Содержание
-
ДЕВИАНТОЛОГИЯ
Психология отклоняющегося поведения
Презентацию выполнила: педагог-психолог МОУ Греково-Степановская СОШ О.А Киселева
-
Поведение как психологическая категория
ПОВЕДЕНИЕ
присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью
-
ПОВЕДЕНИЕ
процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
-
Признаки поведения
- социальность;
- речевая регуляция;
- целеполагание;
- отражение процесса
- личностной социализации;
- адаптивность к социальнойсреде с учетоминдивидуальныхособенностей
-
Признаки поведения личности:
- уровень активности (энергичность и инициативность);
- эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);
- динамичность (темповые характеристики);
- стабильность (постоянство проявлений в различное времяи в разных ситуациях);
-
- осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами);
- произвольность (возможность осуществления самоконтроля за поведенческими актами);
- гибкость (изменение поведения в ответ на изменения внешней социальной среды).
-
Критерии оценки нормальности-аномальности поведения личности:
- СТАТИСТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
- ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
- ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
- СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНЫй КРИТЕРИЙ
-
Отклоняющееся поведение (девиантное поведение)
Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси:
- социализация
- дезадаптация
- изоляция
-
Девиантное поведение -
это устойчивое поведение личности,отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
-
Отклоняющееся (девиантное) поведение
Девиантное поведение на личностном на социальном уровне уровне - это социальная это только одна из позиция личности, возможных форм выступающая в форме взаимоотношений девиантного стиля и между обществом и образа жизни личностью
-
Дифференциально-диагностические признаки отклоняющегося поведения
- поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
- поведение и личность, его проявляющая,вызывают негативную оценку со стороныдругих людей;
- поведение, наносящее реальный ущербсамой личности или окружающим людям;
- рассматриваемое поведение можноохарактеризовать как стойко повторяющееся(многократное или длительное);
-
- такое поведение должно согласовываться с общей направленностью личности;
- особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы;
- особенностью отклоняющеющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации;
- имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
-
Психологические составляющие отклоняющегося поведения
- духовные проблемы — о т с у т с т в и е или утрата смысла жизни, несформированные нравственные ценности, редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность), внутренняя пустота, блокировка самореализации;
- деформации в ценностно- мотивационной системе личности -
- девиантные ценности, ситуативно-эгоцентрическая ориентация, внутренние конфликты, малопродуктивные механизмы психологической защиты;
-
эмоциональные проблемы — тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и
выражения эмоций;
- проблемы саморегуляции –нарушение способности ставить цели и добиваться их выполнения;
- неадекватная самооценка, чрезмерный или недостаточный
- самоконтроль, низкая рефлексия, малопродуктивные механизмы
- совладания со стрессом, низкие адаптивные возможности, дефицит позитивных ресурсов личности;
-
- когнитивные искажения — дисфункциональные мысли, стереотипы мышления,
ограниченные знания, мифы, предрассудки,
неадекватные установки;
- негативный жизненный опыт — отрицательные привычки и навыки, девиантный опыт,
ригидные поведенческие, стереотипы, психические травмы,
опыт насилия.
-
Психологическая классификация видов девиантного поведения
ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Внешне деструктивное
- Внутри деструктивное
- Аддиктивное
- Антисоциальное
- Суицидное, конформистское, нарциссицеское, фанатическое. аутическое.
НЕСТАНДАРТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- новое мышление
- новые идеи
- действия, выходящие за рамки
- социальных стереотипов
-
Социальные и индивидуальные проявления дезадаптации
- завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности,
- эгоцентризм;
- хронический эмоциональный дискомфорт; неэффективность саморегуляции;
- конфликтность и слабая развитость
- коммуникативных умений;
- когнитивные искажения реальности.
-
Определенные правила, образцы поведения, предписывающие то, что человек должен говорить и делать в конкретных ситуациях.
Социальные нормы
-
– поведение, которое не согласуется с общественными нормами.
Девиантное поведение может быть ПОЗИТИВНЫМ НЕГАТИВНЫМ
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-
ДАННЫЕ СТАТИСТИКИ
-
НЕ НАНОСИТ ВРЕД ОБЩЕСТВУ
- Необычный дар или талант
- Величайшие умственные способности
- Самоотверженный героизм
ПОЗИТИВНОЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
-
Разрушает общественные отношения
НЕГАТИВНОЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Преступность
- Алкоголизм
- Наркомания
- Агрессия
- Азартные игры
-
КОНТРОЛЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
включает в себя два элемента:
- Общественное мнение
- Самооценка
-
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
это совокупность представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения.
-
САМООЦЕНКА
ЭТО – ИНФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА О СЕБЕ
Может быть
- высокой
- низкой
-
При высокой самооценке
- Активным
- Способным
- Успешным
- Любимым
- Счастливым
Человек чувствует себя:
-
При низкой самооценке
Человек чувствует себя:
- Худшим
- Неспособным
- Неудачником
- Одиноким
- Не любимым
-
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
Только человек, достигший полного развития личности, приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, у него вырабатываются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды.
-
«Весь смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы развивать свое «я».
Т. Карлейль
-
УМЕЙТЕ СКАЗАТЬ: "НЕТ!"
Если это:
- Угрожает вашему здоровью;
- Правонарушение;
- Противоречит вашим убеждениям;
- Вызовет осуждение любящих вас людей.
-
Развивайтесь! ТВОРИТЕ! СОЗИДАЙТЕ!
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.