Содержание
-
1 ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Типы ВНД (темпераменты)
-
2 Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует основные закономерности поведения животных и человека; механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельности Поведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.
-
3 ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель. Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которому поведением управляет головной мозг; мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве; процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.
-
основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)
-
5 Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме 2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом. Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды. Рефлекс лежит в основе памяти и мышления. И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863) “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…” “Мысль есть первые две трети психологического рефлекса” 5. В мозге существует как процесс возбуждения, так и процесс торможения. Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов. сигнал рецептор головной/спинной мозг исполнительный орган
-
6 ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами.
-
7 Устройство для изучения условных слюноотделительных (вегетативных) рефлексов
-
8 Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигнал Безусловный (врожденный) рефлекс: при попадании пищи в рот начинается слюноотделение. Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения. После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот). Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью, т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях.
-
Условия формирования условных рефлексов
9 совпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями; повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов; оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения) отсутствие посторонних раздражителей. Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозга 1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейрон Исходнонезначимыйстимул 1 4 Врожденно определенный стимул (подкрепление) Условная (временная) связь 2 3 Реакция
-
10 Тормозные процессы в ЦНС Наряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс. На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций. ВИДЫТОРМОЖЕНИЯ БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ) УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ) ВНЕШНЕЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ) УГАСАТЕЛЬНОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ
-
11 Сила нервных процессов (возбуждения и торможения) – способность нервной системы работать без утомления. 2. Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбудительных и тормозных процессов в мозге. 3. Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Свойства нервной системы Классификациятипов ВНД ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединенная группа Сильный тип Слабый тип (меланхолик) Уравновешенный Неуравновешенный (холерик) Подвижный (сангвиник) Инертный (флегматик) В=Т В>Т В Т В Т В Т
-
12 ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯ Животные Человек Реакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка) Сильные – выработка условного рефлекса; Слабые – запредельное торможение. СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ Удлинение процедуры дифференцировочного торможения Развитие невроза у животных-холериков ПОДВИЖНОСТЬ Переделка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа) Развитие невроза у животных-флегматиков. Теппинг-тест Реакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм) Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков
-
13 ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА ХОЛЕРИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) – в нервных процессах возбуждение преобладает над торможением. Быстрый, порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. МЕЛАНХОЛИК (слабый) – застенчивый, нерешительный, болезненно реагирующий на сильные раздражители. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.
-
14 САНГВИНИК (сильный, уравновешенный, подвижный) - с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, общителен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Легко сходится с новыми людьми. Склонен к быстрой смене настроений. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА ФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный). - медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Остается внешне спокойным даже в трудных обстоятельствах. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца., меняет привычки. Хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, с трудом принимает решения и приспосабливается к новым обстоятельствам. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов.
-
15 Реакция человека на какое-либо событие зависит от его темперамента. ХОЛЕРИК ФЛЕГМАТИК МЕЛАНХОЛИК САНГВИНИК
-
Темперамент и личность
От темперамента зависят такие свойства личности как: Впечатлительность- это сила взаимодействия человека различных стимулов , время их сохранения в памяти и сила реакций на них. Эмоциональность-скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Импульсивность- несдержанность реакций , в их спонтанности и появлении ещё до того ,как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение. Тревожность- беспокойные эмоциональные переживания( страх , опасение , боязнь ) 16
-
Петр Великий - холерик И.Крылов - меланхолик Д.Менделеев - сангвиник 17 Так же дозволено определить и темпераменты исторических личностей.
-
Заключение
Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека . Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу. 18
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.