Содержание
-
Работа с мотивированными обучающимися
Подготовила: Вязьмина О.В. – педагог-психолог 12 января 2011г.
-
Терминология
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотивация Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.) характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне
-
Классификации
1. По основанию: → познавательные; → социальные. 2. По отношению к учебной деятельности: → внутренние; → внешние. 3. По наличию тенденций: → мотивация достижения успеха; → мотивация избегания неудач.
-
Эпиграф
«…необходимо дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.» К.Д. Ушинский
-
Результаты диагностики
-
Психолого-педагогическое значение ситуации успеха
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают успех УСПЕХ - это результат подобной ситуации
-
С психологической точки зрения:
– это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
-
С педагогической точки зрения :
– это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
-
НЕУСПЕХ
Акцентирование трудностей УСПЕХ Мотивационное усиление Оценка деятельности Ограничение деятельности Отказ от помощи Сопоставление с ожидаемым Внушение
-
Отрицательные стимулы
Большое неодобрение вызывают такие стимулы, как: Подросткам больше нравится слушать, чем самим отвечать…. Традиционный вызов к доске, при ответе Традиционные задания, ответ на которые предопределен Отсутствие заданий на выбор
-
Когда учитель интересно и увлекательно рассказывает Когда учитель использует раздаточный и наглядный материал Когда появляется возможность делать что-то на практике 89% 58% 31% Знание своего предмета; Умение последовательно излагать материал; Учитывать межпредметные связи; Учитывать возрастные особенности. Демонстрация плакатов, схем, рисунков; Демонстрация наглядных примеров; Использование индивидуальных заданий; Использование мультимедийного оборудования. Приводить конкретные факты и примеры; Использовать разнообразные формы домашнего задания; Использовать возможности ИКТ.
-
Типы ситуаций успеха
«Сбывшаяся радость» (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи) Задача педагога- показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.
-
"Неожиданная радость» (типично для детей с традиционно невысокими показателями и возможностями) Задача педагога: убеждать ученика в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания
-
"Общая радость" (одобрение всем классом высокого успеха ученика со скромными способностями) Задача учителя - зафиксировать в памяти и в эмоциональном состоянии школьника коллективного переживания его личного успеха.
-
"Семейная радость":разновидность "общей радости". ("Работать вместе, но не вместо") Задача учителя - осуществлять тесный контакт с учителями, совместная фиксация малейших продвижений ребенка к успеху.
-
«Радость познания»- (чувство резко испытываемое учащимися от самого процесса познания (не от оценки) Задача учителя - создавать в коллективе необходимый интеллектуальный фон, который должен разбудить коллективный интерес учащихся.
-
"Мнимый успех":(удовлетворенность обучающихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи) Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых учащийся повышает свои достижения.
-
"Опасный успех" - разновидность мнимого успеха: 1) не хочет выделяться на фоне общей низкой активности одноклассников, пассивного педагогического состава; 2) не хочет терять дружбу с "представителями оппозиции" класса; 3) достижение успеха путем использования шпаргалок, подсказывания, списывания, подкупа и т.д. Задача учителя - вести воспитательную работу с классом в целом
-
Алгоритм создания ситуации успеха
Вербальными и не вербальными средствами; Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений; Открытая поза и доброжелательная мимика.
-
Рекомендации:
1. Педагогам необходимо внимательно относится к правильному осмыслению обучающимися системы школьных отметок, так как она имеет разный смысл. 2. Для подкрепления внутренней мотивации обучающимся необходимо ощущать собственную компетентность, которая в учебных ситуациях будет подкрепляться позитивной обратной связью. 3. Обучающимся необходимо предъявлять требования соответствующее их способностям. 4. Формированию положительной мотивации способствует отношение сотрудничества учителя и обучающихся, привлечения обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. 5. Познавательный интерес обучающихся необходимо развивать по двум направлениям: средствами отбора информации и средствами включения школьников в познавательную деятельность.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.