Содержание
-
«Роль диагностики в период адаптации первоклассников»
МБОУ СОШ №2 ЗАТО Озерный» Светлеющая М.Н.
-
Особенности психофизиологического развития первоклассников.
1.Идёт формирование познавательной деятельности; 2. Развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление; 3. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций; 4. Недостаточно развита мелкая моторика рук; 5. Активно происходит формирование внутреннего плана действий; 6. Начинает развиваться способность к рефлексии;
-
Процесс адаптации первоклассников.
1)АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ-НЕДОСТАТОЧНАЯ СФОРМИРОВАННОСТЬ СЛЕДУЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ: -СОЦИАЛЬНЫХ -ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ -ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ 2)ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ: -УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РЕБЁНКА ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ -НАСКОЛЬКО ЛЕГКО РЕБЁНОК СПРАВЛЯЕТСЯ С ПРОГРАММОЙ -СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ. ГОТОВНОСТЬ ПРИБЕГНУТЬ К ПОМОЩИ ВЗРОСЛОГО ЛИШЬ ПОСЛЕ ПОПЫТОК ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ САМОМУ -УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ- С ОДНОКЛАССНИКАМИ И УЧИТЕЛЕМ.
-
Психолого-педагогическая поддержка младших школьников в адаптационный период.
1. Основные принципы: а)согласие ребёнка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; б)ориентация на способность ребёнка самостоятельно преодолевать трудности; в)сотрудничество, содействие; г)доброжелательность; д)безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; е)рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату
-
ЦЕЛЬ:
Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
-
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА:
СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ; УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С УЧАЩИМИСЯ, С УЧИТЕЛЕМ; ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ПОВИДЕНИЯ; 4)ОВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-
Факторы, влияющие на течение адаптации:
Благоприятные: 1)Адекватная самооценка своего положения ребёнком; 2)Правильные методы воспитания в семье; 3)Отсутствие в семье конфликтных ситуаций; 4)Благоприятный статус в группе сверстников и т.д.; НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ: 1)Неправильные методы воспитания в семье; 2)Функциональная неготовность к обучению в школе; 3) Неудовлетворенность в общении со взрослыми; 4) неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.
-
Диагностика уровня подготовленности к школе.
Специалист, занимающийся диагностикой, должен знать: 1. Что диагностировать. 2. Как он будет это делать; 3. Каким образом будут использованы результаты этого диагностирования. Для успешного обучения в средней массовой школе ребенок к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень личностного,умственного и физического развития.
-
Личностная готовность:
1. Умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми. 2. Умение общаться со сверстниками. 3. Отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.
-
Интеллектуальная готовность:
Мышление, воображение, внимание, развитие речи, память, тонкая моторика и координация движения рук, математические представления, навыки чтения, кругозор учащегося.
-
Мышление
Ребенок познает мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 1.Образное мышление. 2.словесно-логическое мышление.
-
Воображение
Большую роль в усвоении школьных знаний играет воображение. Слушая объяснения учителя, ребенок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учебы в школе необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым воображением.
-
Внимание
Школьное обучение представляет высокие требования к вниманию ребенка. Он не только должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать внимание в течение всего урока, а это много! Хорошее внимание – важнейшее условие успешного школьного обучения.
-
Развитие речи:
К 6-7 годам речь ребенка должна быть связной и логичной. С богатым словарным запасом. Ребенок должен правильно слышать звуки и правильно их произносить., причем не только изолированно, но и в связной речи. Развитие устной речи- основное условие успешного овладения письмом и чтением.
-
Память
С поступлением в школу приходит время произвольной памяти. Ребенку придется запоминать то, что нужно, да еще сколько нужно. Маленькие дети запоминают много самой различной информации. Достаточно прочитать ребенку несколько раз стихотворение, и он уже сам рассказывает его наизусть. Однако, память ребенка непроизвольна, т.е он запоминает то, что запомнилось, что было интересно. Ребенок не ставит перед собой задачу: мне надо запомнить это стихотворение. Поэтому успехи ребенка во многом зависят от его памяти.
-
Тонкая моторика и координация движения рук.
Тонкая моторика- это разнообразные движения , в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко. Тонкую моторику можно и нужно развивать.
-
Математические представления
К моменту поступления в школу у ребенка должны быть элементарные математические представления. Дети должны иметь навыки количественного и порядкового счета в пределах первого десятка; сравнивать числа первого десятка между собой; сравнивать предметы по высоте, ширине, длине; Различать формы предметов; Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
-
Навыки чтения
Требования к знаниям детей, поступающих в школу, растут. Сегодня важно, чтобы ребенок имел начальные навыки чтения. Так, он должен уметь определять место звука в слове, находить слова с определенными звуками, делить слова на слоги и предложения на слова. Хорошо, если ребенок умеет записывать простые слова. Читать небольшие тексты и понимать из содержание. От сформированности навыка чтения значительно зависит и последующая успеваемость по другим предметам.
-
Кругозор учащегося
К 6-7 годам ребенок должен иметь определенный запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у ребенка есть элементарные знания о своей семье, растениях, животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представления о времени.
-
ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РЕБЁНОК.
1.НАЗОВИ СВОЁ ПОЛНОЕ ИМЯ И ФАМИЛИЮ. 2.СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ? 3.НАЗОВИ ДАТУ СВОЕГО РОЖДЕНИЯ 4.НАЗОВИ ИМЯ И ОТЧЕСТВО ТВОЕЙ МАМЫ. 5.ГДЕ И КЕМ РАБОТАЕТ? 6.НАЗОВИ ИМЯ И ОТЧЕСТВО ТВОЕГО ПАПЫ. 7. ГДЕ И КЕМ РАБОТАЕТ? 8.ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ БРАТ ИЛИ СЕСТРА? СКОЛЬКО ИМ ЛЕТ? СТАРШЕ ОНИ ТЕБЯ ИЛИ НЕТ? 9.НАЗОВИ СВОЙ ДОМАШНИЙ АДРЕС. 10.В КАКОМ ГОРОДЕ ТЫ ЖИВЁШЬ? 11.КАК НАЗЫВАЕТСЯ СТРАНА В КОТОРОЙ ТЫ ЖИВЁШЬ? 12.НРАВИТСЯ ЛИ ТЕБЕ ЗАНИМАТЬСЯ? ХОЧЕШЬ ЛИ ТЫ ИДТИ В ШКОЛУ? ПОЧЕМУ?
-
ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ(рекомендации родителям)
Известно, что из всего класса примерно 20% детей могут пропускать буквы в письменных работах. Если вы заметили, что ребёнок постоянно допускает орфографические ошибки. Учителя жалуются на то, что ребёнок невнимателен и рассеян? Многие дети испытывают трудности при решении математических задач. Случается, дети испытывают затруднения при пересказывании текста. Неусидчивы в той или иной степени бывают все дети. Вам указали на то, что ребёнок трудно понимает объяснение с первого раза. Часто мы слышим жалобы учителей: «Постоянная грязь в тетради!» Вы заметили (или узнали от учителя) , что ребёнок плохо знает таблицы сложения ( умножения)
-
Дети часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Некоторым родителям приходится слышать жалобы на то, что ребёнок постоянно забывает дома учебные предметы. Если ребёнок плохо списывает с доски. Иногда родители обнаруживают, что хотя домашнюю работу ребёнок выполняет отменно, с работой в классе он справляется плохо. Учитель сообщил, что ему приходится любое задание повторить несколько раз, прежде чем ребёнок начнёт его выполнять. Могут поступить жалобы и не то, что ребёнок постоянно переспрашивает учителя. Далеко не сразу учителям удается добиться то, что все дети начинают хорошо ориентироваться в тетради. Ребёнок часто поднимает руку, а при этом молчит? Учитель обратил ваше внимание на то, что ребёнок испытывает страх перед опросом.
-
Индивидуальная работа с первоклассниками.
1. Необходимость проверки уровня работоспособности уч-ся. 2.Задания разной степени трудности. 3. Специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие речи, воображения. Памяти. Внимания и пр. , занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности объединять детей в пары, группы, чтобы коллективно решать ту или иную логическую задачу. 4. Предлагать на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Не требуйте от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к оно служит больше для поддержания интереса, чем увеличения информированности.
-
Результаты диагностики
Психологическая и социальная готовность к школе: Желание учиться в школе; Учебная мотивация; Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию; Организованность поведения.
-
Развитие школьно- значимых психофизиологических функций
Фонематический слух; артикуляционный аппарат. Мелкие мышцы руки. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость. Координация в системе « глаз-рука» Объем зрительного восприятия.
-
Развитие познавательной деятельности
Кругозор Развитие речи Развитие познавательной активности , самостоятельности. Сформированность интеллектуальных знаний (анализа, сравнения, обобщения. Установления закономерностей) Произвольность деятельности. Контроль деятельности. Темп деятельности
-
Вывод:
Диагностика дает возможность достаточно объективно оценить уровень подготовленности детей. Прогнозировать возможные трудности обучения и адаптации к школе. Формировать при достаточных ресурсах школы разноуровневые классы. Выявлять необходимость коррекционного обучения Обеспечивать необходимую психологическую поддержку ребенка с первых его шагов в новой школьной жизни.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.