Презентация на тему "Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника"

Презентация: Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника
Включить эффекты
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 36 слайдов. Также представлены другие презентации по педагогике. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника
    Слайд 1

    Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребенка-дошкольника

    1 Старший воспитатель МБДОУ ЦРР-д/с № 15 «Светлячок» Н.А. Примак

  • Слайд 2

    Человек – существо социальное

    2 Под влиянием других людей личность : - развивается и совершенствуется, - приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, - несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

  • Слайд 3

    Обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом

    3 Мнение учёных: Первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

  • Слайд 4

    Процесс социализации

    4 Влияние оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие: -   семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры); -   детский сад (в первую очередь воспитатели); -    общество (сверстники, друзья).

  • Слайд 5

    Факторы в воспитании и развитии ребенка

    5 Институты социализации: Семья - ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Детский сад - ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Ребёнок должен стать частью социума.

  • Слайд 6

    Взаимодополняемость

    6 Результаты психолого-педагогических исследований: семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.

  • Слайд 7

    Исследователи проблемы социализации личности

    7 В философии В социологии и психологии В педагогике

  • Слайд 8

    Позиция различных наук

    8 Таким образом, философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества.. В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации. Но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности ребенка-дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной социализации личности ребенка-дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  • Слайд 9

    Взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста.

    9 Понятие полноценной и успешной «социализации» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс.

  • Слайд 10

    Социальные воздействия

    10 Воспитание 1. Социальное действие специально ориентированное на осмысленное ответное поведение партнеров. 2. Процесс дискретный (прерывный), так как будучи планомерным, оно осуществляется в определенных группах и организациях. 3. Процесс парциальный (частичный). Это определяется тем, что человека воспитывает семья, религиозные и воспитательные организации, определенные группы людей, контркультурные организации – все они имеют несовпадающие задачи, цели, средства и результаты воспитания. Стихийная социализация 1. Процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний. Процесс инкретный (непрерывный), так как человек (ребенок) постоянно взаимодействует с социумом. 3. Имеет целостный характер, ибо человек, как ее объект, испытывает влияние социума (позитивное или негативное), а как субъект приспосабливается и обособляется во взаимодействии со всем комплексом обстоятельств своей жизни.

  • Слайд 11

    Социальная компетентность

    11 Она складывается изкомпонентов: - мотивационного (готовность к проявлению компетенции), -перцептивного или когнитивного (владение знанием содержания компетентности), -поведенческого аспекта (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях). Главным критерием социального развития выступает не степень усвоения социальных норм и правил поведения,на уровне приспособленчества, а степень самостоятельности, инициативности, творчества личности.

  • Слайд 12

    Критерии уровня сформированности представлений социальной действительности

    12 1.         Сформированность представлений о социальной действительности в рамках применения и использования знаний в общении и деятельности. 2.         Сформированность определенных эмоционально-ценностных и оценочных отношений к фактам, явлениям и событиям социальной действительности, к самому себе в ней. 3.         Овладение способами социально-приемлемой деятельности, общения и на этой основе – способность удовлетворять собственные желания и потребности, способность к творчеству. 4.         Сформированность деятельной и активной позиции в овладении социальной культурой, а также наличие личностных качеств: активности (инициативности и самостоятельности), произвольности, способности к самооценке.

  • Слайд 13

    Базисные характеристики личности

    13 Критерии оптимального социального развития ребенка: компетентность, креативность, способность к инициативности, произвольность поведения и психических процессов в целом, самостоятельность, ответственность, безопасность, свобода поведения, развитое самосознание, способность к самооценке.

  • Слайд 14

    Система критериев и показателей уровня сформированности представлений социальной действительности дошкольников

    14 Критерии 1.Мотивационно-потребностный 2. Когнитивный 3. Деятельностно-практический Показатели 1. - наличие сформированности мотивации на успешное выполнение различных видов деятельности (художественно-творческая, игровая, трудовая, речевая и т.д.); - стремление довести начатое дело до конца, 2. - наличие эмоциональных переживаний от выполненной деятельности. - наличие знаний о социальной действительности; - представление, понимание значения социальных действий; - направленность на познание социальных отношений, на усвоение и соблюдение социальных норм и правил. 3. - приобретение самостоятельного опыта через различные виды деятельности; - рефлексия – способность переносить приобретенный опыт в жизнь; - умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих.

  • Слайд 15

    Условия для социализации ребенка-дошкольника:

    15 Благоприятная социальная ситуация развития; Посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье; Организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром. Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения

  • Слайд 16

    Важное условие для социализации ребенка-дошкольника:

    16 Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ. Социальная функция ДОУ предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды. Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений Семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга

  • Слайд 17

    История соотношения воспитания детей в семье или в детских садах

    17 На рубеже XIX-XX веков в помощь семье создавались детские сады, в которых ребенок мог проводить от двух до четырех часов в день, но были и детские сады длительного пребывания для детей рабочих – народные детские сады. В помощь семье создавались в те годы родительские клубы, семейные группы. В восьмидесятых годах XIX века были созданы Родительские Кружки. В эти годы в обществе утверждается идея сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей. В XX веке: В 40-60 годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному. В 70-е годы повышались требования к воспитанию, возрастала общая культура семьи, использовался ее педагогический потенциал. На рубеже XX-XXI веков, в период, известный сегодня как кризис 90-х годов. Десятилетиями воспитатели детских садов пытались работать с родителями разными способами, используя такие формы, как собрания, беседы, консультации. Но количество родителей, понимающих ценность совместных усилий, оставалось небольшим. Всвязи с падением уровня жизни россиян многие семьи оказались без поддержки в решении задач воспитания детей.

  • Слайд 18

    Факторы влияния семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка :

    18 1) временный фактор – ребенок проводит в семейной среде значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее важные для развития ребенка; 2) фактор плотности общения - ребенок получает возможность непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях; 3) фактор эмоциональной насыщенности– ребенок находится в условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные отношения; 4) фактор родительского отношения- родители создают своего рода «детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка; 5) фактор возможности автономизации– семейная среда предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов деятельности), материально-вещного оформления (оснащение, оборудование, книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы самоуправления и т.д.).

  • Слайд 19

    Процесс социализации ребенка в семье

    19 Условия для успешного становления, роста, развития индивидуальности ребенка в семье: 1) Создание достаточной свободы для проявлений активности ребенка. 2) Развитие внутри особой знаково-символической среды (общение ребенка со взрослыми и сверстниками). 3) Эмоционально насыщенное и целенаправленное общение взрослых с ребенком 4) Преемственность освоения знания с предыдущим опытом ребенка. 5) Гармоничные взаимоотношения в семье.

  • Слайд 20

    Потенциал семьи

    20 Три варианта семьи: В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Взаимодействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу. Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.

  • Слайд 21

    Принципы семейного воспитания

    21 Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Свобода и плюрализм в образовании. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

  • Слайд 22

    Устойчивые формы работы детского сада с семьей

    22 Первое направление: внутри детского сада -  посещение семьи воспитателем; - беседы и консультации; -  общие и групповые родительские собрания; -  наглядная пропаганда. Второе направление: за пределами детского сада - широкая педагогическая пропаганда.

  • Слайд 23

    Новые формы работы с семьями

    23 Сотрудничество– общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие–способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения. Необходимо стремиться: к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, кконструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.

  • Слайд 24

    Переход к новым формам отношений родителей и педагогов

    24 Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка, возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения. Открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Условия для достижения открытости дошкольного учреждения: -  личностная готовность педагога открыть самого себя в какой-то деятельности, рассказать о своих радостях, тревогах, неудачах. Важно соблюдать такт и избегать панибратства; -  вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это могут быть эпизодические мероприятия, важно чтобы дети готовились к ним вместе с родителями. Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума и сам оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях.

  • Слайд 25

    Тип семьи

    25 Многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников). Нуклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей без старшего поколения). Неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянники и др.). Полная (наличие обоих родителей). Псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, в школе, на работе).

  • Слайд 26

    Сущностные характеристики семьи

    26 Проблемная семьяхарактеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются. Зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения; уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений. Традиционная или современная. Образ жизнисемьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и т.д.

  • Слайд 27

    Группы задач при работе с родителями

    27 психолого-педагогическое просвещение родителейс целью повышения педагогического образования; изучение семьи и установление контактов с ее членамис целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. Для диагностики полноценности процесса социализации ребенка необходимо диагностировать характер семейного воспитания. Характер семейного воспитания можно оценить по определенным критериям: 1. Состав семьи, профессии и образовательный уровень родителей, а также других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребенка. 2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи (обращение друг к другу, характер отношений между членами семьи, страхи и опасения родителей). 3. Цели воспитания ребенка. 4. Стиль взаимодействия с ребенком. 5. Психолого-педагогические знания, практические умения родителей. 6. Особенности семейного воспитания (распределение бюджета, времени, семейный досуг, роль семьи в передаче культурного опыта). 7. Отношение семьи к дошкольному учреждению.

  • Слайд 28

    Новая философия работы детского сада с родителями

    28 Функции работы образовательного учреждения с семьей: 1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса детского сада. 2. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 3. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. 4. Помощь отдельным семьям в воспитании. 5. Взаимодействие с общественными организациями родителей. Основные принципы при организации работы с семьями: 1. Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок). 2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. 3. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. 4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

  • Слайд 29

    Преимущества взаимодействия детского сада с семьей в свете новой философии

    29 - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. - Это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. - Это укрепление внутрисемейных связей, возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье, что (как и все перечисленные факты) является залогом полноценной и успешной социализации ребенка дошкольного возраста.

  • Слайд 30

    Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи 

    30 Изучение уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи. Цель данного исследования: 1)   выявить степень информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, формах взаимодействия ДОУ и семьи; 2)   выявить характер знаний и умений, получаемых при помощи ДОУ по практике семейного воспитания и определение направленности работы ДОУ по информированности родителей в этом направлении; 3)   выявить характер взаимоотношений между супругами и между ребенком и родителями для дальнейшей работы по оказанию помощи семье в этом направлении; выявить степень удовлетворенности взаимоотношениями в семье и степенью оказания помощи ДОУ семье в нормализации супружеских и детско-родительских отношений; 4)  выявить социально-демографический статус опрашиваемых семей. Основной метод исследования – анонимная анкета.

  • Слайд 31

    Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи

    31 Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников необходимо: 1. Претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ. Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом. 1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. 2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех». 3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. 4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев.

  • Слайд 32

    32 Для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников необходимо: 2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ: а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи,; б) предоставление родителям письменного материала об их детях; в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты; г) оформление доски объявлений для родителей; д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ. Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ: а) в организации совместных целевых прогулок, досуга; б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.; г) сбор материала для детских нужд Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ: а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми; б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии. Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка: а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (с целью научить родителей взаимодействию с ребенком); б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги. Организация общественной деятельности для родителей: а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего кафе; б) постоянная группа и клуб общения для родителей; в) приглашение лекторов по интересующим вопросам. Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям. Оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению. а) накопление информации и практических советов; б) помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций.

  • Слайд 33

    Cпецифика процесса социализации ребенка-дошкольника в аспекте взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

    33 Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир. Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей объединяет одна и та же цель – воспитание развитой личности.

  • Слайд 34

    34 Библиографический список 1.         Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 276-392. 2.         Апарина И.И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор. – М.: НТЦ Развитие, 2000. 3.         Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001. 4.         Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ. 1990. –С.289-311. 5.         Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993. –С.18-33. 6.         Бобнева М.И. Социальная норма и регуляция поведения. – М.: Наука,1978.С.112-125. 7.         Богославец Л.Г. Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении// Педагог,1999.№1(6). 8.       Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. –Б.: Изд-во БГПУ, 1997.-С.47-49. 9.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. С. 398-464. 10.       Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003. 11.       Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М., 1989. 12.       Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга для учителя. – 3 издание – М., 1991.-93с. 13.       Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т.- Т.4: Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.-С.243-386 14.       Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996. 15.       Горлова Е.А. Психологические основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного периодов развития// Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей. – М. –Красноярск, 1999. –С.4-18. 16.       Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005. 17.       Давыдова О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С.119-128. 18.       Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.41-48. 19.       Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание. 2000. №2. С.44-49. 20.       Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1986. 21.       Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособ. для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. –138 с. 22.       Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание. 2000. №3. С.87-90. 23.       Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод. рук. для работников дошкольных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. М., 2001. 24.       Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 2002. 25.       Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – С.222-285. (Р.III. Проблемы развития психики). 26.       Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 27.       Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999. 28.       Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Академия, 1998. 29.       Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я. –2004. -№5. –С.8-28. 30.       Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003. 31.       Костюк Г.С. Движущие силы развития и воспитания ребенка// Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. –Барнаул, 1997. –С.45-47.

  • Слайд 35

    35 32.       Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития// Дошкольное воспитание. –1997. -№7, 10, 12; 1998. -№1,4,5-10-11; 1999. -№3,12. 33.       Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 1999. 34.       Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991. 35.       Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991. 36.       Лисина М.И. Общение и психика ребенка/ Под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во Инст-т практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1997. –384 с. 37.       Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. –С. 329-333. 38.       Майер А.А. Видение развития ребенка в культурно-исторической парадигме// Дошкольное образование: начало века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2003 г. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. –С.122-130. 39.       Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учебных заведений. В 3 т.-Т.1.- М.: Просвещение, 1994.- Гл.14. – С.315-328. 40.       Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. –С. 231-275. 41.       Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2002. –256 с. 42.       Парыгин Б.Г. Социальная психология как наука. – Л.: Лениздат, 1967. –С. 124. 43.       Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1998. 44.       Поддьяков А.Н. Педагогика сотрудничества и педагогика противодействия в современном обществе. – М.: Ин-т психологии РАН, 1996. –С.126-135 45.       Программа «Истоки». – М.: Карапуз, 2001. 46.       Психологические науки в России XX столетия: проблемы теории и истории/ Под ред. А.В. Брушлицского. – М.: Институт психологии РАН, 1997. –С.164-367. 47.       Психология и педагогика. Учебное пособие/Под. ред. А.А. Радугина. – М., 1999. 48.       Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении./ Сост. Е.Е. Кравцова, А.А. Нурахунова, В.В. Степанова. – Смоленск, 1992. 49.       Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. –204 с. 50.       Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис-пресс, 2004. –64с. 51.       Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон «Об актах гражданского состояния». – М., 2000. 52.       Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-пресс, 1995. –384 с. 53.       Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., 1987. 54.       Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. М., 2003. 55.       Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989, -С.107-208. 56.       Фуряева Т.В. Вернуть ребенку детство//Дошкольное воспитание. 1993. -№4. –С84-86. 57.       Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Гуманизация детско-родительских отношений. Красноярск, 2003. 58.       Храпов В.Е. Родители просят совета. М., 1983. 59.       Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – С. 35-52. 60.       Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. 61.       Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. 62.       Шилов И.Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи.) Практикум.-СПб, 2000. 63.       Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. – 1971. -№4. –С.66-79. 64.       Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М., 1994.     

  • Слайд 36

    Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

    С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно. Все ли вам нравится в своем ребенке? Слушаете ли вы, что ребенок говорит? Смотрите ли на малыша, когда он говорит? Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? Поправляете ли вы речь малыша? Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? Хвалите ли вы малыша? Смеетесь ли вместе с ним? Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку? Часто ли обнимаете ребенка? Играете ли вместе? Есть ли у вашего ребенка собственные книги? Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено толь­ко ему? Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша? Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребен­ком? Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры? Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, филь­ма, прочитанной книги? Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот? Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки? Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, под­вижные игры? Ключ: «Да, почти всегда» — 4 балла. «Иногда», «может быть» — 2 балла. «Нет, почти никогда» — 0 баллов. 36

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке