Презентация на тему "Символы трансформации"

Презентация: Символы трансформации
Включить эффекты
1 из 77
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Символы трансформации" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 77 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по психологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Символы трансформации
    Слайд 1

    Символы трансформации

    Учебный семинар

  • Слайд 2

    Часть 1История созданияОсобенности книгиО двух способах мышления

  • Слайд 3

    Что повлияло на писательский стиль Юнга

    Юнг – приверженец образов, человек с образным мышлением Элленбергер находит корни Юнга в натур-философии и психологическом романтизме В школе Юнг был крайне слаб в математике В семье Юнга была традиция бесед с духами и чтения и интерпретации духовных текстов.

  • Слайд 4

    История создания книги

    Метаморфозы и символы либидо - реакция Юнга на сон про многоуровневый дом, в понимании которого Юнг и Фрейд разошлись весьма символически Книга написана в 1912 году и впервые обозначила существенные разногласия между Юнгом и Фрейдом Книга выдержала несколько редакций, мы читаем 4 версию, которая после существенной редактуры была выпущена в 1952 году и содержит и ранние идеи Юнга и его зрелый взгляд

  • Слайд 5

    Ключевые особенности

    Вначале книги Юнг отталкивается от идей Фрейда –, но заканчивает уже очень далеко от него Радикальная критика идеи Фрейда о либидо Впервые сформулирована собственная концепция Юнга о психической энергии – либидо, проявляющей себя исключительно через символы Вторая часть – описание сепарации и индивидуации через амплификацию ее символов Абсолютно новый по сравнению с Фрейдом подход к бессознательному Подтопление читателя символическим материалом Недостаток когнитивной ориентации

  • Слайд 6

    Анамнез?

    Пациентка Теодора Флурнуа Мисс Миллер, которую Юнг никогда не видел и не знал лично «Необычайная способность к идентификации и эмпатии» (пар. 46) Страдает от недостатка связи с реальностью (пар. 55) - интроверсия Инфантильность На грани «серьезного психического расстройства» (пар.684)

  • Слайд 7

    Источники

    Библия Откровения христианских мистиков (Блаженный Августин, римский святой Ипполит (170-235), МехтильдаМагдебургская (1212-1277), Хильдегарда из Бингена (1100-1178), Симеон Новый Богослов (970-1040), Иоанн Богослов) Культ Митры Шумерский эпос о Гильгамеше (2500 лет до нашей эры) Вавилонский эпос о сотворении мира (2000 год до нашей эры) Классическая поэма Гомера «Одиссея» (VII век до нашей эры) Древнеегипетский миф об Исиде и Озирисе, дошедший до нас в пересказу Плутарха Зигфрид и Бальдр (германо-скандинавская мифология, Эдды, V век н.э и до принятия христианства ) Сирано де Бержерак (поэт XVII века, прототип героя поэмы Ростана (XIX век)) «Потерянный рай», поэма Джона Мильтона (ХVII век) «Песнь о Гайавате», Генри Лонгфелло (XIX век) «Фауст», поэма Вольфганга Гете (начало XIX века) Ницше, стихотворения, Так говорил Заратустра (вторая половина XIX века) «Небо и Земля» Джорджа Байрона (XVIII век) Упанишады (VII век до н.э. – средние века) В части про направленное и фантазийное мышление – Джеймс Болдуин, Освальд Кюльпе, Блейлер, Фрейд, Карл Абрахам, Мережковский, Отто Ранк В части про героя Вильям Джеймс, Теодор Флурнуа, Джеймс Фрейзер,

  • Слайд 8

    О двух способах мышления

  • Слайд 9

    В парах:Вспомните свои трудные периоды, периоды интроверсии или регрессии. Куда они уводили вас? Какие образы сопровождали вас на этом пути? Расскажите вашему партнеру об этом. Потом поменяйтесь ролями. Отклик в общий круг.

  • Слайд 10

    Часть 2От Фрейда к ЮнгуОт внешнего к внутреннемуОт защит к высокому и низкому смыслуОт редуктивного к телеологическому и конструктивномуОт сексуальности к психической энергии

  • Слайд 11

    Гимн ТворцуСтихотворение (пар. 61)

    Очень интересно рассмотреть, как Юнг раздвоен в анализе этого стихотворения. Юнг использует Фрейдовские идеи вытеснения, смещения, отрицания для раскрытия психического процесса Мисс Миллер (пар. 76, 81, 90, 92) Он обнаруживает в стихотворении эротический мотив, обратившийся к образу отца, и замещенный в результате запрета на инцестуозную фантазию образом Бога-Творца Звука, Света и Любви (пар. 65) Неосознанное эротическое впечатление – освоенный образ (отец)- всемогущий Бог-творец – звук (поющий офицер) –потерянный рай – грехопадение – Мисс Миллер, как Иов – невинный человек, потерпевший от сатаны –страдание от непонятости и мечта о творчестве –буквальное творчество-рождение ребенка- В то же время Юнг говорит о двойственном значении фантазии, опираясь на свою любимый афоризм мистиков: «Небо вверху, небо внизу; звезды вверху, звезды внизу; все, что наверху, все также и внизу; знай это и будь счастлив» (77) Невинность – Мисс Миллер не берет конфликт внутрь. Разница между спонтанно возникающим образом Бога и образом, возникшим в результате вытеснения – в невротической окраске последнего (90-92) Юнг критикует психическую работу Мисс Миллер в связи с тем, что она не удерживает в сознании конфликт (пар. 105-106)

  • Слайд 12

    Фантазия у Фрейда и Юнга

    Взгляд Фрейда на фантазию – фантастическое, инфантильное исполнение желания Взгляд Юнга на фантазию – проявление творческого потенциала психики, содержащее зерна изменений и целей

  • Слайд 13

    Инстинкт у Фрейда и Юнга

    Фрейд противопоставил Эросу Танатос, которые он интерпретировал соответственно как сексуальный инстинкт и инстинкт смерти Юнг противопоставлял всякому, любому инстинкту символический духовный поиск, то есть освобождение психической энергии от доминирования инстинкта

  • Слайд 14

    Ассоциации Фрейда и амплификация Юнга

    Личные ассоциации всегда ведут к комплексу и личному контексту Архетипические паттерны в психике выявляются не линейными определениями, а круговыми сравнениями, пока исследуемая фигура не станет выпуклой, видной с разных сторон Чем больше примеров мы приводим, тем богаче становится символ в центре, но также и сложнее Собирая аналогии и ассоциации из различных сфер личного и коллективного опыта мы углубляем понимание образа, открываем его психический смысл, укореняем индивидуальную фантазию в коллективном наследии

  • Слайд 15

    От защит к телеологической функции психики

    Юнг постепенно уходит от идеи подавления (для Фрейда цивилизация – результат подавления инстинктов), к идее естественного процесса трансформации

  • Слайд 16

    Проекция

    Фрейд определял проекцию как способ экстериоризации внутренних вытесненных из сознания конфликтов. Юнг изначально тоже придерживался этого определения, но открыв универсальные внеличностные образы коллективного бессознательного, он определил проекцию, как проявление вовне всего, что констеллировано в психике, но остается неосознанным. (92-95)

  • Слайд 17

    Субъективное и объективное

    Фрейд делает упор на объективное, конкретное, внешнее проявление психического процесса Юнг делает упор на субъективное, внутриличностное, энергетическое видение психики

  • Слайд 18

    Часть 3Теория либидо у Фрейда и Юнга

  • Слайд 19

    Либидо

    От libido (лат.) – влечение, желание, страсть, стремление Концепция либидо основана на идее, что психика это динамическая система, сложным образом регулирующая потоки мыслей и эмоций для достижения баланса В начале века это была новая идея освобождающая от материалистского, позитивистского подхода сведения психического к нейробиологическому и биологическому Часть активности либидо имеет бессознательный характер

  • Слайд 20

    Фрейд использовал термин либидо для определения энергии, которая движет психическими процессами. Фрейд узко трактовал либидо как сексуальную энергию: «либидо это варьирующая в количестве энергия, которая может служить мерой процессов и трансформаций происходящих в сфере сексуального возбуждения» (Фрейд, Три очерка по теории сексуальности,1905 год) Для Фрейда важны были в понимании либидо цель и объект

  • Слайд 21

    Мотылек и Солнце(пар. 116)

    Юнг говорит (пар. 125) что то, чего мы желаем, гораздо важнее, чем объект желания Поэма позволяет Юнгу сделать важную амплификацию Солнца как символа либидо Движение либидо вспять к родительским имаго – важный механизм религии (134) Выводы - пар. 164, 168 О невротическом векторе – 170-171

  • Слайд 22

    Образ бога - репрезентация психической энергии в проективной форме

    Образующие факторы: Отцовское имаго Материнское имаго Животный или териоморфный элемент (пар. 89) Бог любящий - либидо в той части, в которой может быть осознано и удержано Эго и отвергающий (или демон) в той части, в которой либидо связано в комплексах (пар. 98) «Верим ли мы в Бога или нет, ругаем его или возносим, само слово Бог всегда у нас на устах. Все психически могущественное неизменно называется Богом.» (пар. 98)

  • Слайд 23

    Амплификация образа СолнцаК каким источникам обращается Юнг?

    Сенека Первое послание Иоанна Упанишады Франциск Асизский Новый Завет Древнеегипетские тексты Третье слово папируса Дитериха Откровения МехтильдыМагдебургской (1212-1277) Откровения Хильдегарды из Бингена (1100-1178) Симеон новый богослов (970-1040) Ницше, стихотворение «Слава и вечность» Культ Митры (индо иранское божество, от которого произошел Митраизм, греческий культ Митры рубежа тысячелетия – ровесник Христианства)

  • Слайд 24

    Египет, саркофаг, xxi-xxv династия

  • Слайд 25

    Рождение Митры из скалыРимская скульптура

    «… Символика света развивается постепенно по мере возрастания углубляющегося духовного зрения до образа солнечного героя «многолюбивого». (пар. 158)

  • Слайд 26

    Спас нерукотворныйНовгородская школа, 11-12 век

    «Искусство сохранило многое от солнечного культа, лучистое сияние вокруг головы Спасителя, ореол святых вообще.» (пар. 163)

  • Слайд 27

    Либидо у Юнга

    Юнг оспаривает узко сексуальное видение либидо у Фрейда (пар. 185-193) «С генетической точки зрения либидо воплощает телесные потребности сродни голоду, жажде, сну и сексу. Сущность либидо, таким образом, составляют эмоциональные состояния или аффекты» (пар. 193) «Было бы лучше, говоря о либидо, понять его энергию как ценность, позволяющую связать себя с любой областью деятельности, будь то власть, голод, ненависть, сексуальность или религия, без того, чтобы представляться специфическим влечением.» (пар. 197)

  • Слайд 28

    Идея либидо Юнга

    Кластер синонимов вокруг идеи либидо – свет, солнце, палец, Бог, отец, кольцо, любовь Либидо – архетипический паттерн, манифестациями которого являются голод, сексуальное желание, жажда власти, духовный поиск, творчество Архетипы – русла для либидо (пар. 224) – русла коллективного бессознательного Архетипы как функциональная диспозиция на воспроизводство одних и тех же идей (пар. 154)

  • Слайд 29

    Либидо Бог Солнце Огонь Свет Отец «Путь видимых богов откроется через Солнце, которое есть Бог, Отец мой» (Из литургии Митры)(пар.137) Отец – только один из символов либидо Человек почитает в божестве энергию архетипа Есть множество путей символизации либидо Периодически предпринимаются попытки свести политеизм (множественность символов) в монотеизм Змея Фаллос Любовь Стрела Ключ Герой

  • Слайд 30

    Либидо при неврозе и психозе

    У невротика слегка искаженная реальность, у психотика происходит глубокая регрессия либидо, его полный уход от реальности, и обращение ко все более примитивным и архаичным образам. Юнг считает, что объяснить психозы тем, что либидо не направляется на внешний мир было бы возможно, только если либидо представляло бы собой больше, чем только сексуальный инстинкт. Реальность вытеснена и заменена содержаниями бессознательного (пар. 192) Архаические фантазии шизофреников, - «фантазии, очень напоминающие определенные архаичные идеи, которые некогда представляли собой функции реальности.» Это размышление позволяет Юнгу определить либидо как психическую энергию в целом.

  • Слайд 31

    Либидо не имеет моральной окраски

    « Солнце светит как праведным так и неправедным, одинаковым образом способствует росту как полезных, так и вредных существ; … также и сущность либидо состоит в том, чтобы производить как полезное, так и вредное, добро и зло» (пар. 176)

  • Слайд 32

    Подвижность либидо

    «Фантазия изощряется и понемногу благодаря созданным ею возможностям открываются новые пути, прокладывается новое русло, в которое пробужденное и ставшее актуальным либидо может излить свой поток» (пар. 332) «Тайна развития культуры состоит в подвижности и переносимости психической энергии» (пар. 17)

  • Слайд 33

    Бессознательная интуитивность либидо

    «То, что он (Мефистофель) здесь описывает, есть либидо, которое является не только креативным и воспроизводящим, но и обладает даром интуиции, странной силы чувствовать то, что «правильно по запаху», почти что как отдельное живое существо. Оно целеположно, как и сама сексуальность, любимый объект для сравнения» (пар. 182)

  • Слайд 34

    Телеологическая функция либидо

    Содержит зерна будущих устремлений (пар. 45) – пример об аббате Эжже из романа «Сад Эпикура» Анатоля Франса «Бесцельных психических процессов не существует. … психическое по своей сути целеполагающе направлено» (пар. 90) Либидо подвижно – Юнг сравнивает его с потоком И все-таки либидо косно и трудно отрывается от инстинкта и от объекта привязанности – психические процессы требуют времени

  • Слайд 35

    Сексуальные символы как образы либидо

    «Кто этот мальчик с пальчик, легко угадать: это фаллический символ либидо. … Он представляет либидо или психическую энергию в ее творящем аспекте. … Но ни в коем случае нельзя их воспринимать буквально, так как они не должны пониматься семиотически, как знаки определенных вещей, но как символы.» (пар. 180) Фрейр, бог плодородияСкандинавия, бронза, 11 век

  • Слайд 36

    Женщина, несущая фаллосРанне-греческий период, 480-450 лет до н.э

    Женщина, несущая фаллос, символизирует, что значит сознательно нести архетипическую реальность, нежели чем быть унесенной ею. Фаллос занимал видное место в Греческом символизме. Гермы – фаллические по форме столбы, отмечающие путь и границы территорий в Древней Греции. Огромный пенис в итоге ассоциируется не столько с Гермесом, сколько с его сыном Приапом, огромный член которого оплодотворял сады, мужчин, женщин и все вокруг. Приап – Пан в Христианской символике слился с дьяволом. Чтобы избавиться от архетипической одержимости фаллосом, древние греки изображали его и молились на него, пример разотождествления архетипической энергии и Эго, и их правильного соотношения. Женщина движется уверенно и наполнена сексуальностью – можно предположить, что осознанная (глаз) фаллическая энергия наполняет ее жизнь творчеством и спонтанностью

  • Слайд 37

    Zeus MeilichiosПозднеклассический греческий период, Аттика, 400-375 гг. до н.э.

    Мужчина и женщина перед змеевидным божеством – Зевсом, перед которым принято было проливать кровь. Его имя Meilichios означает легко ублажаемый. В этом есть ирония противоположности, поскольку его также звали «Тот, кто любит кровь». Архетипически, он представлял энергию земли, поддерживающую жизнь, и трансформацию жизни на поверхности Земли. Змея – как символ энергии, - спонтанной, творческой, бессмертной. Связь змеи с Землей позволяет соединить ее с подземным царством. Змея как символ энергии созидания и периодического обновления. Образ змеи всегда сплетается с мотивом жизнепорождения – змея под растущим растением, на животе у беременной, змея как фаллос, змея, обвивающая мир. Во снах змея появляется в переходные моменты и является силой, поддерживающей трансформацию. Появление змей во снах обозначает, что пришел момент перехода с одной стадии Эго сознания на другую. Змея предоставляет либидо для процесса регрессивного растворения и последующей творческой интеграции, который всегда сопровождает переход с одной стадии сознания на другую. Змея как препятствие на пути буквальной регрессии

  • Слайд 38

    Фанес, орфическое божество, Италия Некоторые примеры символизации либидо

  • Слайд 39
  • Слайд 40

    Эон, митраическое божество

    Некоторые примеры символизации либидо Божество бесконечного времени и безграничного пространства. Человек с львиной головой стоит на сфере, в каждой руке у него по ключу, тело обвито змеей, на теле – знаки Зодиака. На спине – крылья. Это символ времени и его образ составлен полностью из символов либидо, психической энергии. В митраических мистериях змея и лев являются противоположностями, в соответствии с тем, что лев представляет солнце, а змея – дракона, которые бьются между собой. Обвитие змеей, как проглоченность солнца драконом, говорит о регрессии, о поглощенности, и обозначает циклы развития сознания через обогащение контактом с бессознательностью. Время, пустая и абстрактная концепция, в митраическом культе представлено как трансформация творческой энергии, либидо.

  • Слайд 41

    Новые пары: каждая пара должна иметь книгу. Каждая пара рассмотрит фрагмент из книги – 1 или несколько параграфов. Задача – прочесть выбранный фрагмент и обсудить его, отвечая на следующие вопросы: Выделить основные идеи фрагмента Перечислить зерна каких ключевых идей Юнга содержится в этом тексте? От каких идей Фрейда (если это применимо), отталкивается этот фрагмент Проиллюстрируйте идеи личным или клиническим примером, либо примером из литературы, искусства, итп. Каждая пара презентует свои выводы кругу

  • Слайд 42

    Часть 4Индивидуация на примере мифов о героях

  • Слайд 43

    Регрессия

    Получая новую психическую задачу, либидо регрессирует к источнику Фантазия, не обращенная к реальности (пар. 253-254) – еще Фрейдовский взгляд на регрессию Если регрессия продолжается .. за стадию детства, то появляются архетипические образы, не связанные с индивидуальной памятью, а принадлежащие фонду унаследованных возможностей репрезентации, которые у каждого индивида возрождаются заново» (пар. 264, 631) – углубление идеи регрессии Творческие болезни как у Юнга и Ницше, Фрейда и многих других – об этом пишет Эленбергер – опасная интроверсия либидо

  • Слайд 44

    Постъюнгианский комментарий

    «В Юнговской концепции целенаправленной регрессии в анализе либидо направляется за пределы ран раннего детства в коллективное бессознательное. Там может произойти трансформация, при которой случится преобразование в соответствии с самостью и в личности произойдет обновление. Эдингер позже опишет это преобразование как исцеление дефекта на оси Эго-Самость. (Догерти, Вест, Юнгианская матрица характера)

  • Слайд 45

    Мать

    Юнг много посвятил изучению архетипа матери в связи с психологией бессознательного Сложные отношения Юнга с его матерью Богатые и многочисленные отношения Юнга с женщинами

  • Слайд 46

    Мать Сфинкс Город Почва Ларчик (плавание героя в бочонке по морю) Вода (пар. 318) Дерево жизни Пар. 321 Фалличность матери (пар. 324) Крест Скала Лиллит Кобыла Дракон Могила Пещера Медведица Корова

  • Слайд 47

    Мать

    Земная мать – порождающая мир Небесная мать – контейнирующая и спасающая мир Плодородная мать – кормящая Пожирающая мать

  • Слайд 48

    Венера из Лаусселя.

  • Слайд 49
  • Слайд 50
  • Слайд 51
  • Слайд 52
  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55
  • Слайд 56
  • Слайд 57

    «Загадкой Эдипа была она сама- ужасная мать-имаго, которую Эдип не смог разгадать как предупреждение» (пар. 265) Эдип и сфинкс Аттика, раннеклассический период

  • Слайд 58

    Значение негативной символики матери

    «если говорят, например, что мать его была злой волшебницей, то в переводе на профессиональный язык это значит, что сын не в состоянии оторвать либидо от материнского имаго и поэтому страдает от сопротивления» (пар.329)

  • Слайд 59

    Герой - Эго

    Происхождение человеческого сознания несет на себе печать мистерии, магии, тайны – отражено в божественных родителях и магическом рождении героя Бессознательность из которой возникает огонек сознания – мотив спуска героя в пещеру Поддержание сознания – битва, которая отражена в многочисленных эпосах Герой может представлять у женщин анимус (в томе 7 Юнг ссылается на вторую часть 5 тома как на исследование архетипа Анимуса)

  • Слайд 60

    Инцест

    «Регрессия либидо – реактивация родительского имаго – восстановление инфантильных отношений – взрослое либидо привносит несовместимый инцестный характер в реактивированное отношение к родителям – смерть или самокастрация сына-возлюбленного» (пар. 299) Феномен странничества как томление по матери (пар. 299) «Герой – саморепрезентация страстного томления бессознательного, которое испытывает неутоленное и лишь редко утолимое страстное желание достичь света сознания, достичь глубочайших источников собственного бытия» (пар. 299) «Не кровосмесительного совокупления ищут, а возрождения..» (пар.332)

  • Слайд 61

    Больше не про желания, а про запрет на регрессию – так либидо направляется с помощью табу на инцест в факторы роста Инцест и перерождение – амбивалентная функция регрессии, это табу на инцест толкает нас в мир Подобное табу в сфере голода – запрет на поедание всего урожая, табу на каннибализм, табу на поедание животных, например коров в Индии Агрессия – всегда есть ритуалы, канализирующие агрессию

  • Слайд 62

    «Единственная реальность – это либидо, природа которого переживается нами исключительно через его воздействие на нас. Стало быть, и не следует искать реальной матери, а лишь либидо сына, которое когда-то было направлено на мать».

  • Слайд 63

    «В глубине мы находим мудрость Матери;соединение с ней позволяет увидеть более глубокие вещи, изначальные образы и примитивные силы, которые составляют основу жизни и являются питающей, поддерживающей, творческой матрицей» (пар 640) Фокус Юнга на бессознательном как матрице (mater, matrix) сознания

  • Слайд 64

    «В реальном психическом переживании мать соответствует коллективному бессознательному, а сын – сознанию, которое воображает себя свободным, но всякий раз должно уступать силе спящего и притупленного бессознательного» (пар. 393) Уважение к бессознательному и регрессии

  • Слайд 65

    Возрождение Движение солнца с востока на запад и его новое появление на востоке Инцест Мотив поглощённости морским чудовищем (пар. 291) Ночное плавание по морю в бочонке В чем разница Фрейда и Юнга в понимании инцеста? Для Юнга инцест – частичное проявление идеи поглощенности и последующего возрождения

  • Слайд 66

    В парах: вспомните жертву, которую вам случилось принести. Как это ощущалось? Каковы были последствия этого для вашей энергии и жизни.

  • Слайд 67

    Жертва Момент наивысшего плодородия Митра, несущий на плечах быка в пещеру на заклание Иисус, несущий свой крест Герой несет свою самость (пар. 460) Отказ от эндогамной связи Намеренное голодание Жертва как необходимое условие возрождения Сепарация

  • Слайд 68

    Победа над драконом –сепарация и индивидуация

    «Мир создается из матери, то есть посредством отнятого (благодаря жертвоприношению) у матери либидо и блокировкой регрессии, угрожавшей подавить героя» (пар. 378)

  • Слайд 69

    Часть 5Символ – ключевое понятие Юнгианской психологии

  • Слайд 70

    Символ

    Пар. 114, 329 Центральное понятие Юнгианской психологии Проще его обнаружить, чем определить или объяснить, что вполне соответствует идее символа как наилучшего выражения чего-то, что никогда не может быть окончательно познано Символы являются архетипическими образами, содержащими намек на архетип Символы – представления неизвестного и даже непознаваемого, то есть бессознательного, не может быть полностью осознанного символа Юнг много внимания в этой книге уделяет исследованию символов имеющих архетипический и культурно трансформационный аспект Поскольку символ обращает к непознаваемому то исследование символов позволяет притронуться к смыслу жизни и тайнам бытия «Не мысли плотски, иначе пребудешь во плоти, а мысли символически и ты станешь духом» - толкует Юнг послание Иисуса к Никодиму (пар. 335) Пар.343-344

  • Слайд 71

    Символы – как точки переключения либидо

    «Причина по которой Иисусовы слова обрели такую силу заключается в том, что они выражают символическую правду, коренящуюся в структуре человеческой психики. … Символическая правда, ставящая воду на место матери и дух или огонь вместо отца, освобождает либидо от реализации инцестной тенденции, предлагая ему новый градиент и канализируя его в духовную форму.» (пар. 335) Подробнее об этом – пар. 337

  • Слайд 72

    Символ и инстинкт

    «Именно из инстинкта символ черпает свою мотивационную мощь. Он не имеет никакого смысла пока не вступит в борьбу с сопротивляющимся инстинктом, подобно тому, как неуправляемые инстинкты не принесут человеку ничего кроме гибели и разрушения, если символ не придаст им форму. Обсуждение одного из самых мощных инстинктов – сексуальности, неизбежно, поскольку большая часть символов являются более или менее близкими аналогиями этому символу.» (пар. 338)

  • Слайд 73

    Часть 6 Общие выводы и применение идей в терапии

  • Слайд 74

    Коллективное бессознательное

    «Как ни резко разделены индивиды содержанием своего сознания, они тем самым сильнее сходятся в области бессознательной психологии. … Различия возникают лишь через индивидуацию. … Бессознательное среди прочего состоит из остатков недифференцированной архаической психики, включая ее животные стадии». «Индивидуальное содержание сознания представляет наименее благоприятный объект для психологии» «По причине своей сверхиндивидуальной универсальности предметом истинной психологии, … является прежде всего бессознательное» (пар. 258) «Жизнь психического и есть жизнь человечества. Поднимаясь из глубин бессознательного, психическое стремительно изливается из корня целостного человеческого коллектива, поскольку индивид является, выражаясь биологическим языком, только веточкой, отломанной от матери и пересаженной в ту или иную почву» (пар. 296)

  • Слайд 75

    Сепарация и Индивидуация

    Беспрерывное соотношение между сознательным и бессознательным уровнем существования необходимо для психического здоровья и развития Эго-Самость – если это отношение живо, то оно позволяет удерживать сознание своей уникальной индивидуальности и связь с более широким уровнем человеческого существования Индивидуация – процесс балансирования этих двух состояний Соединение противоположностей в человеческой душе Задача индивидуации – как знать мать, но не потеряться с ней, в матке регрессивных мечтаний и инфантильных желаний, как питаться материнским, сохраняя индивидуальность и автономию

  • Слайд 76

    Важный теоретический посыл для терапии

    Юнг следует традиции Флурнуа а не Фрейда, анализируя продукт фантазии, а не историю пациента, он намеренно не обращается к анамнезу Мисс Миллер, а скорее находит в ее фантазиях зерна развития, свойственные человеческой природе в целом. «Отпадает что-то такое, что мешает аналитику в его повседневной работе поднять взор от томительной, тягостной мелкой работы к тем далеким связям, которые соединяют всякий невротический конфликт с человеческой судьбой в целом» (пар. 252) О том, что редуктивное понимание проблем должно быть достигнуто в начале терапии (пар.342) Удержание конфликтов в сознании как непременная часть любой психотерапевтической процедуры (пар. 95) – в связи с христианской идеей греха и покаяния О полезности регрессии Двигаться с помощью амплификации к выявлению коллективного смысла индивидуальной фантазии Чувствовать основные потоки либидо, что очень трудно, потому что они часто в конфликте (пар. 89) Применение идеи индивидуации в терапии, а не поиска разрешения внешней ситуации

  • Слайд 77

    Связь этой книги с развитием идей Юнга

    Телос, целеполагающая способность психики Психика всегда против инстинктивного поведения – opus contra naturam Коллективный аспект человеческого опыта Принцип эквивалентности Нейтральная моральная окраска энергии Необходимость балансировать односторонность, компенсаторность Метод амплификации Символ как ключевое понятие аналитической психологии Отличное от Фрейда понимание регрессии – для Фрейда регрессия – путь назад, для Юнга – возвращение к центру и возможность обновления и последующего возвращения обратно Индивидуация как она отражена в эпосах о героях Мать и герой – метафоры бессознательного и сознания и метафора психологии развития Исследование архетипа Анимуса Заложена основа идеи Архетипов

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке