Содержание
-
Казенная Е.В. Лекция 6Специфика психической травмы у детей и подростков
-
Психическая травма Структурная диссоциация личности Признаки психической травмы в поведении ребенка Особенности психологической помощи детям, пережившим ЧС Основные методы психологической работы с детьми и подростками, пережившими ЧС Содержание лекции
-
Венгер А.Л., Морозова Е.И. Культурно-исторический подход к коррекции посттравматической регрессии. На материале психологической работы в Беслане (2004 – 2006 гг.) // Вопросы психологии. 2007. №1. С. 62-69. Обухов А.С. Когда мир раскалывается на жизнь и смерть: об экспресс психологической помощи детям Беслана // Народное образование. 2004. №9. С. 183-201. Сарджвеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., Сарджвеладзе Н. Травма и психологическая помощь. – м.: Смысл, 2007. – 180 с. ПатнемФ. В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. — М.: Когито-Центр, 2004. – 440 с. Ван ДерХарт О., Нейенхэюс Э.Р., Стил К. Призраки прошлого: Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. – М.: Когито-Центр, 2013. – 496 с. 2 Литература для ознакомления
-
Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям; это эмоционально значимое событие, связанное с негативным переживаниями Психическая травма
-
Наличие психотравмирующего события Структурная диссоциация личности Регресс личности (с неспособностью в дальнейшем личностно развиваться) Признаки психической травмы
-
Когда человек оказывается перед лицом событий, требования адаптации к которым превышают его РЕСУРСЫ, а его психический уровень оказывается недостаточным. В этом состоянии человек переживает сильнейшие эмоции – гипервозбуждение, а так же состояния гиповозбуждения, что увеличивает дезинтеграцию. Что способствует возникновению структурной диссоциации?
-
Это разделение между «системами идей и функций, составляющих личность» (Жане, 1907) Идеи – мысли, аффекты, ощущения, психобиологические системы (психические действия). «Разделение отдельных поведенческих состояний», в норме связанных между собой и образующих «поведенческую архитектуру» , которая определяет «личность человека, объединяя ряд доступных ему поведенческих состояний и совокупность прежнего опыта, сформировавшую ясные и стабильные состояния сознания» (Патнем, 1997) Структурная диссоциация 1. Первичная 2. Вторичная 3. Третичная
-
Эго-состояния; Диссоциированные состояния; Диссоциативные состояния Я\ идентичности; Диссоциативные личностные состояния; Альтер-личности («другие Я»); Диссоциативныея\идентичности Вопрос терминологии Структурная диссоциация
-
Внутренняя организация; Филогенетически обусловлены; Функциональны; Гибкие (в определенных границах); Врожденные; Следуют эпигенетическим принципам развития Системы действий – Посредники!!! Структурная диссоциация
-
Простая форма диссоциации Разделение личности на две: ВНЛ (внешне нормальная часть личности) и АЛ (аффективная часть личности) - системы действий Первичная структурная диссоциация
-
Отвечает за репродуктивное поведение; За отношения привязанности; За заботу о других; За разнообразные виды социального взаимодействия; Избегает травматических воспоминаний, которые могли бы помешать решению жизненно важных задач Обеспечивает приближение к желаемым благам и участие в делах повседневной жизни Особенность ВНЛ (внешне нормальной части личности)
-
Осуществляет филогенетически унаследованные защитные маневры и эмоциональные реакции на стимулы, которым присваивается значение угрозы В том числе по причине фиксации на прошлом травматическом опыте Обеспечивает бегство от непосредственной угрозы жизни или физическому благополучию Особенность аффективной части личности (АЛ)
-
Как мы помним трагические события? Особенности воспоминаний Травматические воспоминания Автобиографическая нарративная память
-
Чувство личной причастности в отношении воспоминаний и событий в них запечатленных Описывается как «функция проживающей свою жизнь личности»; Обеспечивает связность нашей личности во времени и жизненном пространстве; Свойства нарративной памяти Характерные особенности: Произвольные воспоминания; Относительная независимость воспроизведения этих воспоминаний от ситуативных стимулов 3. Доспускание некоторой вариативности; 4. Представлены для конкретной аудитории; 5. вербальные; 6. Представлены в сжатой и символической форме; 7. Могут быть обесличины, без тени эмоций; 8.Социальные и коммуникативные функции
-
Галлюцинаторные; Изолированные; Непроизвольные переживания, зрительные образы, ощущения, физические действия; Переживаются как повторное проживание травматический событий (репрезентация травматического события) Человек не рассказывает прошлый опыт, а вновь переживает его; Являются сенсомоторными и аффективными феноменами (не «истории») Незавершенные переживания Особенности травматическое воспоминания
-
= Реактивирующие стимулы = условные стимулы Травматические воспоминания реактивируются автоматически определенными стимулами: Различные сенсорные впечатления; События, связанные с определенной датой; Повседневные события; Эмоции; Физиологические состояния; Травматические воспоминания в настоящем. Патогенное ядро – наиболее пугающие элементы травматического опыта. Патогенные ядерные убеждения – их когнитивные структуры Триггер
-
Разные уровни сложности – Простая – две АЛ (переживающая + наблюдающая часть) + НВЛ Множество АЛ (различные чувства, характеристики личности (имя, пол и др.) +НВЛ Ал могут стать автономными и полностью овладевать сознанием и поведением человека – связаны со специфическими подсистемами защиты от угрозы Наличие «двойной эмоции» на новую и прежнюю травму Характеристики вторичной структурной диссоциации НДР Возникает чаще у тех, кто уже был травмирован в детстве!!!
-
Формируются несколько АЛ +Несколько ВНЛ (характерна для расстройства диссоциированной идентичности (РДИ, DID – DSM-IV)); Каждая из «идентичностей» или «личностных состояний» обладает «своей собственной, относительно постоянной моделью восприятия и осмысления отношения к окружающему миру и самому себе» Каждая ВНЛ ограничена функциями и потребностями определенной системы действий, опосредующей эту часть Характеристики третичной структурной диссоциации РДИ Тяжелая длительная травматизация в детстве !!!
-
Систематическое жестокое обращение или пренебрежение – домашнее насилие, школьная травля и др.; Непосредственный личный опыт переживания боевых действий, теракта и др. – травма очевидца; потеря близкого и др.; Нахождение в травмированном окружении, опосредованная травматизация –со-травматизация. Виды психической травмы у детей и подростков
-
Психологические «новообразования» детей и подростков, переживших психотравму
-
Состояния и поведение детей и подростков, переживших чс
Чувство незащищенности и беспомощности Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен Феномен укороченного будущего Стыд, низкая самооценка, чувства вины Гнев, агрессивность Отчуждение от социального окружения Невыплаканное горе Травматические игры и повторяющиеся действия Деформация картины мира Проблемы внимания, памяти, обучения Различного рода страхи Травматические сновидения и нарушения сна Психосоматические нарушения (логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др.)
-
Травматические игры и повторяющиеся действия
Повторение эпизодов травмы в содержании игры Однообразна и зловеща, приближена к сюжету травмы, что вызывает тревогу и страх (обычная игра сопровождается положительными эмоциями и задором) Травматическая игра нецелесообразна. Травматическая игра повторяется с характерной для навязчивости непреклонностью и монотонностью – не подвержена импровизации, в точности повторяет сюжет травмы. Ребенок играет самого себя и отягощается отрицательными эмоциями (обычная игра – целесообразная поведение – развитие и социализация ребенка) В норме имитационная игра имеет место быть от 3 до 12 лет. Травматическая игра сохраняется и во взрослом возрасте, переходя в деятельность Травматическая игра очень заразительна. Другие дети так же начинают играть в игру травматика (например, в войну, сюжет которой очень переплитался с реальными событиями, игра «перезахоронения»)
-
Основные методы психологической работы с детьми и подростками, пережившими ЧС
Метод игры Арт-терапия (изотерапия, музыкотерапия, маскотерапия, библиотерапия, сказкатерапия, драматерапия и тд.) Метод метафоры Песочная терапия EMDR-терапия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.