Презентация на тему "Психологические основы познания"

Презентация: Психологические основы познания
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Психологические основы познания" по психологии. Состоит из 13 слайдов. Размер файла 0.07 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    13
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологические основы познания
    Слайд 1

    Психологические основы познания

  • Слайд 2

    Познанием называется процесс отражения мира в сознании людей. Движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному. Познание осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления.  Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

  • Слайд 3

    Понятие об ощущении В процессе человеческой деятельности происходит познание окружающего мира, т.е. его отражение. О богатстве окружающего мира мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды. Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

  • Слайд 4

    Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, который получает и перерабатывает этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле слова, предполагает постоянно существующий баланс между средой и организмом.

  • Слайд 5

    Виды ощущений выделяют три основных класса ощущений: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, в свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые) . 2) проприоцептивные(кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (боли, равновесие, ускорение).

  • Слайд 6

    Рассмотрим подробнее некоторые виды ощущений. Органические ощущения (голод, жажда, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной системы тела: смутные, плохо различимые ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого самочувствия. Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. (важны для автоматизации движений человека). Осязание - отличается от кожных ощущений особенно активным характером. Познание окружающего мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета. Обычно осязание у человека функционирует в связи со зрением и под его контролем.

  • Слайд 7

    Понятие восприятия Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В отличие от ощущений, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие - это не сумма отдельных ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Восприятие есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений.

  • Слайд 8

    Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий. Восприятие в процессе труда в школьной мастерской есть сочетание зрительного, слухового, осязательного восприятий.

  • Слайд 9

    Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед человеком задачи. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменить его содержание. Таким образом, мы видим, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.

  • Слайд 10

    Общая характеристика внимания Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других, предполагающее повышение уровня всей психической активности человека. Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребности субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются до тех пор, пока не завершится деятельность, не будет достигнута ее цель. Тем самым обеспечивается контроль и регуляция деятельности.

  • Слайд 11

    По характеру происхождения и способам осуществления выделяют основные виды внимания: 1. Непроизвольное внимание. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Основная функция – быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, выделение тех объектов среды, которые в данный момент могут иметь наиболее важный жизненный смысл. 2. Произвольное внимание. Возникает, поддерживается и направляется сознательно поставленной целью, требует волевой регуляции, использования специальных механизмов сосредоточения для его поддержания. Благодаря произвольному вниманию, человек способен активно и избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, принимать правильные решения, решать задачи.

  • Слайд 12

    Основные свойства внимания Внимание характеризуется различными качественными проявлениями Устойчивость характеризуется длительностью и степенью концентрации. Переключение - скорость произвольного переноса внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Отвлечение - непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения Распределение- способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько разнородных объектов, одновременно выполнять несколько видов действий. Объем – определяется количеством объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно в течение около 0,1 сек. У большинства людей он равен 7 +/- 2 отдельных объекта (объект – распределение). Основное условие расширения объема – умение группировать, систематизировать воспринимаемый материал. В трудовой деятельности все эти свойства находятся в единстве, переключение может переходить в распределение и т.д.

  • Слайд 13

    Расстройства внимания: Рассеянность – неспособность к длительному интенсивному сосредоточению, легкая и частая отвлекаемость, в результате снижение работоспособности, неорганизованность. Причина может быть в воспитании. Следовательно, нужно формировать волевые качества. Может быть дело в состоянии здоровья, в расстройствах нервной системы, в эмоциональном возбуждении, переутомлении. Чрезмерная подвижность – постоянный переход от одного вида деятельности к другому. Инертность – патологическая фиксация на ограниченном круге

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке