Содержание
-
Стенд для родителей«Скоро в школу!» «Адаптация первоклассникак школе»
-
Младший школьник.Какие изменения происходят с ребёнком на рубеже 6-7 лет? Игровая деятельность как ведущая в жизни ребенка уступает место учебной, формируется познавательный интерес. Появляется произвольность деятельности, внутренний контроль и целенаправленность. Формируется самоконтроль над поведением и эмоциями, уходит импульсивность и непосредственность. Появляется умение видеть мир объективно, отделять собственную позицию от позиций других людей, отличать правду от вымысла.
-
Младший школьник.Какие изменения происходят с ребёнком на рубеже 6-7 лет? Формируется более дифференцированное и осознанное представление о самом себе, развивается самооценка и самоотношение. Ребенок становится более самостоятельным и требует большей свободы. Поступление в школу хоть и совпадает примерно по времени с началом нового возрастного этапа, но не идентично ему.
-
Для успешной адаптации к обучению в школе важно, чтобы на момент поступленияв первый класс у ребенка был достаточный уровень готовности к школе. Что такое адаптация? Адаптация к школе - многоплановый процесс, который включает перестройку организма ребенка, его привычек, потребностей, интересов и отношений с другими людьми в момент поступления в школу и начала обучения. В чём секрет успешной адаптации?
-
В чём секрет успешной адаптации? Готовность к школе включает: волевую готовность - умение сознательно регулировать собственную деятельность и поведение; мотивационную готовность - положительный настрой по отношению к школе, преобладание внутренних мотивов для обучения (познавательный интерес, желание стать более взрослым); социальную готовность - умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, умение работать в группе;
-
Готовность к школе включает: интеллектуальную готовность - достаточный уровень развития познавательных способностей (память, внимание, мышление, речь и в особенности мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация); физиологическую готовность - готовность организма ребенка к предстоящим серьезным нагрузкам. В чём секрет успешной адаптации?
-
Стадии адаптации к школьному обучению Стадия I. Физиологическая буря(первые 2-3 недели) В связи с резким изменением образа жизни, увеличением кол-ва требованиям, которым должен отвечать ребёнок, его организм испытывает стресс. В это время первоклассники много болеют: это и простудные заболевания, и неполадки с пищеварительной системой, и обострение хронических заболеваний. Часто нарушается сон и аппетит. В этот период, в зависимости от темперамента, дети могут проявлять себя двумя путями: становиться очень подвижными, расторможенными, нервозными; появляются капризы и истерики; становиться очень медлительными, плаксивыми, детей клонит в сон.
-
Обстановка дома должна быть максимально спокойной. Усилиянужно направить не на освоение новых знаний, а на обеспечение ребенку правильного режима дня, с достаточным количеством времени на отдых (пассивный и активный). В первые недели желательно забирать ребенка из школы сразу после уроков, сделать паузу в дополнительных занятиях, которые посещает первоклассник (музыкальная, художественная школы, секции, кружки). Стадии адаптации к школьному обучению
-
Стадия II. Неустойчивое приспособление (4-6 недель)Организм и психика ребенка находит приемлемые варианты реакций на новые условия. Скорому наступлению этой стадии способствует устойчивый режим дня ребенка и спокойная обстановка вокруг ребёнка. Процесс приспособления всё ещё идёт интенсивно, но ребёнок становится более спокойным. Начинает проявлять интерес к новым людям, одноклассникам, завязывает дружеские контакты. Появляется интерес к учебному материалу - ресурсов организма достаточно не только на перестройку, но и на усвоение нового. Хотя отдельные капризы, нарушения сна и аппетита ещё случаются, особенно если в школе происходят неприятные для ребенка события. Стадии адаптации к школьному обучению
-
Стадия III. Период относительно устойчивого приспособления (полгода-год)Организм ребёнка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Адаптация проходит в «плановом режиме». Стадии адаптации к школьному обучению Каждая из стадий может затянуться вследствие индивидуальных причин, начиная от длительного заболевания (и пропуска школы) ребенка до уровня готовности к обучению в школе.
-
Физиологический уровень адаптации - приспособление всех систем организма к изменяющимся условиям. Социально-психологический уровень адаптации - приспособление личности ребенка к новым условиям и правилам, новому коллективу и системе отношений. Адаптация к школьному обучению идет одновременно на нескольких уровнях: физиологическом; психологическом;. социальном. Уровни адаптации к обучению в школе
-
Большое значение имеет приспособление к «статической нагрузке», объём которой возрастает с поступлением ребёнка в школу. Для первоклассников статическая нагрузка - наиболее утомительна из всех физиологических нагрузок. Педагоги, зная это, разрешают детям на уроках постоять, часто дают задания, требующие перемещения, проводят физкультминутки. Уровни адаптации к обучению в школе
-
В процессе психологической адаптации у первоклассника развивается произвольность внимания, умение понимать и принимать учебную задачу, планировать свои действия. В процессе социальной адаптации ребенок принимает на себяроль ученика,с соответствующими ей отношениями с одноклассниками и учителем. Ребенок осознает, что ходит в школу для того, чтобы учиться. Психологический уровень и социальный уровень включают множество аспектов: приспособление к новому режиму дня, школьным правилами требованиям, к коллективу сверстников и педагогам, в целом, к новой роли - роли ученика. Уровни адаптации к обучению в школе
-
Критерии успешной адаптации первоклассника: Стабильность эмоциональной сферыРебенок спокоен, не испытывает тревоги, напряжения и страхов по поводу школы. Его настрой позитивный: хочет посещать школу, ему интересно в школе. Прекратились эмоциональные всплески, капризность, плаксивость, повышенная утомляемость, желание во всем перечить родителям. Эмоциональная нестабильность говорит о том, что организм ребенка ещё не адаптировался к новым условиям и по-прежнему работает на пределе своих возможностей, как в первые недели обучения. Делать выводы об адаптации ребёнка к школе можно через 2-3 месяца после начала обучения. Критерии успешной адаптации
-
Удовлетворительный уровень усвоения программыРебёнок способен усваивать школьную программу. Воспринимает учебную задачу, вместе с другими детьми участвует в поисках её решения, осмысленно запоминает учебный материал. Уже может делать задания самостоятельно, обращаясь за помощью к взрослым только после попыток выполнить задание самому. Ребёнок находится в ровных отношениях с одноклассниками, конфликты происходят редко или не происходят совсем. Рёбенок с удовольствием идет в школу, не переживает о том, как его воспримут в классе. Обычно к концу периода адаптации у первоклассников появляются первые школьные друзья. Отношения с учителями также складываются спокойно, ребенок относится к ним с уважением, признаёт их авторитет. Критерии успешной адаптации
-
Сформированность внутренней позиции школьникаРебенок понимает, что ходит в школу для того, чтобы учиться, гордится своей новой ролью (ученика), старается хорошо учиться. Критерии успешной адаптации Только сочетание всех показателей говорит о высоком уровне адаптации к школе, но это встречается не часто. Те или иные трудности характерны для большинства первоклассников.
-
Высокий уровень адаптации к школеРебёнок любит посещать школу, горд, что теперь он - ученик. Достаточно легко учится, интересуется новыми знаниями, старательно выполняет задания в школе и дома без особого внешнего контроля, внимательно слушает учителя на уроке и даже может искать дополнительную информацию сам. Свободно общается с одноклассниками, активно участвует во внеурочной жизни класса. Степени адаптации к школе
-
Средний уровень адаптации к школеВ целом, ребёнок позитивно настроен относительно школы. Он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, способен усваивать материал. Но наиболее успешно работает под контролем взрослого. Мотивы к обучению внешние: хочет быть «хорошим учеником», «радовать маму», «делать всё правильно». При внимании со стороны учителя и родителей ребенок хорошо учится. Низкий уровень адаптации к школеРебёнок равнодушно или негативно относится к школе. На уроках «витает в облаках», сложно включаются в общую деятельность, может отвлекать других детей. Для усвоения нового материала ребёнку требуется серьезная помощь учителя и родителей: подробные неоднократные объяснения и повторения. Степени адаптации к школе
-
Школьная дезадаптацияКрайний вариант. Серьёзное нарушение отношений ребенка с собой и с миром, внутренний конфликт, не позволяющий осваивать учебную деятельность, устанавливать отношения со сверстниками и учителями. Ребёнок не осваивает программу даже на удовлетворительном уровне. У него проявляется яркое негативное отношение к обучению, нежелание учиться, ходить в школу; систематически повторяемые нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде. Степени адаптации к школе
-
В первые месяцы пребывания ребёнка в школе педагогу и родителям необходимо внимательно наблюдать за ним, чтобы в нужный момент помочь преодолевать возникшие трудности. Важно помнить: первоклассник, испытывающий трудности в адаптации, не всегда может обратиться за помощью к взрослому. Ему сложно осознать возникшую проблему и также сложно донести её до взрослого, тем более, что ребенок чувствует себя виноватым, потому что не может соответствовать новым требованиям. Степени адаптации к школе
-
Для успешного прохождения этапа адаптации к школе ребёнку необходима не только поддержка семьи, но и помощь: в организации правильного режима дня и эффективного отдыха первоклассника; в понимании школьных правил и приспособлению к школьному укладу жизни; проявление интереса и внимания к школьным делам ребенка; адекватная помощь при выполнении домашних заданий; создание условий для развития самоконтроля и самостоятельности ребенка; Как родители могут помочь ребёнкууспешно адаптироваться к школе?
-
Для успешного прохождения этапа адаптации к школе ребёнку необходима не только поддержка семьи, но и помощь: сотрудничество с учителями в совместной деятельности по обучению и воспитанию ребенка; в выстраивании отношений с одноклассниками. У родителей непростая задача - быть постоянно рядом и готовыми помочь, но не делать ничего вместо ребёнка и за него. Верить в своего ребёнка и передавать эту веру ему самому, но и уметь объективно видеть трудности и проблемы, чтобы вовремя предпринимать необходимые меры по их преодолению. Как родители могут помочь ребёнкууспешно адаптироваться к школе?
-
«Бурю нужно пережить»Первые недели школьной жизни серьёзный стресс. Ребенок может стать капризным, непослушным, агрессивным. Наберитесь терпения, не требуйте от ребенка многого. Он привыкнет к новым условиям и правилам, и всё снова пойдет своим чередом. Родителям будущего первоклассника на заметку «Главное - здоровье и положительный настрой»Основная задача адаптации - не учебные достижения. Важнее всего сохранить здоровье ребенка и его позитивное отношение к школе. Успех в учёбе будет невозможен, если в начале пути непосильные нагрузки и нервная обстановка подорвут у ребёнка желание учиться. Организация режима дня и условий для учебы, ваша помощь в преодолении трудностей - то, что нужно ребёнку на первых этапах.
-
«Сравнения - только с собой»Каждый ребёнок - особенный. Ваш ребенок будет развиваться своим путем. Сделайте заметным для ребенка это развитие, пусть он видит, что с каждым днем знает и умеет все больше. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это не будет его мотивировать лучше учиться, может только заставить сомневаться в своих силах. Родителям будущего первоклассника на заметку «Первоклассник учится учиться»В первом классе ребенок, прежде всего, учится способам освоения новых знаний, познания мира. Учите ребенка выделять общие закономерности в разных задачах, помогайте ему оценивать собственные способы действий и искать более эффективные. Ваша помощь не должна мешать развитию самостоятельности ребенка, а контроль - подменять самоконтроль первоклассника.
-
«Поддержка и объективность»Первокласснику очень нужна поддержка близких, теплая, спокойная и доверительная атмосфера дома. Поддерживайте ребенка, верьте в него. Но важно быть объективным. Обозначая достижения и сильные стороны, не упускайте из внимания ошибки. Без их анализа невозможно двигаться вперед. Главное - оценивайте не самого ребенка, а его действия и результаты. И, говоря о неудачах, обязательно предлагайте способы изменения ситуации в лучшую сторону. Родителям будущего первоклассника на заметку
-
«Школа - не только учёба»С первого класса ребенок учится в школе не только математике и русскому языку. Школа - микросоциум. В школе ребёнок приобретает социальные и коммуникативные навыки, овладевает способами преодоления трудностей, формирует характер, ищет свое место в мире и в обществе. С первых дней уделяйте этому достаточно внимания. Интересуйтесь с кем и как общается ребёнок в школе, удаётся ли ему наладить дружеские отношения с одноклассниками. Родителям будущего первоклассника на заметку
-
«Семья и школа - единая команда»Образование ребёнка только в том случае полноценно, если школа и семья действуют сообща. Научитесь сотрудничать с учителем, помогайте ему, ведь никто лучше вас не знает вашего ребёнка. Все противоречия разрешайте в диалоге, а не в конфликте. «Все трудности преодолимы»Только у небольшого количества детей на этапе адаптации не возникает проблем. Важно ваше отношение к ним. Не нервничайте, не отчитывайте ребёнка, бесполезно ругать и наказывать. Прежде всего, разберитесь с причинами, они не всегда очевидны. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам даже с небольшими сомнениями и вопросами. Родителям будущего первоклассника на заметку
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.