Содержание
-
Деструктивные отношения в группе
Волкова Е.В.
-
Группа — это объединение людей, основанное на их участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
-
Развитие группы. Общие качества группы
Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней. Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов. Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач. Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составляющих ее личностей. Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.
-
Формальные и неформальные группы
Существует два типа групп: Формальные группы обычно выделяются как струтурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства организации и формальными постановлениями, а членами данной организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями и привычками.
-
Деструктивные процессы, затронувшие различные общественные сферы, повлекли за собой рост преступности не только среди взрослого населения, но и среди молодежи. По данным статистики, более 50% правонарушений совершаются подростками и юношами. Проблема отклоняющегося поведения обучающихся – одна из актуальных социально-психологических проблем.
-
Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой среде
Особенности поведения, в том числе и отклоняющегося от нормы, определяются влиянием следующих факторов: возрастом; транзитивностью; социокультурной средой существования; спецификой студенческого коллектива.
-
С точки зрения социального статуса, студенческий возраст (18-21 )
это период интенсивных поисков призвания, начала трудовой деятельности, вступления в брак; с психологической точки зрения, студентам свойственны максимализм суждений, нетерпимость к мнению других, стремление к радикальным действиям, повышенная эмоциональность восприятия.
-
Транзитивность студенчества
выражается в его промежуточном положении между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия. «Промежуточность» положения студенческой молодежи создает предпосылки для девиантности в ее среде в связи с тем, что, выступая в качестве объекта опеки государства, студенты вместе с тем уже ощущают некую независимость и пытаются ее реализовать в различных поступках, не чувствуя при этом ответственности за них.
-
Социокультурная среда
существования студенчества во многом определяется особенностями взаимодействия студентов с другими группами в системе образования. на поведение студенчества (в том числе и девиантное) могут влиять особенности его структуры предполагается, что для всех этих групп будут характерны разные установки, жизненные приоритеты, поведение. соответственно, степень распространенности социокультурных девиаций, а также их виды будут различными для этих групп.
-
Студенческий коллектив
является по сути малой социально организованной группой, отличительными чертами которой можно назвать тесное взаимодействие субъектов, собственную динамику развития, основанную на общих нормах, ценностях, определяющих поведение каждого в отдельности члена группы. Следовательно, велика вероятность того, что появление в студенческой группе индивидов, мысли и поступки которых противоречат общепринятым нормам и правилам, приведет к быстрому распространению девиантных форм поведения среди остальных членов группы.
-
Уровни изучения девиантности
Первый уровень включает в себя общие девиации: злоупотребление алкоголем, наркоманию, делинквентность, проституцию, суицид и т.д. Второй уровень включает в себя специфические девиации: отклонения от формальных норм, принятых в колледже нарушение дисциплины, несвоевременная подготовка учебного материала, пропуски занятий без уважительной причины, использование шпаргалок на экзаменах, и т.д.
-
-
Девиантное поведение подразделяется на две группы:
1.Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. 2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.
-
В девиантном поведении выделяю особый его тип – аддитивное поведение.
Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость.
-
В ходе анкетного опроса было установлено
81% опрошенных обучающихся имеют конфликты с преподавателями, родителями, сверстниками 24% опрошенных признались, что хоть раз пробовали наркотические средства 78% - регулярно курящих подростков. 71% опрошенных - время от времени посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 57% - время от времени прогуливали школу.
-
Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения
Первый способ заключается в создании оптимальных условий для правовой и гражданской социализации студентов и подразумевает активизацию воспитательной и профилактической работы в колледже. В качестве приоритетного направления данной работы должно быть создание системы профилактики различных видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации студентов, организацию их досуга и «вторичной занятости», профессионального самоопределения.
-
Второй способ предотвращения и коррекции девиантного поведения в студенческой среде связан с совершенствованием социальных норм и санкций в колледже. Как правило, социальный контроль здесь осуществляется с помощью «жестких» институциональных форм (экзамены, зачеты, ведение учета посещаемости) и предполагает использование преимущественно негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального контроля, предполагается переориентироваться с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес к учебе, способствуют развитию самоконтроля и тем самым препятствуют возникновению специфических девиаций.
-
Третий способ предполагает повышение ответственности всех уровней администрации колледжа. Это обусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает многие нормы и правила в колледже, контролирует их соблюдение, вводит санкции за их невыполнение. В конечном итоге эта структура следит за уровнем преподавания в колледже, оценивает поведение студентов и несет ответственность за их воспитательное, образовательное и культурное совершенствование.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.