Содержание
-
Эффект принадлежности к группе
-
Мак Дугалл
Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей
-
Дж. Тернер и Г. Тежфел
Английские психологи, в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Создали теорию социальной идентичности. Основные положения: 1.Человек отождествляет себя с какой-либо группой 2.Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Элементы групповой установки: --когнитивный компонент групповой идентификации --эмоциональный компонент групповой идентичности --поведенческий компонент --в сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием, то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.
-
Эффект принадлежности к группе включает в себя два более частных эффекта: эффект сопричастности; эффект эмоциональной поддержки Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы.
-
С. Московичи
Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том, что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе которой лежат множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы: 1. объективные природные идентичности - человек, пол, возраст; 2. объективные социальные идентичности - национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия; 3. субъективные идентичности - ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.
-
Эффект Рингельманаили эффект лени
-
Макс Рингельман
По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Мёде Макс Рингельман Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, то есть члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.
-
Эксперимент
М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за сто процентов, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек - только 49%. М. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины: С=100-7(К-1), где С - средний индивидуальный вклад участников, К - количество членов группы.
-
Этот феномен получил название «социальной лени». Это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Эффект «социальной лени» подробно исследовали Б. Латайне, К. Уильяме, Ст. Харкинс, Дж. Суини и др. Дж. Суини обнаружил, что испытуемые крутили педали велотренажера более интенсивно, если думали, что важны их индивидуальные результаты, а не результаты всей группы. Ст. Харкинс описал результаты эксперимента, в котором его участники производили в три раза меньше шума, если верили, что с ними кричат и хлопают пятеро других людей (глаза и уши участников эксперимента были завязаны), чем в предполагаемом одиночестве.
-
Факторами социальной лени являются: - наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень; - групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди; - численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень; - кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур; - гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.
-
Спасибо за внимание!
Выполнила: Денисова Надежда 233 группа
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.