Содержание
-
Эмоциональныйинтеллект. Что мешает применению педагогических технологий.
МАОУ Наро-Фоминская СОШ № 1 Педагог-психолог: Халимон М.Н.
-
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
-
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ; англ. emotional intelligence, EI) — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.Эмоциональный интеллект — способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими.
Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.
-
Что такое эмоциональный интеллект
Ученые доказали, что эмоциональная компетентность играет решающую роль в академическом успехе. Чувственная сфера прямо влияет на внимание, память, способность к обучению, на умение общаться и даже на физическое и умственное здоровье. Школьники с развитым эмоциональным интеллектом лучше концентрируют внимание, легче налаживают отношения в школе и более эмпатичны, чем их неподкованные товарищи. Уровень психического благополучия сильно коррелирует с будущим успехом. По большому счету эмоция — это дополнительная информация.
-
-
Зачем учителю владеть эмоциональным интеллектом.
Чтобы контролировать свои чувства (негативные эмоции накапливаются и стрессовый порог становится все ниже и ниже. Эмоциональный интеллект помогает “рационализировать” чувства, понять причины эмоционального потрясения и сделать более объективные выводы) Чтобы понимать учеников (проявлять эмпатию, оценивать мотивацию, невербальные знаки) Чтобы решать конфликты (конфликты могут возникать в общении с руководством, родителями и даже родными, которые недовольны, что вы очередные выходные проводите на работе) Чтобы повысить эффективность общения (что вам легче будет стать лидером в коллективе (в классе или среди коллег), инициировать изменения без негатива (например, спокойно убедить директора вашей школы, что в учительской вам просто необходим диван), делиться опытом и помочь другим людям совладать с эмоциями).
-
Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта (модель способностей)
Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека (главным образом неосознанно) активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность, используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства. Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения.
-
Шаг 1. Учимся распознавать эмоции
Для ребенка важно понимать свои эмоции, но и не менее значимо распознавание эмоций других людей.
-
Шаг 2. Изучаем ресурс каждой эмоции, учимся грамотно использовать эмоции в решении задач
1. Радость поможет творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое. 2. Злость поможет отстоять свою точку зрения. 3. Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нас любят, заботятся о нас. 4. Страх поможет держаться вдали от опасности. 5. Удивление научит узнавать новое. 6. Печаль поможет быть более внимательными и замечать ошибки. 7. Отвращение бережет нас от всего опасного и вредного. Обсуждайте с ребенком «эмоциональные ситуации». Так вы учите ребенка взаимодействовать со своими эмоциями и доверять им.
-
Шаг 3. Учимся понимать причины появления эмоций, развиваем осознанность.
Важно также говорить с ребенком о причинах, вызвавших его эмоции, почему эта эмоция возникла и с чем связана.
-
Шаг 4. Учимся управлять своими эмоциями
1. Сначала надо закрыть руками уши и осмотреться, обращая внимание на возможно большее количество мелочей. Затем открыть уши и закрыть глаза. Теперь надо внимательно вслушиваться в окружающее. Наконец, третья часть упражнения — закрыть глаза и уши и постараться воспринимать мир с помощью остальных органов чувств. 2. Другое полезное упражнение предлагает специфическую рефлексию. Надо стараться называть эмоции, которые вы в настоящий момент испытываете, размышлять, чем эта эмоция полезна. 3. Вести дневник эмоций. Его можно оформить в виде таблицы, где в первом столбике указывать эмоцию, а во втором — ее причины, проявления и т.п. 4. Переводить отрицательную эмоцию в положительную, например Я злюсь на чьи-либо слова – Имею свою точку зрения. 5. Чтобы научиться саморегуляции, обычно рекомендуют ежедневно две минуты стоять в «позе лидера»: выпрямив спину и подняв руки и голову.
-
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».
Обработка результатов. • 0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное; • 1 балл – изображено человеческое лицо; • 2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). Уровень развития эмоционального интеллекта: • Низкий: 0 баллов; • Средний: 1 – 2 балла; • Высокий: 3 – 6 баллов
-
-
-
Эмоции - дар человека, инструмент коммуникации, непосредственное получение приятностей и важная информация о себе и окружающих.
Важно уметь говорить о своих эмоциях. Проговаривая вслух, мы их осознаем, выражаем, проживаем, - то есть используем конструктивно и выражаем экологично для себя и окружающих. 60-90% эмоций "снимаются" просто в процессе проговаривания - речь про те, которые хотелось бы поскорее "сбросить с себя" (раздражение, недоумение, сомнение и др.). Проговаривая вслух "положительные" эмоции (удовольствие, предвкушение, азарт и т.д.) мы фиксируем в памяти событие, приведшее к этой эмоции, как приятное, тем самым "коллекционируем" приятные воспоминания. Так появляется насыщенность в жизни.
-
Тепловая карта эмоций
Обратите внимание, что самые яркие области (желтый цвет) не только у традиционно положительных эмоций (любовь, счастье), но и у "отрицательных". А это значит, что гнев и любовь с равным успехом заряжают энергией и самого человека, и тех, кто находится рядом.
-
Использованные источники:
1. Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи. — Баланс Бизнес Букс, 2007 г. — 384 с. 2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008. 3. Д.Готтмана и Д.Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка» 4. Вебинар: Эмоциональный интеллект. Что нужно знать педагогуhttps://videouroki.net/webinar/emotsional-nyi-intielliekt-chto-nuzhno-znat-piedaghoghu.html 5. Зачем каждому учителю развивать эмоциональный интеллект https://www.teachaholic.pro/zachem-kazhdomu-uchitelyu-razvivat-emocionalnyj-intellekt/ 6. Как помочь ученикам развить активное слушание – 5 стратегий https://www.teachaholic.pro/kak-pomoch-uchenikam-razvit-aktivnoe-slushanie-5-strategij/
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.