Содержание
-
МАЛЫЕ ГРУПППЫ
-
С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения: обмен информацией, понимание, взаимодействие. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.
-
МАЛАЯ ГРУППА - немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА Психологическая общность Поведенческая общность люди осознают свою принадлежность к опреде-ленной группе — группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Мы- чувства – хар-ка группы ГРУППОВЫЕ НОРМЫ — это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов.
-
Численность малой группы:
Начинается малая группа с объединения 2—3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения — от 8—10 до 30—40 человек. Чаще всего группы с численностью более 20 человек не определяются как малые. Причина этого в том, что непосредственное взаимодействие членов группы и личное воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами такой группы, проявляются менее выражено.
-
Характеристика малой группы:
-
Виды групп:
Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. Условные Реальные Реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему (семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания).
-
Реальные группы
Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований (для проведения социологического исследования). Лабораторные Естественные возникают в ходе развития общества Большие Малые Этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.
-
Лабораторные Естественные Наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами Первичные Вторичные (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Является малой группой. это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение.
-
Малые группы
(организованные, официальные) Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения (футбольная команда) Формальные Неформальные (неофициальными, спонтанными) Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей (приятели в школьном классе).
-
-
Референтные группы
Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке. Группы членства рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок (покупка ваучера, ценной бумаги, туристической путевки).
-
группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки.
-
компания во дворе или близкие друзья Реальная Условная Герои книг, писатели или ученые прошлых времен… Человек строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.
-
Функции референтной группы
Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида.
-
Межличностные отношения в группах
Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу. Межличностные отношения в группе — это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.
-
Виды межличностных отношений:
Отношения, возникающие на должностной основе, принято называть официальными. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами (законом, инструкциями, положениями, уставами и т. п.). На базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальныеотношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловыемежличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникаютличные отношения. Они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями. Выделяют отношения по вертикали(межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком.
-
Социометрия
Социометрия — это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам), охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения. Метод социометрии основан на том, что определение отношений в группе связано с поведением людей в ситуации выбора. Социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможны один выбор (например, по вопросу требуется указать одного человека) или несколько выборов по степени значимости («Кого вы выбираете в первую очередь, вторую, третью и т. д.»).
-
Интеграция в группах разного уровня развития
Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
-
Развитой малой группой считается:
сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
-
-
Проблемы интеграции
У групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.