Содержание
-
ТЕМА: Эволюция отношения к детству и к детям на протяжении истории 19.03.13 Бородулькина Т.А. (канд.психол., н., доц.каф.психологии ЗНТУ)
-
Детство как социально-исторический феномен
-
Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал Децим Юний (римский поэт-сатирик) Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство! Януш Корчак (польский писатель, педагог, врач) Годы детства — это прежде всего воспитание сердца. Василий Александрович Сухомлинский (педагог)
-
Детство – это …
По мнению Л.Ф.Обуховой, ДЕТСТВО – ЭТО период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, функциональной зрелости. ДЕТСТВО – ЭТО особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и в социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности. ДЕТСТВО – ЭТО период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. ДЕТСТВО – ЭТО этап развития человека, предшествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций (Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш.уч. заведений/ Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Изд. центр “Академия”, 2002.
-
Продолжительность детства …
В различные исторические эпохи продолжительность детства различна. Так, продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Продолжительность детства – это продукт истории, подверженный изменению. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности, которые общество ему задает. Долгое время детство считалось привилегией более обеспеченных классов общества.
-
История детства: факты, исследования
-
История детства: некоторые факты
КИТАЙ Наиболее ранним текстом, выделяющим тему внутриутробного воспитания ребёнка является диалог цзиньскогоВэнь-гуна с советником, содержащийся в Го юй (Цзиньюй, 4:24). Среди текстов царства Цинь, обнаруженных в Шуйхуди (ок. 217 года до н.э.) содержится гадательное пособие, излагающее связь даты рождения ребенка с его характером. Проблема врожденной природы человека рассматривается в трактатах Мэнцзы и Сюньцзы (эп. Воюющих Царств). Среди манускриптов Мавандуй (ранняя Хань, открыты в 1973) содержатся тексты о родах и воспитании. АНТИЧНАЯ ГРЕЦИЯ В Античной Греции детство постепенно формируется в недрах городской культуры, среди свободных граждан. Здесь впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 г., половое созревание – начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). Наряду с этим возникает поляризация: молодой – старый, ребенок – взрослый (Аристотель). СПАРТА В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. В возрасте от 7 до 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Строгая организация молодых людей осуществлялась в целях военного обучения. Основные требования – субординация и повиновение старшим. Дети полностью подчинены господствующим нормам. АФИНЫ В демократическом городе-государстве Афины дети и молодежь получали большую свободу действий. Дети и молодые люди, преимущественно мужского пола, были освобождены от работы, занимались образованием, осваивали искусства, спортивные игры и могли развивать новые идеи, к которым взрослые относились весьма снисходительно.
-
СРЕДНИЕ ВЕКА
В средние века городская культура, сформировавшаяся по большей части на основе торговых поселений, становится решающей предпосылкой для возникновения особой детской стадии в жизни человека, правда, различной в зависимости от социального положения. Специализация в области ремесла требовала изменения сроков обучения; рыцарство тоже нуждалось в продолжительной, достаточно разносторонней подготовке (умение сражаться, слагать и петь баллады и т.п.). Жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства.
-
ФИЛИПП АРЬЕС (фр. PhilippeAriès, 21 июля 1914, Блуа — 8 февраля 1984, Париж) — французский историк, автор работ по истории повседневности, семьи и детства. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке Книга, вышедшая во Франции в 1960 году является одной из наиболее важных работ по истории детства, так как по существу была первой значительной работой посвящённой этому вопросу. В своей работе Арьес выдвигает тезис о том, что в средневековом обществе, идеи детства как таковой не существовало. Отношение к детям развивалось с течением времени по мере изменения экономической и социальной ситуации. Детство как понятие и как специфическая роль в семье возникает в 17 веке.
-
Ф.Ариес. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке
-
Исследование Ф.Ариеса. Ребенок в живописи
«Средневековое искусство примерно до ХІІ века не касалось темы детства и не пыталось его изобразить. Трудно было бы представить, что пробел этот существует по причине отсутствия опыта или художественного мастерства. Скорее, в том мире не было места для детства”.
-
Изображениеребенка в уменьшенноммасштабе(ребенок=маленькийвзрослый)
-
Детские образы в живописи ХIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи.
-
-
из книги Ф.Ариеса:
-
ПУ́ТТИ (итал. putti — "детишки, малыши", от putto — "младенец"; лат. putillus — "маленький мальчик, крошка") — изображение маленьких обнаженных мальчиков в ренессансном и классическом искусстве, восходящее к античным эротам или купидонам. Лука деллаРоббиа. Путто с гирляндой. Около 1480 г. Майолика. Флоренция, Барджелло А. Верроккьо. Путто (гений) с дельфином. Около 1470 г. Бронза. Деталь фонтана дворика Палаццо Веккьо во Флоренции (копия, оригинал в Музее Палаццо Веккьо). Фонтан установлен в 1560 г. по проекту Дж. Вазари; см. т. 10, рис. 70.
-
Из книги Ф.Ариеса:
-
Ребенок в светской иконографии
От религиозной иконографии детства отделится в XV-XVI веках светская иконография. Ребенок еще не появляется на изображениях один. … Ребенок становится одним из самых частых героев маленьких историй: ребенок в семейном кругу; ребенок и его товарищи по игре; ребенок в толпе; присутствует при чуде, участвует в праздничной службе; .. Ребенок – подмастерье художника, ювелира и т.д.; ребенок в школе …
-
-
Из книги Ф.Ариеса:
-
Душу перестанут представлять в виде ребенка в XVII веке, когда ребенка начнут изображать ради него самого, когда портреты живых и умерших детей станут встречаться чаще. Появление в XVI веке портрета умершего ребенка отмечает очень важный момент в истории чувств.
-
портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте:инфанты Д.Веласкеса
Инфанта Маргарита, 1654, Художественно-исторический музей, Вена Инфанта Маргарита Австрийская, 1660, Музей Прадо, Мадрид Инфант и инфа́нта (исп. infante, порт. infant, от лат. infans — дитя) — титул принцев и принцесс королевских домов Испании и Португалии (до ликвидации португальской монархии в 1910 году ), кроме наследников престола. Диего Веласкес - Портрет инфанта Филиппа Проспера.
-
В XVII в., как отмечает Ф.Ариес, в семейную жизнь внедряется идея рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине. Функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни берет на себя школа, которая и выводит детство за пределы 2-4 лет родительского воспитания в семье. Упорядоченная структура школы, регулярные переходы из класса в класс способствовали дальнейшей дифференциации детства. В XVII в. граница между ребенком и взрослым становится ощутимее. XIX век Ариес называет привилегированным веком детства.
-
Ллойд Демоз
В соответствии со своими идеями Л.Демоз подразделяет всю историю детства на 6 периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми. LloyddeMause; род. 19 сентября1931, Детройт) — американский историк и психолог, один из основателей психоистории.
-
Периоды истории детства (по Л.Демозу)
1. ИНФАНТИЦИДНЫЙ (infanticide [in'fæntisaid] – детоубийство) стиль (с древности до четвертого века нашей эры) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которым удалось выжить, становились жертвами насилия. 2. БРОСАЮЩИЙ СТИЛЬ (с четвертого по тринадцатый века). С признанием культурой у ребенка души инфантицид снижается. Однако родители стремятся избавиться от ребенка. Главное средство избавления от детей – оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Ребенка отдают кормилице, либо в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо заброшенным и угнетенным держат в собственном доме. 3. АМБИВАЛЕНТНЫЙ СТИЛЬ (с четырнадцатого по восемнадцатый века) характеризуется тем, что ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей. Его уже окружают вниманием, но еще отказывают в самостоятельном духовном существовании. Типичный педагогический образ этой эпохи – “лепка”характераребенка, какбысделанногоизмягкоговоскаилиглины. Если он сопротивляется, егонаказывают, беспощаднобьют, “выколачивая”своеволие.
-
4. НАВЯЗЧИВЫЙ СТИЛЬ (восемнадцатыйвек). Родителистановятся к ребенкугораздоближе, его уже не считаютпростымобъектомфизическогоуходаилинепонятным и опаснымсуществом. Однаконавязчивоестремлениеконтролировать не толькоповедение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенкаусиливаютконфликтыотцов и детей. 5. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ СТИЛЬ (девятнадцатый – середина двадцатоговека) характеризуется тем, чтоцельювоспитаниястановится не столькозавоевание и подчинениеребенка, сколькотренировкаего воли, подготовка к будущейсамостоятельнойжизни. Однакоребенокмыслитсяскорееобъектом, чемсубъектомсоциализации. 6. ПОМОГАЮЩИЙ СТИЛЬ (середина двадцатоговека) предполагает, чторебеноклучшеродителейзнает, чтоемунужно на каждойстадиижизни. Поэтомуродителистремятся не столько“дисциплинировать”илиформироватьеголичность, сколькопомогатьиндивидуальномуразвитию. Отсюдастремление к эмоциональнойблизости с детьми, пониманию, эмпатии, вниманию к творческимпроявлениямличности.
-
Януш Корчак
Януш Корчак (JanuszKorczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит; 22 июля 1878, Варшава - 6 августа 1942, Треблинка) - польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения. Как любить ребёнка Право ребёнка на уважение Король Матиуш Первый Король Матиуш на необитаемом острове Слава Когда я снова стану маленьким Ёськи, Моськи и Срули (Лето в Михалувке) ДНЕВНИК http://www.jerusalem-korczak-home.com/y.k/yk.html
-
Януш Корчак. Отрывок из книги
Право на уважение Есть как бы две жизни: одна — важная и почтенная, а другая — снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьез это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем им путаться под ногами, но удобнее нам без них. Нет! Дети были, и дети будут. Дети не захватили нас врасплох и ненадолго. Дети — не мимоходом встреченный знакомый, которого можно наспех обойти, отделавшись улыбкой и поклоном. Дети составляют большой процент человечества, населения, нации, жителей, сограждан — они наши верные друзья. Есть, были и будут. Существует ли жизнь в шутку? Нет, детский возраст — долгие, важные годы в жизни человека.
-
Рекомендуемая литература
Людмила Филипповна Обухова - доктор психологических наук, профессор МГУ и МГППУ, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета (с 1999 г.).
-
Как ребенок осваивает пространство окружающего мира? Чего он боится дома и в незнакомом месте? Почему детей привлекает свалка? Зачем дети делают «тайники» и «секреты», строят «штабы» и ходят в «страшные места»? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в пятом, юбилейном, издании психологического бестселлера Марии ОсоринойСекретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. Оригинальность подхода, психологическая компетентность и удивительная наблюдательность автора помогут понять всю сложность задач, которые приходится решать маленькому человеку, исследующему мир взрослых и создающему собственный мир. Книга адресована всем, кто занимается детьми: психологам, педагогам, воспитателям, но прежде всего — родителям. Мария Владимировна Осорина (род. 6 декабря1950) — российский психолог, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии СПбГУ, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества. В работах Осориной развиваются взгляды Жана Пиаже, рассматриваются традиции детской субкультуры с точки зрения их функциональной роли в развитии психики ребёнка.
-
Книга ВайолетОклендер "Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии" основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней рассматриваются подходы к проникновению во внутренний мир ребенка, типичные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны технические приемы, дающие возможность проявиться фантазии ребенка: рисование, поделки, сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, кинестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оцениваются взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматриваются проблемы школы и обучения. Книга ВайолетОклендер "Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии" представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей, педагогов, родителей и всех, кто интересуется психологией ребенка и взаимоотношениями с детьми.
-
Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами. Бенджамин Франклин ...наши дети - это наша старость. А.С. Макаренко ...желание всех отцов - осуществить в своих сыновьях то, чего недостает им самим. Гете Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан Жак Руссо Физическое рождение ребенка - еще не рождение человека. С.В. Образцов Дайте детству созреть в детях. Жан Жак Руссо Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям! Бернард Шоу
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.