особые события. Но реакции этих больных были нормальными лишь до тех пор, пока протекало событие — раздражитель. Через несколько минут после окончания его действия больной о нём начисто забывал. Они не способны усваивать новую информацию. Получается своеобразное прерывание в механизме, который передаёт информацию из кратковременной в долговременную памятью.

  • Слайд 155

    Алоис Альцгеймер

    нем.Alois Alzheimer; 14 июня1864, Макбреит, Бавария — 19 декабря1915, Бреслау, Германия) немецкий психиатр и невролог, автор множества статей по таким проблемам как алкогольный психоз, шизофрения, эпилепсия, сифилис мозга, хорея Хантингтона, артериосклеротическая атрофия мозга (1894), пресенильный психоз (1907).

  • Слайд 156

    Дежавю́

    фр. déjà vu — уже виденное психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определённым моментом прошлого, а относится к «прошлому вообще». дежавю обычно сопровождается ощущением странности и нереальности происходящего. Некоторые, к тому же, «чувствуют до мелочей», что произойдет в ближайшие несколько минут (deja prevu). Они бывают уверены в том, что способны предвидеть будущее.

  • Слайд 157

    Термин впервые использован французским психологом Эмилем Буараком (1851—1917) в книге L’Avenir des sciences psychiques (Психология будущего). Аналогичные явления — déjà vécu («уже пережитое»), déjà entendu («уже слышанное»). Противоположный термин жамевю (jamais vu) — никогда не виденное («никогда не виденное»). Состояние, когда человек в привычной обстановке чувствует, что он здесь никогда не был.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке