Содержание
-
ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП
-
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – это любая, относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
-
В социальной психологии существует классификация групп, в основе которых лежит ЧИСЛЕННОСТЬ, т.е. количество состоящих в них людей. В соответствии с данным критерием социальные группы можно разделить на три больших класса: МАЛЫЕ, СРЕДНИЕ и БОЛЬШИЕ. А) Малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и тесно взаимодействующих друг с другом.
-
Б) Средняя группа - относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии. В) Большая (дистантная) группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.
-
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ПО ЧИСЛЕННОСТИ
-
Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов.
-
Качественными признаками малой группы являются: 1. Контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями 2.Целостность— социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое
-
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает тричеловека, поскольку в группе из двух человек — диаде— групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ МАЛОЙ ГРУППЫ
-
Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами.
-
Классификация малых групп
Малая группа Лабораторная Естественная ВТОРИЧНАЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ ВРЕМЕННАЯ СТАБИЛЬНАЯ ПЕРВИЧНАЯ ФОРМАЛЬНАЯ Группа социально-психологического тренинга
-
Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественныегруппы, существующие независимо от воли исследователя .
-
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальные группы— группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер. (Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов).
-
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.
-
Так же среди малых групп выделяют первичные и вторичные. Первичная группа : состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на индивидуальных особенностях. Первичные группы выполняют роль посредника между индивидом и обществом.
-
Характерными особенностями первичной группы являются: Малочисленный состав Пространственная близость членов Частота общения Длительность существования Единство цели Добровольность вступления Неформальный контроль за поведением членов группы
-
Вторичные группы: образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения; их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции.
-
По времени существования выделяются группы: Временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде) Стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы).
-
Малые группы могут быть референтными и нереферентными: Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Нереферентная - малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Антиреферентная группа, поведение и психология членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.
-
В неформальных группах общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.
-
ФУНКЦИИ ГРУППЫ Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Экспрессивная функция группы состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные и неформальные группы. Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.
-
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие: групповые процессы; групповые состояния; групповые эффекты; уровни развития группы.
-
Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.
-
Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок, т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития.
-
Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе. В число основных групповых процессов входят: Коммуникация Управление Адаптация Конкуренция Консолидация Эмоциональная идентификация Принятие решения.
-
Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия. Подготовленность; Консолидация;
-
В зависимости от степени подготовленности группы к совместной деятельности специфики общения можно предложить новую типологию малых групп: Акциденция (лат. accidentia – случайность) – группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса). Общение в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами.
-
Комиция(лат. comitia – собрание) – группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров). Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подготовиться к участию в совместной деятельности.
-
Компания (от франц. campagnie) – группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья). Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они готовятся к своему участию в групповой деятельности, но их подготовка минимальна. Коалиция (лат. coalitio – объединение) – объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов). Подготовка такой группы к совместной деятельности будет средней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каждый работает над своей проблемой.
-
Команда (от франц. commande) – крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда). Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности, т.е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных действий. Особым типом команды является когорта. Когорта (от лат. cohortis) – группа специально подготовленных людей для выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения). В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей.
-
ГРУППОВЫЕ ЭФФЕКТЫ Групповые эффекты – это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. В социальной психологии существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.
-
1. Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. 2. Эффект принадлежности к группе (групповая идентификация) – установка на принадлежность к определенной группе 3. Психофизиологический эффект. Это изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей. 4. Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
-
5. Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. 6. Эффект подражания. Это следование общим образцам поведения, примерам, эталонам, стереотипам, принятым в группе. 7. Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. 8. Эффект «бумеранга». Действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. 9. Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и соответственно чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).
-
10. Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов и целей, норм поведения отдельных членов группы или всего общества. 11. Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. 12. Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. 13. Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов.
-
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума – начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня. В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы: Номинальная группа. Кооперация. Коллектив.
-
Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа: Диффузная группа Ассоциация Корпорация Коллектив Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной классификации и вычленяет шесть уровней: Конгломерат Номинальная группа Ассоциация Кооператив Автономия Коллектив
-
Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив. Главные критерии уровня развития группы: общность целей совместной деятельности; четкость структуры группы; динамика групповых процессов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.