Содержание
-
ИГРА В КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
психолог: Горащенкова Л.М.
-
Основные задачи коррекции психического развития
Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для личностного и интеллектуального развития ребенка Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития
-
Индикаторы неблагополучного развития
Нарушение коммуникации в системе «ребенок-взрослый», «ребенок – сверстники», утрата взаимопонимания. Низкий уровень социальных достижений, значительно расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка. Поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований.
-
Переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия. Наличие экстримальных кризисных жизненных ситуаций. Аномальные кризисы развития.
-
Цели коррекционные
1. Оптимизация социальной ситуации развития 2. Развитие видов деятельности ребенка 3. Формирование возрастно-психологических новообразований
-
ИГРА
Игра как "развернутая, внешне ориентировочная деятельность, предмет которой — содержание человеческих (социальных) отношений" Д.Б. Эльконин
-
Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения.
-
Коррекционный эффект игры.
Усвоение и интериоризация открывавамых ребенком в процессе игровых занятий норм, правил и ограничений, регулирующих социальные отношения, а также новых смыслов, значений, способов деятельности и схем ориентировки проблемной ситуации обеспечивает коррекционный эффект игры.
-
Коррекционный эффект игры
Отражение и вербализация взрослым чувств ребенка в соответствии с принципом "конгруэнтной коммуникации" объективирует эти чувства для ребенка, позволяет ему осознать их и через это осознание выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий. Другими словами, позволяет ребенку сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения.
-
Вместе с тем. отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные значимые для него межличностные отношения, делает возможным прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, а, возможно, и обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности.
-
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях.
-
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
Осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
-
Формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
-
Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
-
Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания благодаря вербализации, и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений.
-
Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.
-
Основные игровые методы работы психолога
Проектная игра «Мы строим город» Игры с песком Проектная игра «Маски-шоу» Проектная игра «День рождения бумажного человечка» Деловые игры
-
Результативность:
Снятие агрессивности при работе с песком и пластилином на момент «здесь и сейчас» у аутичных детей, у агрессивных детей. Формируется умение договариваться, планировать свою деятельность. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему социально приемлимые допустимые формы.
-
Результативность:
Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. При проведении коррекционной работы отслеживалось эмоциональное состояние детей по цветовому тесту М. Люшера до занятия и после занятия, где рассматривались такие показатели: работоспособность, показатель тревоги и интенсивности тревоги, показатель компенсации. Анализируя данные наблюдения, можно отметить, что у 95 % детей было выражено позитивное отношение к занятиям, в последствии у них улучшились отношения в классе со сверстниками и учителями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.