Содержание
-
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Составитель: педагог-психолог МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» Мисюк Е.В.
-
Подростковый возраст наиболее уязвим для негативного воздействия. В этот период ребенок переживает переход от детства к отрочеству, от отрочества к юности, многочисленные внутриличностные конфликты. Суицидальное поведение – любые внутренние или внешние формы психических актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни. Суицидальное поведение проявляется в двух основных формах: внешних и внутренних.
-
К внутренним формам относят суицидальные мысли и суицидальные тенденции. К внешним формам суицидальные проявления и суицидальные покушения (попытки). Суицидальные мысли (представления, переживания) – пассивные размышления об отсутствии ценности, смысла жизни («нет в жизни счастья», «не живу, а существую»), а так же представления, фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни («хочется заснуть и не проснуться», «скорее бы умереть»). Считается, что в норме суицидальные мысли могут быть у всех людей при осознании не разрешимости какого либо конфликта или психотравмирующей ситуации, но они не переходят в суицидальные тенденции.
-
Суицидальные тенденции (замыслы, намерения) – активные размышления, разработка плана суицида, определение способов, времени и места совершения самоубийства. Суицидальные проявления. Когда во внешнем поведении несовершеннолетнего проявляются побуждения к непосредственному осуществлению суицидального замысла, а в речи появляются высказывания в той или иной форме про суицидальные намерения (намеки, шутки), можно говорить о суицидальных проявлениях. Обычно открытые высказывания суицидальных намерений воспринимаются окружающими в демонстративно-шантажном плане или им вообще не придается должного значения.
-
Во всех случаях при наличии таких высказываний необходимо обратить внимание, поскольку данные суицидальные тенденции могут предшествовать совершению суицидальной попытки. Мотивы суицидальных поступков. Личностно-семейные конфликты: ● несправедливое отношение (оскорбления, обвинения, унижения) со стороны родственников и окружающих; ● развод родителей; ● потеря значимого человека, болезнь, смерть близких; ● неудачная, безответная любовь; ● недостаток внимания, заботы со стороны окружающих; ● одиночество, социальная изоляция.
-
2. Состояние психического здоровья, в том числе: ● реактивные психические состояния; ● реальные конфликты у детей, имеющих отклоняющее поведение, в анамнезе эмоционально-волевые нарушения; ● постановка диагноза психиатром несовершеннолетнему (нарушение поведения и диссоциальные расстройства). 3. Состояние физического расстройства, в том числе: ● соматические заболевания, физические страдания; ● врожденные патологии, уродства.
-
4. Конфликты, связанные с асоциальным поведением суицидента, в том числе: ●боязнь наказания за свой поступок; ● самоосуждение за неблаговидный поступок; ● опасение судебной ответственности. 5. Конфликты в учебной деятельности, в том числе: ● высокий уровень школьной тревожности, завышенные требования со стороны педагога; ● несостоятельность, неудачи в учебе, заниженная самооценка; ● травля со стороны сверстников, боулинг.
-
Профилактика суицидального поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Наиболее эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий являютсяобразовательные организации, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.
-
п ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНАЯ ВТОРИЧНАЯ ТРЕТИЧНАЯ СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ АНТИВИТАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯАНА СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯУсссс СУИЦИДАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК ПОВТОРНАЯ СУИЦИДАЛЬНАЯ ПОПЫТКА
-
В рамках первичной профилактики суицидального поведения в МАОУ «Школа № 16 г. Благовещенска» реализуются следующие виды профилактики: 1. Информационно-просветительская работа. Осуществляется педагогом-психологом, социальным педагогом, классным руководителем, которая включает следующее: ● размещение на сайте школы для участников образовательного процесса информационного материала по профилактике суицидального поведения детей и подростков; ● информирование о работе экстренных служб по оказанию круглосуточной психологической помощи (ДТД 88002000122); Федеральная семейная линия (88003006003);
-
● оформление информационного стенда по профилактике развития стресса, формированию здорового образа жизни; ●пропаганда здорового образа жизни: Классные часы. Тема: «Молодежь за ЗОЖ». Тема: «Жизнь без сигарет». Тема: «Алкогольная зависимость – это серьезно». Тема: «Как повысить самооценку». Тема: «Как добиться поставленной цели в жизни». Тема: «Эмоциональное благополучие как фактор гармоничного развития». Тема: «Профилактика он-лайн угроз, развития интернет зависимого поведения»;
-
●привлечение обучающихся к внеурочной деятельности, общеклассным, общешкольным мероприятиям (кружки, секции, спортивные мероприятия, конкурсы, соревнования и т.п.); ●осуществление межведомственного взаимодействия; ● организация бесед, лекториев, консультаций, родительских собраний с целью повышения педагогической грамотности по вопросам возрастного психического развития ребенка, профилактике зависимого поведения несовершеннолетнего с участием специалистов службы системы профилактики.
-
● обеспечение классных руководителей методическими разработками, информационными буклетами, визитками ДТД; ● проведение занятий для педагогического коллектива по профилактике развития девиантного поведения, конфликтного поведения несовершеннолетних на МО, педсоветах; ● психологическое консультирование педагогов школы, родителей по вопросам возрастной детской психологии; ● выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях;
-
●педагогическая диагностика эмоционального состояния обучающихся 5-11 классов, выявление группы риска при помощи «прогностической таблицы эмоционального состояния детей и подростков» А.Н. Волкова (классный руководитель); ● психологическая диагностика обучающихся, с целью выявления группы риска по суицидальному поведению (см. реестр психодиагностических методик); ●изучение психологического климата классного коллектива, выявление «изолированных учащихся»; создание и подержание благоприятного психологического климата в образовательной организации;
-
●развитие коммуникативных навыков общения подростков в рамках факультативных занятий по «психологии общения»; Вторичная профилактика или интервенция - проводится тогда, когда необходима психологическая поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основной целью является помощь несовершеннолетнему с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние. Важная роль вторичной профилактики отводится специалистам узкого профиля, имеющим соответствующую квалификацию (клинический психолог, детский психиатр). Телефон доверия при психоневрологическом диспансере (89145389553 – круглосуточно).
-
●при попытке суицида, суицидальных намерениях в образовательной организации оказание экстренной помощи осуществляется незамедлительно, до прибытия специализированной экстренной службы. Привлекаются педагог-психолог, медицинский работник школы при необходимости классный руководитель. Третичная профилактика (поственция) -помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению; она также направлена на социально-психологическое сопровождение близких суицидента, предотвращение подражательных суицидов.
-
В рамках третичной профилактики суицидального поведения в образовательной организации реализуется медико-психологическая реабилитация в период постсуицида. Разрабатывается и реализовывается адресная программа психолого-педагогического сопровождения, адаптации и социализации обучающегося совершившего суицидальную попытку, членов его семьи и ближайшего окружения. Специалистами профильных психологических служб осуществляется психологическая реабилитация несовершеннолетнего и психологическое сопровождение членов его семьи, ближайшего окружения.
-
АЛГОРИТМ действий должностных лиц при подозрении на суицидальное поведение несовершеннолетнего Классный руководитель, учитель (при наличии суицидального поведения несовершеннолетнего Директор школы Заместитель директора по ВР Педагог-психолог Медицинский работник школы (скорая помощь) КДН УО администрации города Благовещенска Родитель (законный представитель) Детский психиатр Медицинский психолог Горячая линия по оказанию помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних – 89145389553(звонок бесплатный) Детский телефон доверия – 8(800)2000122 (звонок бесплатный)
-
Коррекционно-развивающие занятия. Развитие коммуникативных навыков в среде сверстников. Развитие эмоционального интеллекта.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.