Презентация на тему "Психология личности"

Презентация: Психология личности
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
20 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Психология личности" описывает понятия личности, индивидуальности, влияние социокультурной среды на формирование личности человека и биологических факторов. Презентация содержит большое количество текста, что затрудняет его восприятие с экрана.

Краткое содержание

  • Человек и личность;
  • Социокультурная среда;
  • Структура индивида;
  • Индивидуальность;
  • Личность и субъект;
  • Личность и индивидуальность.

Содержание

  • Презентация: Психология личности
    Слайд 1

    Психология личности

  • Слайд 2

    1 часть семинара

    • Понятие о личности
    • Соотношение понятий «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность»
    • Биологическое и социальное в структуре личности
  • Слайд 3

    Человек

    Человек – самое загадочное для себя явление, ищущий и утверждающий себя в мире с момента появления.

  • Слайд 4

    Человек – самое загадочное для себя явление, ищущий и утверждающий себя в мире с момента появления.

  • Слайд 5

    Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность

  • Слайд 6

    Личность — основная загадка человеческого мира, его тайна

    Вспомним Николая Бердяева, его слова: «Истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосмос и заключает в себе все».

  • Слайд 7

    «Личность как юная реализация целостности нашего существа, - писал он, - недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы — не что иное, как указатели пути...» (К.Г. Юнг (1875-1961))

  • Слайд 8

    Личность

    Итак, личность, с одной стороны, тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

  • Слайд 9

    Работа по группам. Задание «Разбери по буквам»

    • Каждой группе предстоит в течение 3 минут к слову «Личность» записать ассоциации, но слова должны начинаться с буквы слова, раскрывая при этом основной смысл понятия
    • Какие ассоциации возникают у вас? Напишите их.
    • (затем презентация материалов каждой группы и их обсуждение)
  • Слайд 10

    Личность

    В «Психологическом словаре» (1983, под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.) термин личность обозначает:

    1. человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или
    2. устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности... и личность появляется только с возникновением сознания и самосознания».

    Существенно, что в дальнейшей характеристике личности подчеркивается исторический характер понимания ее, в частности, что в Новое время на передний план «выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе, понятие личности практически сливается с понятием Я»

  • Слайд 11
    • В «Кратком психологическом словаре» (1985, под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского) личность — «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения».
    • «Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширить сферу своей деятельности, действовать за границами требований; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т.д., глубинными смысловыми образованиями... формирующимися в совместной деятельности групп и коллективов».
    • Субъективно для индивида личность выступает как его Я («образ Я», «Я-концепция»). Личность обнаруживается в самооценке, самоуважении. «Развитие личности осуществляется в деятельности в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания»
  • Слайд 12

    В «Большом психологическом словаре» (2003, под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко) указывается, что «в общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». В гуманистических и психологических концепциях Личность — это ценность, ради которой осуществляется развитие общества».

  • Слайд 13

    Социокультурная среда

    Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не "фактор", непосредственно определяющий поведение... Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре»

    (Там же. с. 264).

  • Слайд 14

    Личность

    • Личность при этом «рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межличностных связей» [Там же].
    • И в личностном развитии в онтогенезе выделяются соответственные фазы, т. е. рассматриваются процессуальные моменты становления личности на временной возрастной дистанции.
    • А «взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: (Там же)
    • «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

  • Слайд 15

    Личность: несколько подходов

    • личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская);
    • личность – это человек как носитель сознания (К.К.Платонов);
    • личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).
  • Слайд 16

    Работа по группам. Задание «Синквейн»

  • Слайд 17

    Индивид — это врожденное и прижизненно складывающееся в человеке

    Понятие индивида охватывает как момент единичности, отдельности, так и характеристику биологическую, которая определяет диапазон формирования психических свойств в условиях взаимодействия с окружающим миром.

  • Слайд 18

    Индивид

    • Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид — единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).
    • Природный индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются... (Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. С. 176-177])
    • Индивидные свойства — это субстрат конкретного человека.Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, как субъекта.
  • Слайд 19

    Индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид

    • В этом смысле каждый индивид социален — прошел социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком — общественный статус).
    • Каждый индивид «входит» в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а значит, в совокупность норм, требований, правил. Эти требования безлики в том смысле, что обращены к любому человеку, живущему в обществе.
  • Слайд 20

    Индивид

    • А.Н.Леонтьев: об индивиде мы говорим, когда хотим подчеркнуть отличие отдельного человека от других представителей вида;
    • А.Г.Асмолов: человек как элемент системы. Вид: человек разумный. Индивидуальные качества объединяют человека с другими представителями этого вида. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.
  • Слайд 21

    Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида

    • 1 уровень: первичные или индивидуально-типические свойства человека:
    • конституциональные свойства (телосложение, биохимические процессы);
    • нейродинамические свойства (особенности строения нервной системы, включая головной мозг, связи в нервной системе, нервные клетки и связи между ними и процессы в нервной системе);
    • билатеральные свойства (симметрия и асимметрия организма человека).
    • 2 уровень: вторичные свойства:
    • вторичные образования (которые зависят от первичных: структура потребностей человека и сенсомоторная организация);
    • интегративные образования (темперамент, задатки).
  • Слайд 22

    Субъект

    • Субъект определяется как «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать целенаправленно, т. е. на основе образа предметного мира.
    • Субъект — это человек, познающий и преобразующий мир»
  • Слайд 23
    • Будучи изначально активным, человеческий индивид, однако, не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов активности.
    • Определяя личность, Б. Г. Ананьев пишет: «Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную общественную функцию. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций...»
    • Процедуры, мотивы и общественные функции «ориентированы на определенные эталоны общественного поведения, соответствующие классовому сознанию или господствующей идеологии. Любая деятельность человека осуществляется в системе общественных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо — личность, субъекта и объекта исторического процесса»
  • Слайд 24
    • Деятельность находится во взаимодействии с общественными отношениями, субъект деятельности рассматривается как личность в структуре «субъект деятельности - личность».
    • «Говоря о том, что субъект деятельности - личность, мы должны иметь в виду, что оба эти определения человека взаимосвязаны в такой мере, что субъект - общественное образование, а личность образуется и развивается посредством определенных деятельностей в обществе».
  • Слайд 25

    «Быть субъектом»

    «Быть субъектом» — значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования, на философском языке — быть «причиной себя »

    4 характеристики субъекта:

    • субъект — целеустремленное существо;
    • субъект — рефлексирующее существо;
    • субъект есть свободное существо;
    • субъект — развивающееся существо.

    Когда говорят о личности индивида, то, как раз и имеют в виду его способность быть целеустремленным, рефлексирующим, свободным, развивающимся существом, т.е. полноценным субъектом в социуме.

  • Слайд 26

    «индивидуальность» это есть нечто уникальное, неповторимое, «непохожее»

    • «Личность есть вершинный уровень развития человека. Индивидуальность – это его глубинное измерение». (Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001)
    • Индивидуальность выражает уникальность личности.
  • Слайд 27

    Индивидуальность

    Индивидуальность: К.К.Платонов: это совокупность свойств человека, которая отличает его от других людей.

    Структура индивидуальности по К.К.Платонову:

    • сомато-морфологическая индивидуальность;
    • биохимическая индивидуальность;
    • физиологическая индивидуальность;
    • процессуальная психическая индивидуальность;
    • содержательная психическая индивидуальность (содержание интересов, целей);
    • социальная психологическая индивидуальность.
  • Слайд 28

    Соотношение понятий «индивид», субъект», «индивидуальность», «личность»

    • Техника «Мудрые совы»
    • Каждой группе проработать содержание текста, внести дополнения, изменения.
    • Личность и субъект.
    • Личность и индивид.
    • Личность и индивидуальность
  • Слайд 29

    Личность и субъект

    Ананьев подчеркивает, что совпадение субъекта и личности относительно «даже при максимальном сближении их свойств, так как субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность — совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных т. д.)»

    2 значимых момента:

    1. субъект совмещается с личностью, и одновременно между ними как структурными компонентами человека существуют определенные различия;
    2. личность изначально выступает образующим свойством человека
  • Слайд 30

    Личность и индивид

    • Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.
    • Индивид обозначает как отдельного представителя — в этом индивид противопоставлен общности, так и биологическую данность, основу — в этом представлении индивид противопоставлен личности.
  • Слайд 31

    Личность и индивидуальность

    • Понятие личности и индивидуальности не совпадают, но имеют общую область — индивидуальность личности.
    • Личность и индивидуальность, образуют единство, но не тождество.
    • Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке