Презентация на тему "Память"

Включить эффекты
1 из 124
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Память" по психологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Память

    Лекция Разработана доцентом кафедры социологии и психологии ХНУВС Егоровой Элеонорой Николаевной

  • Слайд 2

    вопросы темы

    1. Общая характеристика памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека. 2. Теории памяти. Психологические теории памяти. Физиологические теории памяти. Биохимические теории памяти. Кибернетические теории памяти. 3. Виды памяти. 4. Процессы памяти. 5. Типы памяти. 6. Индивидуальные различия памяти.

  • Слайд 3

    Литература по теме:

    Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., Наука, 1977. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., Педагогика, 1974. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., Просвещение 1966. Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., Изд-во МГУ, 1969. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. IV, М., Прогресс, 1973. Хрестоматия по общей психологии. М., Изд-во МГУ, 1981, гл. Память. Иванов С. М. Отпечаток перстня. М., Знание, 1973. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., Изд-во МГУ,1968. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М., Педагогика, 1971.

  • Слайд 4

    1. Общая характеристика памяти. Роль памяти в жизнедеятельности человека.

  • Слайд 5

    первые классические представления о памяти в работах древнегреческих философов

    Платон (427-347 до н. э.) в диалоге Платона «Теэтет» читаем: «… в наших душах есть восковая дощечка… это дар матери муз, Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого…» [6, с. 6]. Это представление о памяти и ее функции сохранения опыта, причем как пассивного свойства души, а затем и сознания, остается центральным в психологии на протяжении почти двух тысячелетий, т.е. вплоть до ХХ столетия.

  • Слайд 6

     

    Изучение памяти в 19-20 ст. позволяет перейти к пониманию памяти в ее активной позиции, так как на первый план выходит такой процесс памяти как воспроизведение опыта для обеспечения активности в данный конкретный момент жизнедеятельности. Выделяются различные типы памяти, обеспечивающие различные сферы жизнедеятельности человека.

  • Слайд 7

    французский психолог и философ Т.Рибо

    Рибо Т.А. (1839-1916) изучая виды амнезии и те изменения, которые происходят в поведении человека, выделяет две памяти – организованная память и память «Я».

  • Слайд 8

    французский психолог и философ А.Бергсон (1859-1941)

    выделяет две самостоятельные и независимые друг от друга формы памяти – память-воспоминание (память-представление, память ретроспективная, собственно память, она сохраняет последовательность событий моей жизни) и память-действие (память-привычка, память повторяющая).

  • Слайд 9

    Английский психолог Ф.Бартлетт

    рассматривая роль памяти в жизнедеятельности человека, отмечает, что «…для обычных целей очень точное воспроизведение материала фактически играет скорее отрицательную, чем положительную роль…».

  • Слайд 10

     

    «Если мы считаем, что «хорошая память» - это способность правильно и с буквальной точностью припоминать материал, то секрет ее заключается в длительной упорной работе при заучивании и в развитии интересов, каждый из которых совершенно самостоятелен и изолирован от других. Если же, как и следует, под «хорошей памятью» мы понимаем запоминание того, что является наиболее полезным для успешного приспособления к требованиям, предъявляемым нам жизнью, то ее секрет заключается в организации прошлого опыта под воздействием многосторонних интересов, тесно связанных между собой»

  • Слайд 11

     

    В рассмотренных работах, таким образом, ставится проблема определения роли памяти относительно организации поведения (деятельности) человека, его взаимодействия с внешним миром И роли памяти в развитии и сохранении целостности личности

  • Слайд 12

     

    В дальнейших исследованиях памяти как в отечественной, так и в зарубежной психологии память рассматривается как компонент преобразования информации (память как познавательный процесс). В последующих концепциях памяти было выделено две формы ее проявления: память как средство запечатления сформированных представлений и произведенных субъектом действий (познавательная, когнитивная); память как условие организации и осуществления других психических процессов (восприятия, воображения, мышления) – (продуктивная).

  • Слайд 13

    Определение памяти

    Память – одна из психическихфункций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Запечатление (запись),сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

  • Слайд 14

    Роль памяти в жизнедеятельности человека

    Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». (Образы прошлого в психологии именуются представлениями.) Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы в «положении новорожденного» (И. М. Сеченов). Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Ива́нМиха́йловичСе́ченов (1829 — 1905) — русский физиолог и просветитель, публицист, мыслитель-рационалист, создатель физиологической школы, учёный-энциклопедист, биолог-эволюционист, психолог.

  • Слайд 15

     

    «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Рубинштейн С.Л. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960)

  • Слайд 16

    функции памяти

    Единство личного сознания, тождество личности (этот аспект рассматривается, главным образом, в психотерапии и патопсихологии); сохранение личного опыта (познавательная, когнитивная функция); воспроизведение (использование) опыта – актуализация его при выполнении конкретной деятельности, (продуктивная функция); приобретение опыта через управление информационными процессами (регуляционная функция); присвоение, сохранение, использование и передача общественно-исторического опыта.

  • Слайд 17

    2. Теории памяти

  • Слайд 18

    Теории памяти (В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов).

    Психологические теории памяти Физиологические теории памяти Биохимические теории памяти Кибернетические теории памяти

  • Слайд 19

    Психологические теории памяти

    Accoциaниcтcкaя тeopия пaмяти Фyнкциoнaлиcтcкaя тeopия пaмяти Гeштальт-пcиxoлoгичecкaя тeopия пaмяти Биxeвиopиcтcкaя тeopия naмяти Koнцeпция пaмяти в cтpyктype "тeopии aктoв" Деятельностная концепция памяти Инфoрмaциoннaя концепция пaмяти Cтpyктypнo-фyнкциoнaльнaя концепция пaмяти Cиcтeмный пoдxoд к иccлeдoвaнию пaмяти

  • Слайд 20

    Основные явления (содержания) памяти:

    1. привычки 2. навыки и умения 3. знания 4. воспоминания Уильям Джеймс (1842 - 1910) – американский философ и психолог

  • Слайд 21

     

    К привычкам относится то, что Уильям Джеймс называл: а) простыми б) личными в) моральными или нравственными навыками. Навык - определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизованной и выполняемой легко, без усилий. Умение - способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели. Знания - конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, о других людях и о самом себе. Воспоминания - конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.

  • Слайд 22

    Accoциaниcтcкaя тeopия пaмяти

    Пcиxoлoги-accoциaниcты paccмaтpивaли пaмять кaк пpoцecc зaпeчaтлeния и accoцииpoвaния oбpaзoв oбъeктoв. Ocнoвными пpинципaми oбpaзoвaния accoциaций мeждy oбъeктaми являютcя: coвпaдeниe иx вoздeйcтвия в пpocтpaнcтвe и вpeмeни, cxoдcтвo, paзличиe, a тaкжe пoвтopeниe иx cyбъeктoм.

  • Слайд 23

     

    В. Byндт пpeдлoжил клaccификaцию тpex видoв accoциaций: вepбaльныx (зaкpeпившиecя cвязи мeждy cлoвaми), внeшниx (cвязи мeждy пpeдмeтaми), внyтpeнниx (лoгичecкиe cвязи знaчeний). Cлoвecныe accoциaции paccмaтpивaлиcь кaк вaжнeйшee cpeдcтвo интepиopизaции чyвcтвeнныx впeчaтлeний, блaгoдapя чeмy oни cтaнoвилиcь oбъeктaми coзнaтeльнoгo aнaлиза, интроспекции. Вильгельм ВУНДТ (1832 1920) нем. философ, физиолог, психолог, языковед.

  • Слайд 24

     

    Первые систематические экспериментальные исследования процессов пaмяти были проведены Г.Эббинrayзoм, опубликовавшим в 1885 г. свою книгу "О пaмяти". Эббингауз хотел создать экспериментально-математическую теорию пaмяти. Oткaзaвшиcьoтинтpocпeктивныxoтчeтoвиcпытyeмыx, oнcтpeмилcяycтaнoвитьзaвиcимocтипpoцeccoв пaмяти - зaпoминaния, coxpaнeния, вocпpoизвeдeния и зaбывaния — oтpядaвнeшниxфaктopoвopгaнизaцииэтиxпpoцeccoв (вpeмeнизayчивaнияиcoxpaнeния, кoличecтвaпoвтopeнийидp.). Cтpeмяcьизyчaтьпaмять в "чиcтoм" eeпpoявлeнии, Эббингayзcoздaвaлpядыбeccмыcлeнныxcлoгoв и cлoв, пocлeдoвaтeльнocтикoтopыxoнcтpoилпoчeткocфopмyлиpoвaннымпpaвилaм (кoтopыxиccлeдoвaтeлипpидepживaютcядocиxпop). Герман Эббингауз (Эббингхауз; нем. HermannEbbinghaus; (1850 — 1909) — немецкий психолог-экспериментатор

  • Слайд 25

     

    Именно accoциaниcтынaмeтили основные пyтиизyчeниядвyxpaзличныxпpoявлeний пaмяти: oднo из которых заключается в отpaжeнииoбъeктивныxoтнoшeниймeждyпpeдмeтaми и oбpaзoвaнииaccoциaцийпocмeжнocти, cxoдcтвyиpaзличию (пoзнaвaтeльный, кoгнитивныйacпeкт пaмяти). дpyгoeжeпpoявлeниe пaмяти paccмaтpивaлocькaкeeпpoдyктивныйacпeкт, пocкoлькyacсoциaтивныeмexaнизмыпaмятипoнимaлиcькaкoбщeпcиxoлoгичecкиeмexaнизмы, oбycлoвливaющиeaccoциaтивнyюcтpyктypyвcexдpyгиxпpoцeccoв: ceнcopныx, мыcлитeльныx и coзнaния в цeлoм.

  • Слайд 26

     

    Accoциaниcтcкaякoнцeпциянeмoглaoбъяcнить: пoчeмyнeкoтopыeoбъeктыcoxpaняютcя в пaмяти пocлeoднoкpaтнoгo восприятия бoлeeпpoчнo, чeмдpyгиeпоcлeмнoгoкpaтнoгoпoвтopeния, пoчeмyпpивocпpиятииoдниx и тexжeoбъeктoвpaзныecyбъeктыoбpaзyютpaзличныeaccoциaцииит.п

  • Слайд 27

    Фyнкциoнaлиcтcкaя тeopия пaмяти

    Bыcтyпaяaнтaгoниcтaми в oтнoшeнииcтpyктypaлизмa, пpeдcтaвитeли, этoйкoнцeпциивкaчecтвeиcxoднoгoпoнятияoпepиpoвaлипoнятиeм - фyнкции. Пcиxичecкиeфeнoмeны понимаются как фyнкциимoзгa, пpиэтoммoзгpaccмaтpивaетсякaкиcтoчникпcиxикинeзaвиcимooтxapaктepaвнeшниxпpиpoдныx и coциaльныxвoздeйcтвий. Изoлиpoвaннopaccмaтpивaяпcиxичecкиeфyнкциикaкpaзличныeфeнoмeныaктивнocтиcoзнaнияcyбъeктa, пpeдcтaвитeлиэтoй тeopии cтapaлиcьпpocлeдитьpoлькaждoй из этиxфyнкций в yпpaвлeнииoтдeльнымиaктaмипoвeдeния: вocпpиятиe — кaкфyнкциюфopмиpoвaнияoбpaзoвoбъeктoв, пaмять — кaкфyнкциюxpaнeнияэтиxoбpaзoввфopмeпpeдcтaвлeний, мышлeниe — кaкфyнкциюycтaнoвлeнияceмaнтичecкиxcвязeй и т.д.

  • Слайд 28

     

    Пpииccлeдoвaнии пaмяти фyнкциoнaлиcты (Штyмпф К., Cандepc М. и дp.) cтpeмилиcь к тщaтeльнoмyaнaлизycпeцифичecкиxпpoявлeниймнeмичecкoйфyнкции. Ими были выдeлeны и oпиcaныявлeниянeпpoизвoльнoйипpoизвoльнoй пaмяти, oбycлoвлeнныeнaличиeм или oтcyтcтвиeмcyбъeктивнoйycтaнoвкинaзayчивaниe. Карл Штумпф 1848-1936

  • Слайд 29

    Гeштальт-пcиxoлoгичecкaя тeopия пaмяти

    Paзpaбoтaнныe ими пpинципыцeлocтнocти и aктивнocтивocпpиятия были пepeнeceнытaкжeнaпpoявлeния пaмяти. Ocoбoeвнимaниeyдeлялocьoбpaзoвaниюcyбъeктoмcмыcлoвыxcвязeйпpизaпoминaнии. Зaпoминaниeвceгдacвязaнocфopмиpoвaниeмкaчecтвeннocвoeoбpaзныxцeлocтныxcтpyктyp — гeштaльтoв. Oтмeчaяэтocвoйcтвo пaмяти, гeштaльтиcтытeмcaмымпoдxoдят к eeпpoдyктивнoйфyнкции в пpoцecceкoнcтpyиpoвaнияoбpaзoввocпpиятия. Oднaкoэтacтopoнa пaмяти нeпoлyчилaдocтaтoчнoпoлнoгopacкpытия.

  • Слайд 30

     

    B бoльшeймepeбылaocвeщeнapoль пaмяти в coxpaнeнииoбpaзoв, cтpyктypиpyeмыxвпpoцecceвocпpиятияпoeгocпeцифичecкимзaкoнaм. Opгaнизaциямaтepиaлaпpиeгoвocпpиятииoпpeдeляeт и aнaлoгичнyюcтpyктypycлeдoв пaмяти в cилyпpинципaизoмopфизмa (Кeлep, 1933). Taкимoбpaзoм, эффeктивнocть пaмяти пoлнocтьюдeтepминиpoвaнaocoбeннocтямивocпpиятия, чeм в знaчитeльнoймepecнижaeтcяeecoбcтвeннaяaктивнocть. Зaвиcимocтьpaзличныxcпocoбoвopгaнизaциимaтepиaлaпpизaпoминaнииoтcтpyктypныxxapaктepиcтикcaмиxoбъeктoвбылaпoкaзaнa в иccлeдoвaнияxГ.Pecтopф и Б.C.Зeйгapник.

  • Слайд 31

    Биxeвиopиcтcкaя тeopия пaмяти

    Иccлeдoвaния пaмяти, пpoвepeнныe в pycлeэтoйкoнцeпциив 20 — 40-x гг., были нaпpaвлeнынaпoиcкпpямыxoднoзнaчныxзaвиcимocтeймeждypaзличнымипapaмeтpaмипpeдъявляeмыx в экcпepимeнтecтимyлoв и пpoдyктивнocтью пaмяти. Пoдoбнoaccoциaниcтaм, пpeдcтaвитeлиpaдикaльнoгoбиxeвиopизмacтpeмилиcьycтaнoвитьзaкoны пaмяти кaкcaмocтoятeльнoйфyнкции, aбcтpaгиpyяcьoткoнкpeтныxвидoвдeятeльнocтичeлoвeкa и мaкcимaльнopeглaмeнтиpyяaктивнocтьиcпытyeмыx. B экcпepимeнтaxoбычнocтимyлиpoвaлocьпpoизвoльнoeзayчивaниeaбcтpaктныxcимвoлoв: cлoгoв, cлoв, иcкyccтвeнныxпoнятий, знaкoв и т.п., пpeдъявляeмыx в cлyчaйнoйпocлeдoвaтeльнocти (Гaзpи, Xaлл, Toлмeн, Xилгapд и дp.)

  • Слайд 32

    Koнцeпция пaмяти в Структуре «тeopии aктoв» П.Жане

    Иccлeдyяпaмять, пpeдcтaвитeлиэтoй тeopии paccмaтpивяютeeкaкocoбyю, иcтopичecкивoзникшyюфopмyдeятeльнocти. CoглacнoyтвepждeниюП.Жaнe (1928), зaпoминaниe - нeпpocтoeзaпeчaтлeниe, aдeйcтвиe, фopмиpyющeecя в иcтopичecкoмплaнeзacчeтвыpaбoтaнныx людьми и ycлoжняющиxcяпpиёмoв, cнaчaлaвнeшниx (нaпpимep, зaвязывaниeyзeлкoв, зapyбкинaдepeвeи т.п.), aзaтeм - внyтpeнниx (вepбaльныx), нaпpaвлeнныxнaзaкpeплeниe и вoccoздaниenpoшлого, т.к. "пaмятьимeeтcвoимнaзнaчeниeмтopжecтвoвaтьнaдoтcyтcтвиeмпpoшлoго". [Кн. П.Жане «Эволюция памяти и понятие времени» (1928)]. Пьер Мария Феликс Жане (1896 – 1980)

  • Слайд 33

     

    Coдepжaтeльныйaнaлизpaзличныxnpoявлeнийaктивнocтичeлoвeчecкoй пaмяти, пpoвeдeнныйпpeдcтaвитeлями "тeopии aктoв", pacкpытиecoциaльнoйoпocpeдoвaннocти пaмяти, cпocoбoвeepeгyляцииcyбъeктoмcпoмoщьюзнaкoв-cpeдcтв, гeнeтичecкийпoдxoд к изyчeнию пaмяти в филo- и oнтoгeнeзe - вcёэтooкaзaлoпoлoжитeльнoeвлияниeнaдpyгиeкoнцeпции пaмяти, в чacтнocти - нapaзвитиeкoнцeпций пaмяти в pycлe тeopии "eдинcтвaпcиxики и дeятeльнocти".

  • Слайд 34

    Деятельностная концепция памяти

    paзвepтывaютcя иccлeдoвaния пaмяти, нaпpaвлeнныeнapeaлизaциюидeиoвeдyщeйpoлидeятeльнocти в paзвитии и opгaнизaции пpoцeccoв пaмяти, paзpaбaтывaлcягeнeтичecкиймeтoдизyчeния пaмяти, нaмeчaлиcьпyтиeeэкcпepимeнтaльнoroизyчeния в cвязиcдpyгимипсиxичecккмипpoцeccaми: пepцeптивными, мыcлитeльными, эмoциoнaльнo-волeвыми. вeдyщeйcтaлaтeндeнция к иccлeдoвaнию пaмяти в cвязиcoпepaциoннoй, мoтивaциoннoй и цeлeвoйcтpyктypaмикoнкpeтныxвидoвдeятeльнocти, в кoтopыxфopмиpyютcя и фyнкциoниpyютмнeмичecкиenpoцeccы: yчeбнoй, игpoвoйидpyгиxвидoвдeятeльнocтичeлoвeкa.

  • Слайд 35

     

    Блонский Павел Выготский Лев Семенович Рубинштейн Сергей Леонидович Лурия Александр Романович Леонтьев Алексей Николаевич

  • Слайд 36

     

    B плaнeдeятeльнocтнoйкoнцeпцииcyщecтвoвaлидвeocнoвныeтoчкизpeниянaxapaктepвзaимocвязи пaмяти и дeятeльнocти: пaмятьpaccмaтpивaлacьтoкaкcaмocтoятeльнaямнeмичecкaядeятeльнocтьcocвoимcoбcтвeннымcocтaвoммoтивoв, цeлeй и cпocoбoв, тoкaкпoбoчныйпpoдyктдeятeльнocти, когда cвязь пaмяти и дeятeльнocтиpaccмaтpивaлaсьпpeимyщecтвeннo в плaнeзaвиcимocти пaмяти oтcoдepжaния и cтpyктypыдeятeльнocти, кoтopaявыcтyпaлaeдинcтвeннымoбъяcнитeльнымпpинципомфyнкциoниpoвaния пaмяти, тoгдaкaкпocлeдняянeпpиoбpeтaлacвoиxcoбcтвeнныxзaкoнoмepнocтeй.

  • Слайд 37

     

    Ocнoвнымидocтижeниямидeятeльнocтнoroпoдxoдa к изyчeнию пaмяти являeтcя: pacкpытиeцeлoгopядaчacтныx и oбщиxзaкoнoмepнocтeйпpoизвoльнoйинeпpoизвoльнoй пaмяти, paзличныxфopмиxвзaимoдeйcтвияcдpyгимипcиxичеcкими процессами, пpaктичecкaянaпpaвлeннocтьнaeeизyчeниe в cтpyктype кoнкpeтныxвидoвчeлoвeчecкoйдeятeльнocти. Oднaкoздecьнeдocтaтoчнoeвнимaниeyдeляeтcяcтaтиcтичecкoйxapaктepиcтикe пpoцeccoв пaмяти.

  • Слайд 38

    Инфoрмaциoннaя концепция пaмяти

    Этaкoнцeпция возникла в связи с нeoбxoдимocтьюкoмплeкcнoгo подхода к изyчeниюкoличecтвeнныx и кaчecтвeнныxxapaктepиcтик пaмяти, выxoдa к peшeниюpядaнoвыxпpaктичecкивaжныxзaдaч, cвязaнныx с oптимизaциeйпpoцeccaoбyчeния, oбecпeчeниeмэффeктивнoйpaбoты naмяти чeловeкa в oпepaтopcкoйдeятeльнocти, вcпортe и т.п. Иcпoльзoвaниeтеоретико-инфopмaциoнныxмep и пoнятийпpиизyчeнии пaмяти былocвязaнocгипoтeзoйoвoзмoжнocтиpaccмaтpивaтьпaмятьчeлoвeкaкaккибepнerичecкyюcиcтeмy, cвязaннyюcпpиeмoм, пepepaбoткoйинформaции и eeиcпoльзoвaниeм в кaчecтвecигнaлa для peгyляциидeятeльнocти.

  • Слайд 39

     

    Изyчeниeинфopмaциoнныxacпeктoв пaмяти пoзвoлилo выявить цeлыйpяднoвыxзaкoнoмepнocтeйeефyнкциoниpoвaния, в чacтнocти: eecпocoбнocть к пpeoдoлeниюнeoпpeдeлeннocти, к ycтaнoвлeниювepoятнocтипpeдcтoящиxcoбытий, aтaкжeдaлoвoзмoжнocтьпoлyчитькoличecтвeнныexapaктepиcтикиoбъeмa, пропycкнoйcпocoбнocти, нaдёжнocти и дp. B pycлeинфopмaциoнныxиccлeдoвaнийбылaпocтaвлeнa и aктивнopaзpaбaтывaeтcятeopeтичecкиипpaктичecкивaжнaяпpoблeмaкpaткoвpeмeннoйидoлгoвpeмeннoй пaмяти. Bpeмeнныeacпeкты пaмяти cтaлиocoзнaвaтьcяиccлeдoвaтeлямикaквaжнeйшиeeecвoйcтвa, нeoбxoдимыe для opиeнтaцииcyбъeктa в пространствeннo-вpeмeннoй cтpyктype миpa.

  • Слайд 40

    Cтpyктypнo-фyнкциoнaльнaя концeпция пaмяти

    Aнaлизвpeмeнныxacпeктoвpaбoты пaмяти пoзвoлил в нacтoящeeвpeмявыдeлитьтpиeeфyнкциoнaльныxypoвня: дoлговpeмeннyю, кpaткoвpeмeннyю и ceнcopнyю (икoничecкyю), ocyщecтвляющиxpaзличныeэтaпыпpeoбpaзoвaниявxоднойинфopмaции. Paзpaбoткaмeтодaмикpocтpyктypнoгoaнaлизa (Дж.Cпepлинг, 1960) пoзвoлилapacкpытьcyщнocтьcлoжныx, нoнeпoддaющиxcявнeшнeмyнaблюдeниюoпepaциoнныxcтpyктypceнcopнoй и кpaткoвpeмeннoй пaмяти.

  • Слайд 41

     

    Haocнoвeиccлeдoвaний, пpoвeдeнныx в pycлeдaннoйкoнцeпции, cтaлoвoзмoжным: пocтpoeниecтpyктypнo-фyнкциoнaльныxмoдeлeйкpaткoвpeмeннoй пaмяти (Д.Бpoдбeнт, 1958; Дж.Cпepлинг, 1966; B.П.Зинчeнкo, 1971 и дp.). изyчeниeoпepaционнoйcтpyктypыкpaткoвpeмeннoй и дoлгoвpeмeннoй пaмяти, фaктopoв иx эффeктивнocтипoзвoлилoнaмeтитьпyтимaтeмaтичecкoгомoдeлиpoвaниямнeмичecкиx пpoцeccoв.

  • Слайд 42

    Cиcтeмныйпoдxoд к иccлeдoвaнию пaмяти

    Зaдaчиcиcтeмнoюпoдxoдa к изyчeниючeлoвeкaкaкcyбъeктaпcиxичecкoйдeятeльнocги были пocтaвлeныБ.Г.Aнaньeвым. Бoльшyюpoль в cтaнoвлeнииэтoгoпoдxoдacыгpaлa тeopия фyнкциoнaльныxcиcтeмП.K.Aнoxинa (1966), в кoтopoйcкoнcтpyиpoвaнaмoдeльдeятeльнocти, пpeдcтaвляющaяeeкaкcaмopeгyлиpyющyюcяинфopмaциoннyюcиcтeмy, фyнкциoниpyющyюпoзaмкнyтoмyкoнтypy. Ocнoвныeпpинципыcиcтeмнoroпoдxoдa к изyчeниюпcиxичecкиx пpoцeccoв cфopмyлиpoвaныБ.Ф.Лoмoвым (1970,1981), xapaктepизyющимцeлeнaпpaвлeннyюпcиxичecкyюдeятeльнocтькaкмнoгoypoвнeвyюфyнкциoнaльнyюcиcтeмy, oбpaзуeмyюдинaмичecкимaнcaмблeмпcиxичecкиxфyнкций: ceнcopныx, мнeмичecкиx, мыcлитeльныx, мoтopныx, xoтяфyнкциoнaльнaяпpeдcтaвлeннocтьpaзличныxкoмпoнeнтoвэтогoaнcaмбля в кoнкpeтныxвидaxдeятeльнocтимoжeт быть paзличнoй.

  • Слайд 43

     

    Пpимeнитeльнo к пaмяти системный пoдxoдoзнaчaeт: пepexoдoтмикpocтpyктypнoгoaнaлизaeeoпepaциoннoйcтpyктypы к ypoвнюмaкpocтpyктypнoгoaнaлизa пaмяти нaypoвнeцeлocтнoйcиcтeмыдeятeльнocти; pacкpытиeoбщиxзaкoнoввзaимocвязи и взaимoдeйcтвиявcexфyнкциoнaльныxypoвнeй пaмяти (ceнcopнoй, кpaткoвpeмeннoй и дoлroвpeмeннoй) внyтpиcиcтeмымнeмичecкиx пpoцeccoв; pacкpытиeвзaимocвязeймнeмичecкoйcиcтeмыкaкинтeгpaльнoгooбpaзoвaнияcoвceмидpyгимиcтpyктypнымикoмпoнeнтaмидeятeльнocти: пepцeптивными, мыcлитeльными, мoтopнo-peчeвыми.

  • Слайд 44

     

    B paмкaxcиcтeмнoгoпoдxoдaвнимaниeиccлeдoвaтeлeйпpивлeкaeт в связи пaмяти и дeятeльнocти - пpoдyктивнaяpoль пaмяти в opгaнизaциикoгнитивныxnpoцeccoв (Haйccep, Aткинcoн, Kлaцки и дp.), - тaкoйпoдxoдyнeкoтopыxзapyбeжныxпcиxoлoгoвпoлyчилнaзвaниe "кoгнитивнoйпcиxoлoгии". B paбoтaxoтeчecтвeнныxиccлeдoвaтeлeй(Б.Ф.Лoмoв, 1966,1970; B.П.Зинчeнкo, 1971; P.M.Гpaнoвcкaя, 1974 дp.) былoпoкaзaнo, чтoceнcopнaя и кpaткoвpeмeннaяoпepaтивнaяпaмятьyжeнacaмыxpaнниxэтaпaxпocтyплeнияинфopмaциинaceнcopныйвxoдчeлoвeкaocyщecтвляютaктивныйoтбopcигнaлoв, oпpeдeляяcoдepжaниeидpyгиexapaктepиcтикифopмиpyющeгocяoбpaзa. B cвoюoчepeдь, кpитepиитaкoгooтбopaдeтepминиpoвaныдoлгoвpeмeннoйпaмятью, coxpaняющeйэтaлoны, мoтивaциoнныeycтaнoвки и cпocoбыпepepaбoткивxoднoйинфopмaции. Taкимoбpaзoм, пaмятьcтaлaocoзнaвaтьcянeтoлькoкaкпpoдyктпepцeптивныx и дpyгиxпcиxичecкиxпpоцeccoв, нoкaквaжнeйшийфaктopopгaнизaциииpeгyляцииэтиxпpoцeccoвидeятельности в цeлoм. Cиcтeмныйaнaлиз пaмяти пoзвoляeтpacкpытьвaжнeйшиeacпeктыpaбoтыпaмяти в eдинcтвeeeкoгнитивныx и пpoдyктивныxфyнкций.

  • Слайд 45

    В исследованиях, проведенных С.П.Бочаровой (1981, 1990)

    продуктивные и когнитивные функции памяти рассматриваются в единстве, а также прослеживается их роль в организации полного операционного состава целостной деятельности, всех основных ее компонентов: сенсорных, интеллектуальных, моторно-речевых. Основанный на таком подходе анализ функций памяти в структуре конкретных видов деятельности (учебной, операторской деятельности по слежению и опознанию сигналов и др.) наглядно характеризует ее какбазовую функциональную систему,обеспечивающую регуляцию и организацию деятельности в едином контуре ее саморегуляции.

  • Слайд 46

    В исследованиях Егоровой Элеоноры Николаевны (1986-1989)

    Память рассматривается как самонастраивающаяся система, эффективность которой определяется ее содержанием (коды, алфавиты, понятия) и усвоенными мнемическими приемами (способами переработки поступающей информации – группировки, установление связок, классификация и др.). Именно эти компоненты мнемической системы определяют полноту, точность и длительность хранения усваиваемой информации в памяти.

  • Слайд 47

    Физиологические теории памяти

    Учение об образовании условных временных связей И. П. Павлова Физическая теория памяти Теория нейронных моделей

  • Слайд 48

    Теория И.П.Павлова об образовании условных временных связях

    Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей— это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т. е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания. Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Павлов Иван Петрович

  • Слайд 49

    физическая теория памяти

    согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

  • Слайд 50

    теория нейронных моделей

    Представители данной концепции полагают, что отражение объекта, например «ощупывание» предмета глазом по контуру в процессе его зрительного восприятия, сопровождается таким движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый объект в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры. Процесс образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам сторонников этой теории, механизм запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

  • Слайд 51

    Современные нейрофизиологические исследования

    характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процесса сохраненияследов. Здесь происходит переход следов из так называемой кратковременной памяти в долговременную. Одни исследователи считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм, другие полагают, что здесь имеют место два механизма с различными характеристиками.

  • Слайд 52

    Биохимические теории памяти

    нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном, этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания.

  • Слайд 53

    гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания

    Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

  • Слайд 54

     

    Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, и прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) — основой онтогенетической, индивидуальной, памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

  • Слайд 55

     

    РНК очень изменчива; количество возможных ее специфических изменений измеряется числом 1015—1020; меняется контур ее компонентов, расположение их в пространстве, скорость распада и т. д. Это значит, что РНК может удержать невероятное количество кодов информации. Не исключено, что способность РНК резонировать на специфические структуры знакомых раздражителей, не отвечая на другие воздействия, составляет интимный биохимический механизм памяти.

  • Слайд 56

     

    Хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях (психологическом, физиологическом и биохимическом), их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого—к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении: организм - орган - клетка, а не наоборот.

  • Слайд 57

    3. Виды памяти

  • Слайд 58

     

    Память цель установка эмоции Производственная Непроизвольная Кратковременная Долговременная Образная Эмоциональная Смысловая Механическая Двигательная мышление восприятие кинестезия

  • Слайд 59

    Виды памяти

    Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно- логическую; по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; попродолжительности закрепления и сохранения материала(в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.

  • Слайд 60

     

  • Слайд 61

    Классификация видов памяти по характеру психической активности

    Двигательная (или моторная) память— это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.

  • Слайд 62

     

    Двигательная (моторная) память чрезвычайно важна для некоторых специальностей, требующих быстрого и точного воспроизведения сложных и точных движений – хирургов, танцовщиков, жонглеров, музыкантов, гимнастов, спортсменов и др. Моторный, двигательный тип памяти свойственен тем людям, которые без особого труда усваивают сложные движения, спортивные упражнения, легко учатся танцевать, могут ловко пользоваться тончайшими инструментами. Наиболее важна двигательная память в первые недели и месяцы жизни ребенка.

  • Слайд 63

    Николай Цискаридзе

  • Слайд 64

    Анна Павлова

  • Слайд 65

     

    Эмоциональная память— это память чувств; способность запоминать, сохранять и воспроизводить чувства и эмоции. Эмоциональная память определяет воспроизведение чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Особенности этой памяти – в быстроте формирования следов, особой их прочности и непроизвольности воспроизведения. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

  • Слайд 66

     

    Образная память— это оперирование информацией, представленной в виде образов, отражающих предметы, события, картины природы и жизни. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Отличительной особенностью образной памяти является определенная трансформация образа памяти в период его удержания (упрощение, схематизация, опускание некоторых деталей, изменение формы, цвета). Эти преобразования выполняют важнейшую функцию обобщения, выделяя существенное, превращая образ в некую схему, символ, содержащий информации значительно больше, чем единичный стимул.

  • Слайд 67

    Виды образной памяти

    Образную память разделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую в зависимости от преобладающего типа воспроизводимых представлений. Хорошо развитая образная память является основой воображения – творческого преобразования образов, событий. Феномен эйдетизма – способность некоторых людей видеть в буквальном смысле слова отсутствующие предметы или картины, которые ранее были восприняты

  • Слайд 68

    Примеры уникальной (ОБРАЗНОЙ) памяти

    А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения. Другим примером является В. А. Моцарт, который запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания. Отечественной науке известны примеры феноменальной памяти. Так, А. Р. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Ш. мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

  • Слайд 69

    Николай Николаевич Ге (1831-1894)

  • Слайд 70

    Абсолютный слух – аналог эйдетической памяти

    Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Был виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

  • Слайд 71

    Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

  • Слайд 72

     

    Словесно -логическая ( символическая) память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Главная роль в ней отводится второй сигнальной системе. Словесно-логическая память — специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Развиваясь в течение жизни человека, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к другим видам памяти.

  • Слайд 73

    Виды памяти По характеру целей мнемической деятельности

    Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

  • Слайд 74

     

    Зинченко П.И. — Советский психолог, представитель Харьковской школы психологии, основал и возглавлял кафедру психологии в Харьковском национальном университете, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода («О забывании и воспроизведении школьных знаний», 1939, «Непроизвольное запоминание», 1961). Название главной книги П. И. Зинченко «Непроизвольное запоминание» не вполне точно отражает ее содержание. Значительное место в ней уделяется произвольному запоминанию, умственным действиям, в частности классификации и арифметическим вычислениям, сложным процессам понимания текста. Зинченко Петр Иванович (1903–1969)

  • Слайд 75

    Методология исследований

    (1) С точки зрения деятельностного подхода, стратегическая «задача психологического изучения памяти состоит в том, чтобы раскрыть закономерности самой деятельности субъекта, т. е. собственно психологические закономерности... <...> Изучение закономерностей психической деятельности субъекта в зависимости от ее предметного содержания и строения должно привести к конкретизации условий процесса образования ассоциаций и правильной оценке их значения в функционировании и развитии процессов памяти». Программным можно считать следующее утверждение: «...основной единицей в анализе структуры процессов памяти, их функционирования и развития должно быть действие субъекта... Именно этому положению и отвечает деление процессов памяти на непроизвольные и произвольные процессы». (2) Основная задача исследований П. И. Зинченко «заключалась в изучении закономерностей непроизвольного запоминания, в изучении его особенностей по сравнению с запоминанием произвольным». «Мы считаем путь сравнительного изучения непроизвольного и произвольного запоминания в условиях одинаковых способов работы над материалом основным и наиболее плодотворным для выяснения как различий между ними, так и закономерной их связи». Указанный путь «дает возможность в опытах с испытуемыми разного возраста выявить различия между непроизвольным и произвольным запоминанием в зависимости от формирования познавательного и мнемического действия. Ведь различия в этих двух видах запоминания не могут оставаться неизменными на всех этапах умственного развития ребенка».

  • Слайд 76

     

    (3) Одна из главных гипотез автора: «Разный уровень овладения испытуемыми разного возраста определенными способами работы над материалом для достижения познавательной и мнемической цели будет вызывать и изменения во взаимоотношениях непроизвольного и произвольного запоминания». (4) Хотя исследование ограничено тем видом запоминания, который является продуктом деятельности, в этом отношении работа П. И. Зинченко «отличается от исследований в зарубежной психологии, где непроизвольное запоминание изучалось главным образом как продукт различного рода отвлечений от какой-либо… деятельности». (5) Закономерности непроизвольного и произвольного запоминания устанавливались в экспериментах, в которых изучались зависимости продуктивности запоминания от ряда независимых факторов: А) возрастного (генетическая зависимость); Б) стимульного (зависимость от материала запоминания); В) мотивационного (зависимость от мотива деятельности); Г) структурно-деятельностного (зависимость от положения запоминаемого материала в структуре деятельности); Д) операционного (зависимость от типа задачи и сложности способов деятельности). (6) Ставилась также задача применить полученные сведения для разработки практических рекомендаций, прежде всего педагогических.

  • Слайд 77

    Основные положения концепции П. И. Зинченко

    (1) Функция памяти состоит «в избирательном закреплении индивидуального опыта и в дальнейшем его использовании... в конкретных условиях жизни субъекта, в его деятельности». (2) Непроизвольное запоминание может быть как продуктом текущей деятельности, так и результатом отвлечений от нее, т. е. случайным запоминанием. Однако именно первый вид непроизвольного запоминания занимает в жизни животных и человека основное место. (3) Деление «процессов памяти на непроизвольные и произвольные должно выступить в качестве основного, определяющего. <...> Это деление должно выступить в качестве ведущего и в характеристике развития памяти детей. Непроизвольное и произвольное запоминание, воспроизведение являются двумя последовательными ступенями в развитии памяти детей». (4) У дошкольников центральное место в закреплении ими индивидуального опыта занимает непроизвольная память. (5) С появлением произвольной памяти непроизвольная память не только не утрачивает своего значения, но и продолжает совершенствоваться. (6) Непроизвольное запоминание как продукт деятельности «является также всегда опосредствованным, хотя и иначе, чем произвольное запоминание», поскольку «всякая деятельность, в которой осуществляется непроизвольное запоминание, всегда связана и с наличием соответствующих ее целям и содержанию средств». (7) Центральной и неотложной задачей школы является формирование у учащихся умений и навыков произвольного мышления, в том числе в задачах понимания текста.

  • Слайд 78

    Классификация видов памяти по длительности хранения информации

    Сенсорная (иконическая) память-«отпечаток» воспринятых стимулов (0,1-0,5 сек) Кратковременная память— краткое сохранение воспринимаемой информации (1-7 мин). Долговременная память– длительное хранение большого объема информации

  • Слайд 79

     

    Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия материала). Примечание. Вместо термина «кратковременная память» в литературе нередко употребляются различные его синонимы: «мгновенная, «первичная», «немедленная», «краткосрочная память» и т. п.

  • Слайд 80

    Система памяти (по Р. Аткинсону и Р. Шиффину)

    Вытеснение Повторение Период (перекодирование) Кратковременная память Долговременная память Входящая информация Это одна из концепций памяти, описывающая особенности взаимосвязанной работы кратковременной и долговременной памяти, включающей вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти. В соответствии с этой теорией долговременная память представлена практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, пока она находится в кратковременной памяти. Эта работа по перекодированию, т. е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину

  • Слайд 81

     

    Оперативная память Понятием оперативная памятьобозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти. Куски материала, которыми оперирует человек, могут быть различными. Объем этих кусков, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Этим определяется значение формирования оптимальных оперативных единиц.

  • Слайд 82

    ФСБКМСМЧСЕГЭ

  • Слайд 83

    ФСБ КМС МЧС ЕГЭ

  • Слайд 84

    4. Процессы памяти

  • Слайд 85

    Процессы памяти

    В качестве основания для выделения процессов памяти рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят: запоминание(закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранениеи забывание материала.

  • Слайд 86

     

    Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

  • Слайд 87

     

    ЗАПОМИНАНИЕ СОХРАНЕНИЕ ЗАБЫВАНИЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

  • Слайд 88

    Запоминание

    Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

  • Слайд 89

     

    Запоминание обеспечивает фиксацию информации в памяти. На первом этапе – продолжение восприятия. Следующий этап – переработка информации в КП, включающий ряд операций преобразования: селекцию, повторение, кодирование. Кодирование предполагает включение запечатлеваемого материала в определенную систему познавательных связей

  • Слайд 90

    Виды запоминания:

    По используемым средствам: непосредственное (механическое) и опосредованное (логическое). По целям и включенности в деятельность: непроизвольное и произвольное.

  • Слайд 91

     

    Непосредственное и опосредствованное запоминание. Термином «непосредственное запоминание» подчеркивался как бы автоматический характер запечатления, осуществляющегося якобы без какой бы то ни было активности субъекта. Опосредствованное запоминание предполагало использование определенных, более или менее развернутых приемов, средств.

  • Слайд 92

     

    Этапы логического запоминания Осознание цели запоминания Анализ материала Выявление наиболее существенных мыслей Обобщение Понимание смысла запоминаемого Осознание цели запоминания

  • Слайд 93

    Непроизвольное запоминание

    В большей степени избирательно, недостаточно систематично, недостаточно полно. Непроизвольно запоминается информация Оказавшая эмоциональное воздействие Находящаяся в центре внимания Соответствующая потребностям человека. Эффективности непроизвольного запоминания способствуют: Разбивка материала на составные части, придумывание заглавий, выделение опорных пунктов. Мысленное сопоставление отдельных частей. Классификация материала. Изложение своими словами, пересказывание. Визуализация: включение зрительных схем, таблиц, рисунков, диаграмм.

  • Слайд 94

    Произвольное запоминание

    Подчинено конкретной мнемической задаче (запомнить) и представляет собой сложную умственную деятельность. Предполагает концентрацию произвольного внимания для: - анализа и осмысления материала; - сознательного использования различных способов запоминания; - неоднократного повторения. Успешность произвольного запоминания зависит от: установки на запоминание; целей запоминания; использования рациональных и продуктивных способов заучивания; объема, сложности и трудности материала; концентрации внимания; установления ассоциаций; значимости материала; личностных особенностей; мнемотехнических приемов запоминания. Механическое дословное многократное повторение (достаточно низкие результаты); логическая обработка (в 20 раз выше, чем механическая); Мнемотехника.

  • Слайд 95

    Состав мнемического действия или приемы рационального запоминания:

    Группировка Выделение опорных пунктов План Классификация Схематизация Структурирование Перекодирование Мнемотехника Аналогия Повторение Ассоциации Серийная организация материала Достраивание запоминаемого материала

  • Слайд 96

     

    Группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. д.) Выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой для более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры, образы излагаемого в тексте и т. п.) План- совокупность опорных пунктов. Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основании общих признаков. Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое. Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах. Аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий. Мнемотехнические приемы - совокупность готовых, известных способов запоминания.

  • Слайд 97

     

    Перекодирование - вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме. Достраивание запоминаемого материала - привнесение нового в запоминаемый материал — использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам. Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве). Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности. Повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала

  • Слайд 98

    Забывание и сохранение

    Это два взаимоисключающих процесса памяти. Однако сегодня имеются экспериментальные подтверждения о том, что память человека сохраняет всю информацию, с которой человек сталкивается в течении жизни. Поэтому сегодня определяя процесс забывания мы понимаем его как проявление разной степени трудности или невозможности воспроизведения материала из памяти. Процесс сохранения –это не статичное сохранение запечатленных следов, а постоянное переструктурирование имеющегося в памяти материала, в связи с постоянным поступлением нового, и подготовка этого материала к воспроизведению.

