Содержание
-
5 класс – что нужно знать о переходе школьников в среднее звено».
Педагог-психологНОУ Школы «Ника»Лис Л.В.
-
Закончена начальная школа. Кажется, что остались в прошлом главные трудности: привыкание к учению, урокам, учителю. На первый взгляд, новая для ребенка роль – роль школьника, освоена успешно. Но ведь в жизни каждого школьника бывает и другой, не менее важный момент – переход в среднюю школу – в 5-й класс. И не каждый ребенок с легкостью делает шаг на эту новую ступень обучения.
-
Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям.
-
С понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе".Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":
-
готовность к обучению в средней школе
1. сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала; 2. умение самостоятельно работать, осмысливать материал; 3. качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
-
Важно, что были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации: • умение осознавать требования учителя и соответствовать им; • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами; • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы; • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками; • навыки уверенного поведения; • навыки совместной (коллективной) деятельности; • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; • навыки самоподдержки; • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
-
В чем особенность адаптации этого момента?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько.
-
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
-
ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
-
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе : - резкое изменение условий обучения; - разнообразие и качественное усложне- ние требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; - появляются новые учебные предметы. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
-
В средней школе детям часто приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
- опоздания на урок, - забывания какой-нибудь учебной принадлежности, - невыполненное задание. Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
-
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:
-
- они испытывают растерянность, - всё время всё путают и забывают, - не могут сосредоточиться на учёбе. - другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!
-
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны ("не огорчались и не переживали", "радовались", "чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала"), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, "разочарование" в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.