Содержание
-
-
Лекция
Автор доц.Киреева Н.Н.
Способности
-
Понятие
Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения.
-
Три признака способностей ( по Б.М.Теплову):
Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.
-
Определение способностей В.Д.Шадрикова
Способности – свойства функциональных систем , реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических свойств.
Индивидуальная мера выраженности – производительность, качество, надёжность.
-
Основанием развития способностей являются задатки.
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу формирования и развития способностей.
Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, педагогом, композитором и т.д.
-
Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется сочетанием различных
способностей.
«Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (Б.М.Теплов)
-
Способности существуют в постоянном процессе развития
Уровни развития способностей:
- Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью.
- Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, математических и т.д.)
- Гениальность – высший уровень развития способностей.
-
Виды способностей
-
Общие способности, определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью.
Специальные способности,определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.
-
Формула способностей
- Объективная
- Способность - продуктивность/«цена»
- Субъективная
- Способность – успешность/трудность
-
Неспособных людей нет!
Есть люди активные и пассивные
Есть люди трудолюбивые и ленивые
Всё можно и нужно развивать!
-
Спасибо за внимание!
-
-
Интеллект (Векслер) – это общая способность человека
- Рационально мыслить
- Целесообразно действовать
- Эффективно функционировать в социальной среде
-
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ IQ
Уровень интеллекта Процент проявления
- 130 и выше Очень высокий интеллект 2.2
- 120-129 Высокий интеллект 6.7
- 110-119 «Отличная норма» 16.1
- 90-109 Уровень большинства лиц 50.0
- 80-89 Сниженная норма 16.1
- 70-79 Пограничный класс 6.7
- 69 и ниже Умственный дефект 2.2
-
Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 4 характеристики креативности:
- беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени
- гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую
- оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных.
- способность к разработке гипотезы
-
Измерение способностей
-
Примеры заданий.
1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).
5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
Методика "Интеллектуальная лабильность"
-
ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА.
-
-
-
-
-
ЛИТЕРАТУРА:
1.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.2.М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическаяпсихология.–М.,19973.Общая психология под ред. В.В.Богославского, А.Г. Ковалева,А.А.Степанова.-М.,19814.Психология. Словарь. Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,19905.Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.,200.6.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.8. Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.