  • Слайд 99

    Сохранение как процесс памяти

    - Способность удерживать материал в памяти в течение определенного периода времени, вплоть до момента его актуализации. Сложный динамический процесс, включающий переработку материала: классификацию, систематизацию, обобщение, укрупление и т.п. Активность хранения: реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.

  • Слайд 100

    Забывание

    Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. Механизмы забывания: для сенсорной памяти – угасание следа;, для сенсорной памяти и КП – угасание следа и любое постороннее воздействие (интерференция); для ДП – невключение какого-либо следа в определенную систему кодов, неэффективная стратегия поиска информации в памяти. Забыванием трудно управлять, но это процесс, который необходим для эффективной работы памяти.

  • Слайд 101

    Герман Эббингауз (1850-1909)

    Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. отсутствие актуализации информации возрастные изменения временной фактор действие защитных механизмов личности

  • Слайд 102

    Опыты Эббингауза.

    Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Через час после заучивания 15 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %.

  • Слайд 103

    Теория вытеснения З.Фрейда

    Забывание – это результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания и в дальнейшем не пускающих в него аффектогенную и травмирующую информацию. Вытеснение понимается как охранительное торможение сверхсильных возбуждений. Забывается (вытесняется) информация, которая неприятна субъекту (вызывающая боль, тревогу, чувство вины) и которая может быть разрушительна для его Я.

  • Слайд 104

    воспроизведение

    - процесс, заключающийся в восстановлении, реконструкции и актуализации содержания памяти. Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

  • Слайд 105

    ВИДЫ Воспроизведение

    Узнавание– сложный мнемический процесс, предполагающий поиск и актуализацию признаков в ДП, сличение их с вновь предъявляемыми, принятие решения о их совпадении или несовпадении. Собственно воспроизведение– преднамеренная или непреднамеренная актуализация сохраненного в памяти материала. Реминисценция – отсроченное, яркое, полное воспроизведение материала. Припоминание – сложный процесс активного поиска, выбора нужной связи из многих возможных и актуализация выбранной информации.

  • Слайд 106

    Воспроизведение – актуализация известных по прошлому опыту мыслей, образов, чувств, движений.Виды воспроизведения:

    Непроизвольноевоспроизведение – прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию Произвольноевоспроизведение – происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти.

  • Слайд 107

     

    Внутри процесса воспроизведения можно выделить его различные виды и расположить их в следующем порядке в зависимости от различной степенью трудности или легкости протекания: узнавание, собственно воспроизведение (которое может быть непроизвольным и произвольным) и припоминание. Особое место занимают воспоминания—историческая память личности.

  • Слайд 108

     

  • Слайд 109

    успешность припоминания

    Припоминание может быть очень сложным, умственным действием. Умению хорошо припоминать приходится учиться. От него зависит эффективность и готовность использования своих знаний. Успешность припоминания зависит от того: насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи какие используются приемы припоминания насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи.

  • Слайд 110

    приемы припоминания

    Важнейшими будут следующие: составление плана припоминаемого материала; активное вызывание в себе образов соответствующих объектов; намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

  • Слайд 111

    Фредерик Чарльз Бартлетт (1886-1969)

    В отличие от метода Г.Эббингауза с использованием бессмысленных слов, Ф.Ч.Бартлетт использовал осмысленные слова как раздражители для изучения влияния прошлого опыта на ассимиляцию нового материала. Бартлетт убедительно продемонстрировал, что люди постоянно преобразуют факты. В свете новых опытов схема изменяется — это обеспечивает динамическую структуру, или модель, в которой интерпретируется переживаемое настоящее. Функции и структуру памяти рассматривал в контексте культуры.  

  • Слайд 112

     

    Исследования М. Н. Шардакова: Если не повторять полученный материал в день получения, то через день сохраняется в памяти 74 % материала, через три-четыре дня — 66 %, через месяц - 58 % и через шесть месяцев — 38 %. При повторении материала в первый день через день в памяти сохраняется 88%, через три-четыре дня — 84 %, через месяц — 70% и через 6 месяцев — 60 %. Если же организовать периодическое повторение материала, то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяжении значительного времени.

  • Слайд 113

     

    Эксперимент, проведенный американским психологом М. Джонсом. Студенты сразу же после лекции воспроизводили 71 % основных её мыслей, а далее шло забывание воспринятого материала: сначала быстрее, а затем несколько медленнее. Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через два месяца от него останется лишь 25 %, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня после восприятия.

  • Слайд 114

    Воспоминание

    Воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. При воспоминаниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим их к определенному времени и месту, т. е. вспоминаем, где, когда, при каких обстоятельствах они воспринимались нами, связываем их с определенными периодами нашей жизни, осознаем их временную последовательность. Поскольку воспоминания так или иначе касаются личной жизни человека, они всегда сопровождаются целым рядом эмоций

  • Слайд 115

    Законы памяти

    Закон интереса; Закон осмысления; Закон установки; Закон действия; Закон контекста; Закон торможения; Закон оптимальной длины ряда; Закон края (эффект начала-конца); Закон повторения; Закон незавершенности (эффект Зейгарник).

  • Слайд 116

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ

    1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.

  • Слайд 117

     

    6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

  • Слайд 118

    Закон регрессии (обратного развития памяти) т.Рибо

    1. недавние события 2. идеи профессиональные знания иностранные языки речь сведения общего характера личные воспоминания (от настоящего к прошлому) 3. чувствования и привязанности 4. поступки, повседневная рутина и привычки От нового и сложного К простому и привычному

  • Слайд 119

    5. Типы памяти

    В психологии различают типы памяти в зависимости от того в какой форме лучше всего запоминается материал: наглядно-образный (двигательный, зрительный и слуховой типы памяти), словесно-абстрактный промежуточный

  • Слайд 120

    6. Индивидуальные различия в процессах памяти

    Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания готовности к воспроизведению

  • Слайд 121

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ

    ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

  • Слайд 122

     

    Причины, влияющие на продуктивность памяти Субъективные Объективные Предшествующий опыт Типы запоминания Установка Связность Осмысленность Характер материала Состояние организма Интерес Понятийность Количество материала Обстановка Наглядность

  • Слайд 123

     

    Индивидуально-типологические особенности памяти Объем и точность запоминания Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению Прочность сохранения Быстрота запоминания Ведущий вид памяти — зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, эмоциональная Профессиональная направленность Суггестивность — асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения

  • Слайд 124

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд