Содержание
-
Мотивация и самовосприятие. Личность, ценности и стили жизни
-
Содержание лекции
- Демографический анализ
- Личность и поведение
- Личные ценности
- Концепция стиля жизни и его измерение
- Мотивация и самовосприятие потребителя
-
Ключевые понятия
- Личность – совокупность отличительных психологических характеристик индивида, обуславливающих постоянство и последовательность его реакций на внешние раздражители.
- Характерная черта – любое заметное и относительно устойчивое отличие одного индивида от другого.
- Личность марки – интерпретация потребителем особенностей различных брендов.
- Ценность – устойчивая вера в то, что определенный способ поведения или конечного состояния более предпочтителен для личности / общества, чем другой.
-
- Стиль жизни – обобщающая концепция, определяемая как образ жизни человека, то, как он тратит свои ресурсы.
- Психография – распространенная методика измерения стиля жизни,психологическое исследование групп и индивидов в отношении характерных черт, ценностей, предпочтений и моделей поведения.
- Мотив– стойкое побуждение, направляющее поведение индивида на достижение определенной цели.
- Мотивация потребителя – процесс побуждения к удовлетворению потребностей посредством покупки и потребления товаров/услуг.
-
- Мотивационный конфликт – удовлетворение одной потребности за счет другой.
- Самовосприятие (самоконцепция) – структура восприятия индивидом самого себя, включающая восприятие особенностей характера, ценностей и взаимоотношений.
- Самоконтроль – способность изменять свое поведение в соответствии с социальными ожиданиями.
-
Демографический анализ
Демография
- возраст
- поколение
Демографический анализ рынка:
- Численность
- Половозрастная структура населения
- Рождаемость и будущая фертильность
- Этнические группы
- Продолжительность жизни
- Миграция
-
Изменения возрастных характеристик рынка:
- Дети как потребители
- Изменение численности тинэйджеров
- Совершеннолетняя молодежь
- Поколение «бэби бума»
- Рынок «снова молодых»
- Старение нации
-
Личность и поведениетеории личности
- Ид (Оно) – источник физической энергии, требует удовлетворения биологических, инстинктивных потребностей.
- Суперэго – социальные и персональные нормы, служит этическим ограничением поведения.
- Эго (Я) – продукт гедонистических запросов Ид и моральных запретов Суперэго.
-
Социально-психологическая теория:
- Существует взаимосвязь между индивидом и обществом.
- Индивид стремится соответствовать социальным потребностям, общество помогает ему достигать целей.
- Наиболее существенны социальные потребности, мотивация направлена на их удовлетворение.
-
Теория характерных особенностей:
- Личность состоит из характерных особенностей.
- Одни и те же черты присущи многим, меняются лишь их величины.
- Эти черты относительно стабильны и влияют на поведение вне зависимости от ситуации.
- Поведение разных типов личностей прогнозируемо.
- Тип личности может быть определен на основе измерения поведения.
Модифицированные вопросы
-
Личность и поведение
Личность бренда:
- искренность (практичность, честность, веселость)
- энтузиазм (дерзость, духовность, современность)
- компетентность (доверие, интеллигентность, успешность)
- изысканность (роскошь, очарование)
- жесткость (стойкость, суровость)
Личность и принятие решений:
- потребность в познании,
- стиль обучения,
- фактор риска,
- самоконтроль.
Адаптивность торгового персонала.
-
Личные ценности
Ценности:
- убеждения о жизни и приемлемом поведении;
- выражают цели, которые движут человеком и способы их достижения.
Социальные и личные ценности. Национальный характер - ценности, господствующие в стране.
- Шкала ценностей М. Рокича
- Шкала ценностей Ш. Шварца
- Многоступенчатый анализ
-
Личные ценности:шкала ценностей М. Рокича
Желаемые состояния (цели)
- Комфортная жизнь
- Увлекательная жизнь
- Успех
- Жизнь в мире
- Жизнь в красоте
- Равноправие
- Безопасность семьи
- Свобода
- Внутренняя гармония
- Зрелая любовь
- Наслаждение
- Самоуважение
Инструментальные компоненты (модели поведения)
- Честолюбие
- Широта взглядов
- Талант
- Бодрость
- Чистота
- Смелость
- Прощение
- Помощь
- Честность
- Воображение
- Независимость
-
Личные ценности:шкала ценностей Ш. Шварца
- Ценности – существующие вне ситуации задачи, которые служат интересам индивида или групп и представляют один из десяти типов мотиваций.
- Эти типы ценностей являются основными принципами, на которых построена жизнь индивида.
- Смысл личных ценностей отражается в их взаимодействии:
- совместимости,
- противоречии.
-
Личные ценности: шкала ценностей Ш. Шварца
-
Таблица 1 – "10 типов мотивационных ценностей"
-
Таблица 1 – "10 типов мотивационных ценностей"
-
Личные ценности: многоступенчатый анализ
Многоступенчатый анализ – глубокий анализ, направленный на выявление взаимосвязи между выгодами (атрибутами продукта), личными результатами (последствиями) его потребления и ценностями, которые исповедует потребитель.
-
Концепция стиля жизни и его измерение
-
Концепция стиля жизни: критерии AIO
-
Концепция стиля жизни: системаVALS
-
Концепция стиля жизни: системы VALS и VALS2
СистемаVALS:
- основа – отношение потребителей к социальным проблемам;
- большинство потребителей попадали в две категории из девяти;
- большинство выражали согласие с утверждениями.
Система VALS2:
- основа – отношение потребителей к риску, разнообразию в жизни и к ответственности за группу;
- классификация по самоориетации – целям и поведению;..
- использован параметр «ресурсы».
-
-
Концепция стиля жизни: система LOV и глобальные стили жизни
Система LOV (List of Values ):
- по шале ценностей Рокича отбирают семь утверждений;
- потребители оценивают эти универсальные ценности;
- анализ подкрепляется демографическими данными.
-
Мотивация и самовосприятие
Категории потребностей:
- Утилитарные – связаны с объективными характеристиками товара (свойствами, функциями).
- Гедонистические – связаны с субъективным восприятием.
-
Мотивация и самовосприятие: типы потребностей
-
Мотивация и самовосприятие: мотивационный конфликт
Формы мотивационного конфликта:
- «приближение - приближение» - выбор между двумя или более желательными вариантами;
- «избежание - избежание» - выбор между двумя или более нежелательными вариантами;
- «приближение - избежание» - выбор влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия.
-
Мотивация и самовосприятие: теории мотивации
-
Мотивация и самовосприятие
Концепция самовосприятия:
- поведение индивида целенаправленно и последовательно;
- потребности и мотивы сочетаются таким образом, чтобы обеспечить достижение целей.
-
- Расширенная концепция самовосприятия
- Исследования мотивации – качественные исследования
-
Вопросы для самопроверки
- Раскройте смысл основных подходов к изучению личности.
- Опишите теорию характерных особенностей личности. Покажите ее значение для маркетинговых исследований.
- Что понимают под личными ценностями? Как их измерить?
- Проведите четкие различия между терминами: стиль жизни, психография, критерии AIO, личность.
- Опишите системы VALS, VALS2, LOV.
- Покажите на примере конкретного товара границу между утилитарными и гедонистическими потребностями.
- Расскажите об основных теориях мотивации.
- Какова роль заинтересованности и эмоций в мотивации?
- Что такое самовосприятие? Как оно проявляется в поведении индивида?
-
Рекомендуемая литература
- Алешина И. В. Поведение потребителей: учебник для студ. вузов. / И. В. Алешина. - М. : Экономистъ, 2006. - 525 с.
- Блэкуэлл, Роджер. Поведение потребителей: [учебник для студ. вузов]. : пер. с англ. / Р.Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. - 10-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 944 с.
- Васильев Г. А. Поведение потребителей: учебное пособие для студ. вузов. / Г. А. Васильев. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 240 с.
- Соломон Майкл. Поведение потребителей. Искусство и наука побеждать на рынке : Пер. с англ. / М.Соломон; Под ред. В.Е.Момота. - СПб. : ДиаСофт, 2003. - 784с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.