Презентация на тему "Очерки по психологии бессознательного"

Презентация: Очерки по психологии бессознательного
Включить эффекты
1 из 90
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Очерки по психологии бессознательного". Презентация состоит из 90 слайдов. Материал добавлен в 2018 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 12.27 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    90
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Очерки по психологии бессознательного
    Слайд 1

    Очерки по психологии бессознательного

    Учебный семинар

  • Слайд 2

    Основные темы, затронутые в этом томе

    Понимание невроза. Невроз в начале и середине жизни, кризис середины жизни. Коллективные предпосылки невроза Эрос и власть – великие противоположности. Влияние установки исследователя на его теории, необходимость компенсации. Интроверсия и экстраверсия Энантиодромия Отношения между Эго и бессознательным Индивидуация Трансцендентная функция Персона Тень Анима и Анимус Перенос, его архетипический аспект Понимание сновидений, объективное и субъективное толкование сновидений Активное воображение

  • Слайд 3

    Наш семинар

    Понимание невроза Отношение между Эго и бессознательным Методы аналитической психологии и случаи из практики Юнга Архетипы коллективного бессознательного

  • Слайд 4

    История написания эссе

    В 1916 году, выйдя из своего кризиса и ночного путешествия души, Юнг публикует работу «Структура бессознательного», в которой формулирует разные способы взаимодействия личности с бессознательным, а также свои основные идеи о структурных элементах бессознательного. Это эссе легло в основу одной из работ, которую мы будем читать сегодня. Оно было переработано позднее, как и большая часть ранних работ Юнга, к которым он возвращался неоднократно. В это время Юнг уже отразил «ночное путешествие души» в дневниках. В нашем семинаре образы из личных дневников будут сопровождать нас и иллюстрировать его теоретические идеи.

  • Слайд 5

    Пионеры в исследованиях невроза

    Жан-Мартен Шарко (1825-1893) основатель учения о психогенной природе истерических симптомов Пьер Жане (1859-1947) Основатель системы динамической Психиатрии, связующее звено с предыдущим поколением (Шарко) Его корни уходят в Просвещение Йозеф Брейер(1842-1925) Изучение предыстории психической травмы Понимание, что лишь сознательный разум подвержен симптому Наличие травмы как причины симптома

  • Слайд 6

    Зигмунд Фрейд (1856-1939) Изначальная теория Фрейда – теория реальной травмы соблазнения как источник невроза, которую он позже отринул, убедившись в часто фантазийной природе этих историй. В этой первой теории Фрейда бессознательное заменяется внешним фактором травмы. В 1894 появилась новая и ключевая для терапии будущего концепция защиты, помогающей иметь дело с невыносимыми чувствами, которые происходят если не из реальной травмы, то из комплекса идей, связанных с сексуальностью. То есть бессознательное признается как внутренний фактор влияния, и представляется скоплением недопустимых для сознания перверсных впечатлений. Чтобы человек обрел психическое равновесие необходимо вернуть вытесненный материал в сознание – «где было Оно (бессознательное), должно стать Я» - утверждал Фрейд. Эдипов комплекс как ядро любого невроза. Любовь как предоснова травмы – скрытый от самого невротика эротический конфликт – самый частый участник невроза Способы выявления конфликта – свободные ассоциации, ассоциативный тест, анализ сновидений

  • Слайд 7

    Отношения между Эго и бессознательным у Фрейда

    Фрейд первым привнес в динамическую психиатрию идею о необходимости привлечения сознания пациента (взамен идеи гипноза) – через концепции свободных ассоциаций, сопротивления и переноса. Теория интерпретации сновидений последовала за этим. Отношение между манифестным и латентным содержанием сна похоже на отношение между симптомом и вытесненными воспоминаниями или идеями. Другая гениальная теория Фрейда касалась психопатологий повседневной жизни. В теории драйвов – момент зависимости от бессознательного, его опасная, инфантильная суть. 1915 метапсихология Фрейда: Топографическая концепция (сознание, подсознание, бессознательное) Динамическая концепция – конфликты между различными силами и драйвами Экономическая концепция – саморегуляция через принцип удовольствия и принцип реальности 1920 По ту сторону принципа удовольствия Под влиянием событий собственной жизни и отталкиваясь от эссе Фехнера Фрейд выделяет два основных драйва – Эрос и Танатос. На тот момент эта идея витала в воздухе (Новалис, Токарский, Мечников, Шпильрейн) Еще через несколько лет Введение понятий Ид, Эго и Суперэго Более зрелая теория про отношения Эго и бессознательного

  • Слайд 8

    Альфред Адлер о неврозе

    В публикации 1912 года «Невротический характер» Адлер определяет свои ключевые идеи: Телеологический характер человеческой психики и личности. Жизненные цели и мотивации сформировались в раннем детстве, как компенсация неполноценности, и остаются несколько неясными и в основном бессознательными. Если чувство неполноценности слишком сильно, цели становятся нереалистичными и всегда имеется значительное расхождение между сознательными и бессознательными жизненными целями, которые вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания вместо целей, которые вели бы к реальным достижениям. Стремление к власти как смысл и цель жизни человека, для конвертации чувства неполноценности в чувство превосходства, в целостность. Комплекс по Адлеру – точка из которой может вырасти индивидуальность по средствам гиперкомпенсации Тестирование самостного идеала через напряжение этической и социальной нормы. Считал эгоцентричность следствием гиперкомпенсации. Его метода практики включали юмор, использование исторических примеров, парадоксальные интенции, использование обучения и социальной системы. Альфред Адлер 1870-1937

  • Слайд 9

    Влияние Фридриха Ницше (1844-1900)

    Расколотая, проблематичная личность Сын священника протестанта рано утративший веру Отшельник, человек, сражавшийся с болезнью Философский и моральный нигилизм Ницше как необходимая основа для создания нового мира, общества и этики Наряду с Достоевским и Ибсеном, Ницше разоблачал самообман, бывший в основе жизни современного человека Ницше пишет о важности инстинктов и о том, что лучшее моральное состояние это сублимация худшего в человеке и видит в отказе от инстинкта источник цивилизации Концепция сверхчеловека, как превосходящего самого себя, свою фальшивую мораль и глубоко сидящий агрессивный инстинкт Заратустра - От инстинкта Эроса к инстинкту к власти? (пар.40) Ницше является источником идей Фрейда, Адлера и Юнга. Юнг открыто признавал влияние Ницше в вопросах взгляда на зло, инстинкты, бессознательное, архетипы, сны, тень, персона, мудрый старец, и многие другие ключевые идеи.

  • Слайд 10

    1. О неврозе

    Сравнение подходов Фрейда и Адлера, позиция Юнга

  • Слайд 11

    Современное определение невроза

    Хроническое или повторяющееся расстройство, которое характеризуется в основном тревогой, которая проявляется сама по себе или в сопровождении таких симптомов как обсессия, компульсия, фобия, или сексуальная дисфункция. Невроз подразумевает отсутствие нарушений в сфере тестирования реальности и организации личности, и присутствие симптомов, вызывающих страдание.При неврозе бессознательный конфликт выражается именно через эти симптомы. Современное понимание невроза предполагает то, что невроз является частью нормального человеческого опыта и в той или иной форме знаком большинству людей. Невроз не является диагностической категорией – он был устранен из диагностики в DSM - III

  • Слайд 12

    Проблема невроза обостряется, когда символическое поведение, которое призвано защитить личность от невыносимой психической боли, становится самодеструктивным, препятствует удовлетворению реальных потребностей, и только усиливает тяжесть ситуации.

  • Слайд 13

    Основное свойство невроза Тревога?

  • Слайд 14

    Упражнение 1

    В парах: расскажите партнеру о каком-либо невротическом симптоме, который Вы пережили сами или приведите пример клиента. Почему и зачем психика нуждалась в таком симптоме? Партнер помогает сформулировать символическое значение симптома, задавая вопросы. Потом повторим упражнение в другую сторону.

  • Слайд 15

    Упражнение - продолжение

    Были ли Ваши вопросы о прошлом, настоящем или о будущем? Коснулись ли Вы вопросов любви, контроля? Обнаружили ли Вы в симптоме проспективное, телеологическое значение и смысл?

  • Слайд 16

    Разбор случая дамы с симптомами тревоги и нервной астмы

    Параграфы 44-55 В малых группах – проанализируйте случай с точки зрения Юнгианского анализа подобно тому, как Юнг разбирает его по Фрейду и по Адлеру Расскажите свои выводы в общем кругу

  • Слайд 17

    Эрос и воля к власти

    Как мы ощущаем их взаимодействие в своей жизни? Можем ли мы считать что Эрос ближе к бессознательному, а воля к власти ближе к Эго? (пар 55) Соответствие Эроса экстравертной установке и воли к власти интроверсии?

  • Слайд 18

    Эрос

    «Эрос – фигура сомнительная и всегда останется таковой, как бы на нее ни реагировали будущие законодатели. С одной стороны, он символизирует исконно животную природу человека, … С другой стороны, он связан с высшими формами духа. Но он преуспевает лишь тогда, когда дух и инстинкт пребывают в гармонии. Если он не достает того или иного аспекта, то это наносит ущерб или по меньшей мере ведет к несбалансированной односторонности, которая легко может перейти в патологию» Юнг,(пар. 32)

  • Слайд 19

    «Человек может вынести без вреда лишь определенное количество культуры. Бесконечная дилемма «культура-природа» всегда есть вопрос слишком много или слишком мало, а не либо-либо» (пар 41) «Воля к власти является столь же могущественным демоном, что и Эрос, и дана человеку изначально» (пар. 42) «То, что у отдельного человека называется волей, у наций именуется империализмом, так как воля есть демонстрация власти над судьбой, то есть исключение случая. Цивилизация есть рациональная целенаправленная сублимация свободных энергий, вызванная волей и намерением» (пар. 74) Воля к власти

  • Слайд 20

    Сравнение позиций Фрейда и Адлера

    «но как это получается, что каждый исследователь видит только одну сторону и почему каждый настаивает на том, что именно он владеет правильным пониманием? Должно быть, это происходит потому, что в силу своих психологических особенностей каждый исследователь видит в неврозе прежде всего то, что этим особенностям соответствует.» Юнг намекает на экстравертность установки Фрейда и интровертность установки Адлера. Он говорит о необходимой для каждого из них компенсации другим. Обе теории имеют частичный характер, они редуктивны и деструктивны (пар. 67) «Редуктивные методы – растворители неполноценной формы, в которой представлена энергия» (пар. 71) «человеческая психика, будь она больной или здоровой, не может быть объяснена путем редукции» (пар. 67) Эрос и воля к власти – противоположности? (пар. 78) Описание диалектики интроверсии и экстраверсии (пар. 81) Юнгианская матрица характера, где аффект, власть и воображение выделены как три основных конфликта – это наверное Фрейд, Адлер и Юнг

  • Слайд 21

    Сравнение динамики экстраверта и интраверта

    Пар 81 - 84 Важная точка входа в замок, где динамика меняется – вход в замок как углубление в отношения

  • Слайд 22

    Юнг о неврозе

    «при неврозе наличествуют 2 тенденции, совершенно противоположные друг другу, одна из которых бессознательна. (… часто действительное скрыто в тени, а фальшивое доминирует в сознании…) Это положение намеренно сформулировано в общих терминах, ибо я хотел подчеркнуть, что патогенный конфликт носит личный характер, но он одновременно и общечеловеческий, ибо отсутствие единства с самим собой есть признак современного человека» (пар. ?) Невроз – безуспешная попытка решить коллективную проблему внутри собственной личности (пар. 18)

  • Слайд 23

    О невротиках

    «Существуют обширные массы людей которые несмотря на их явную бессознательность, никогда не станут невротиками. Лишь те немногие, отмеченные подобной судьбой, и есть «высшие» люди, однако, слишком задержавшиеся на первобытной ступени. Их природа не могла в течение длительного времени вынести несвойственную им тупость. Вследствие узости своего сознания и ограниченности своего существования они сэкономили энергию, которая мало-помалу скопилась в бессознательном и наконец взорвалась в виде более или менее острого невроза. Этот простой механизм не обязательно подразумевает какой-то план. Для объяснения за глаза вполне хватило бы понятного стремления к самореализации. Можно было бы говорить и о позднем развитии личности» Юнг, (пар. 292)

  • Слайд 24

    В чем ценность и смысл невроза? (пар. 68)

    Телеологичность симптомов (пар. 67) Возможность для выхода энергии (пар. 71) Невроз приглашает ко встрече с тенью Невроз отодвигает Эго в сторону, давая шанс великой связи с самостью быть увиденной Энергетическое понимание невроза и психики (« идея энергии и ее сохранения должна быть изначальным образом, дремлющем в коллективном бессознательном» (пар. 108))

  • Слайд 25

    Невроз на разных возрастных этапах

    Невроз адаптации. Анализ архетипических образов не актуален, показан редуктивный анализ. ( пар. 73, 113) Сравнение невроза адаптации и невроза второй половины жизни, где погружение в коллективное бессознательное необходимо (пар. 88-92 )

  • Слайд 26

    «Но было бы большим заблуждением полагать, например, что жизнь женщины исчерпана с наступлением менопаузы. Вторая, послеполуденная половина человеческой жизни столь же богата смыслом, как и первая; только ее смысл и замысел совсем иные. Человек имеет две цели; первая – природная, порождение потомства и все дела, связанные с заботой о нем, к которым также относится материальное и социальное положение. Если эта цель исчерпана, то начинается другая фаза – культурная цель. В достижении первой цели помогает природа, и кроме того, воспитание и образование; в достижении второй цели нам помогает немногое или даже совсем ничто.» (пар. 114) О второй половине жизни

  • Слайд 27

    «Смена профессии, разводы, религиозные обращения, разные виды отступничества являются симптомами этого резкого перемещения в противоположность. Отрицательным моментом в столь резком переходе в противоположность является то, что прежняя жизнь вытесняется и тем самым порождается столь же несбалансированное состояние, какое было прежде, когда противоположности сознательных добродетелей и ценностей были еще подавленными и бессознательными.» (пар.115) «Вопрос заключается не в переходе в противоположность, а в сохранении прежних ценностей наряду с признанием их противоположности. Естественно, это означает конфликт и разлад с самим собой» (пар.116) Энантиодромия

  • Слайд 28

    Метапозиция Юнга

    «Психологическая теория, если она должна быть чем-то большим, чем только техническим инструментом, должна базироваться на принципе противоположности, ибо без этого принципа она может реконструировать лишь ту или иную невротически несбалансированную психику. Без противоположности не существует равновесия, ни саморегулирующейся системы. Психическое и есть такая саморегулирующаяся система» (пар. )

  • Слайд 29

    Юнг не отрицал значения травмы в этиологии невроза, но больше уделял внимание индивидуальной психологии и психической диспозиции индивида, то есть комплексам и их констелляции Особое значение для Юнга имело не просто осознание комплексов, но осознанное усилие личности удержать комплекс, а значит и конфликт в сознании – взаимное проникновение сознания и бессознательного Лилиан Фрей-Рон, От Фрейда к Юнгу

  • Слайд 30

    Современное Юнгианское понимание невроза - невроз психологии

    В 1934 году Юнг пишет, что «психологии надо многое забыть и многому научиться, чтобы перестать воспринимать саму себя невротически». Он критикует Фрейда за то, что невротическое мышление было поднято до ранга теории в психоанализе. То есть невроз не у клиента, и доктор не лечит его, но невроз содержится в самой практике психотерапии.

  • Слайд 31

    Гигерих о теории невроза Юнга

    Оба Фрейд и Юнг признавались в отсутствии энтузиазма к излечению, и вообще к отдельным людям, по сравнению с большими аспектами жизни, и возможно поэтому их предназначением была психология. Кривая линия, которой следует психолог, встречает на пути клиента и проблему, но возвращается туда, откуда выходит. Пациент включается в такое движение, но не как фиксированнная ригидная структура, а как что-то текущее и прозрачное. Только включение в циркуляцию является реальной инициацией. Юнг всегда размышлял не над тем, хороша ли или плоха та или иная теория, а о том, почему именно такая теория родилась у Фрейда, а другая у Адлера итп. Типология не смогла это полностью объяснить, и Юнг развил гораздо более тонкую и полную архетипическую теорию. Душа – и пациент и доктор, - одновременно и объект и субъект и абсолютное условие для наличия сознания.

  • Слайд 32

    Вольфганг Гигерих о понимании невроза Юнгом

    совместное погружение в третье, в «общее бессознательное». Вместо того, чтобы асимметрично концентрироваться на пациенте, оба теперь обращают внимание на объективный третий фактор. Этот третий фактор – это душа, которую не надо воображать как индивидуальную принадлежность каждого из двух, у нее есть независимая реальность. Это мир комплексов и архетипических образов, взглядов и стиля осознанности, и это и есть психология в самом широком смысле нашего понимания, включая наши идеи о душе, ее патологии и терапии. Психологические теории очень важны для итога психотерапии, присутствуют с самого начала и во многом определяют ее течение. (Невроз психологии или третье из двух)

  • Слайд 33

    Встреча с коллективной тенью, регрессия в патологию

    Идея глубинной психологии предполагает встречу современного человека с тем, на что он хотел бы закрыть глаза, например, Фрейд принес встречу с сексуальностью в Викторианский мир, а Юнг акцентировал внимание на тени и пытался интегрировать понятие зла даже в образ Бога. Если принцип психологии – это освобождение от вытеснений и подавлений, то терапевт не будет говорить с пациентом о симптомах, а позволит ему регрессировать, то есть пойти дорогой своей патологии. Однако в психологической теории нет полного принятия патологии, это временное принятие (регрессия во имя большего прогресса). В своих мыслях мы продолжаем отрицать отрицательное.

  • Слайд 34

    О неврозе психологии

    Наша теория полна тем самым Эго, которое невроз призван отодвинуть, как пишет Юнг. Герой – наш прототип здорового развития. А ведь именно герой фатально отделяет левую руку от правой, золото от помоев, и так создает невротическую фантазию, то есть состояние диссоциации там, где раньше была целостность. Когда такое Эго встречается с последствиями своей жестокости и устает показывать силу, оно желает раствориться в великом оыте, в чем-то необыкновенном, что не может быть достигнуто в обычной жизни. Такое Эго будет ждать нереального нуминозного опыта, особенного Архетипического сна, медитировать…

  • Слайд 35

    Юнг описывает основное зло невроза как потерю «великой связи». Тот, кто отрицает великое, должен обвинять мелочное. Так, мы ищем причины проблем в мелочном: сексуальность или биологические инстинкты, плохая мать, структура семьи, отношения в обществе, органический дефект, младенческие переживания, родовая травма… Защитные механизмы смещения и проекции работают, наш интерес смещается из сферы психологии в биологию, медицину, политику, да и невроз вынесен далеко вне нашей души и превращен во внешний фактор. Юнг же считал, что невроз зарождается в душе человека.

  • Слайд 36

    Синтетический или конструктивный метод

    «Трансцендентная функция обозначает естественный процесс, проявление энергии, являющейся результатом напряженного взаимодействия противоположностей и состоящей в чередовании процессов фантазирования, спонтанно возникающих в снах и видениях.» (пар. ) Литературные примеры: Фауст Гете Аврелия Жерара де Нерваля Фильмы: Практические методы синтеза – амплификация и субъективный подход

  • Слайд 37

    Сон для синтетического и редуктивного толкования - упражнение

    Сон о крабе (пар. 123) В двух группах. Работаем сначала над редуктивным и объективным толкованием, потом – над субъективным и синтетическим.

  • Слайд 38

    Краб

    Недифференцированная неочеловеченная часть либидо, бурное инфантильное желание (пар. 133), но и источник будущего здоровья (пар. 134) Неосознанность проекций – краб скрыт под водой (пар. 140) Выход на перенос от краба (143-147) Параллели с мифами о борьбе героев с чудовищами, Иона, песнь о Гайавате Лонгфелло (159-160)

  • Слайд 39

    Проблемы редуктивной интерпретации (пар. 129) -неточно учитывает ассоциации Не дает понять смысл центрального символа – краба -не соотносит краба со сновидицей Суть субъективной интерпретации (пар. 130) Препятствие находится внутри клиентки, проецируется на подругу (пар. 131) Страх перед коллективными содержаниями (пар. 157) Пока индивидуальное и коллективное неразличимы невозможно перейти реку (пар. 159) Негативный характер коллективного бессознательного в этом сне (пар. 161) – болезненность фантазий клиентки – опасность соблазнения ее мифологией, учитывая непрожитость жизни О том, что сновидение можно принимать прямо (162) Заключение о невозможности перехода (пар. 165)

  • Слайд 40

    О сновидениях

    Пар 162, 170 Пар. 170-181 – показан смысл инициального сна в терапии (сон про Лурдский собор) – сравнить с описанием тех же снов в тевистокских лекциях. Насколько я помню, там он не так позитивен как здесь, где он говорит о позитивном уклоне бессознательного. Пар. 189 – о возможных неправильных толкованиях Пар. 199 – о драматизме и реализме толкования сновидения Пар. 210 Пар. - о субъективном и объективном подходах Пар. – толкование редуктивное и синтетическое

  • Слайд 41

    Видение психики Юнгом

  • Слайд 42

    Юнг о бессознательном

    Поскольку бессознательное – не просто зеркальное отражение, а самостоятельная продуктивная деятельность, то сфера его опыта есть особый мир, о котором можно сказать, что он воздействует на нас, как и мы воздействуем на него, - точно также как мы говорим о внешнем мире как сфере опыта. (пар. 292) Красивейшее описание индивидуации и коллективного бессознательного (пар. 275) О соматических опасностях исходящих от бессознательного, если мы находимся в разладе или противопоставлении с ним (пар. 194-195)

  • Слайд 43

    Бессознательное находится в постоянной активности и комбинирует материал в целях служения будущему. Оно продуцирует сублиминальные прогнозирующие комбинации столь же успешно, как и наше сознание; только они значительно превосходят сознательные варианты по своей тонкости и значимости. Бессознательное может служить в качестве уникального советчика, проводника и ориентира, если только человек не позволяет сбить себя с правильного пути. (пар. 197)

  • Слайд 44

    Упражнение 3

    В парах: читаем и обсуждаем по несколько параграфов в каждой паре Формулируем для всех о какой форме взаимодействия Эго и бессознательного идет речь в Вашем параграфе? По возможности приводим примеры для иллюстрации из Вашей практики, из кино или литературы.

  • Слайд 45

    Перечисление форм взаимодействия Эго и бессознательного

    155-156 о необходимости синтеза Эго и Бессознательного 221 – 227 ассимиляция – инфляция и подавленность и депрессия. Экстравертность обеих установок. 235 продолжение про ассимиляцию 240 -242 – о необходимости размежевания индивидуального и коллективного 254-259 крушение сознательной установки, регрессивное восстановление персоны 260-265 идентификация с коллективным психическим – по психотическому пути – проглоченость чудовищем, инцест; пророк и ученик пророка; юмор и самокритика 266-269 – восстановление гомогенного бытия, освобождение от персоны, размежевание с коллективными образами и индивидуация

  • Слайд 46

    Юнг об отношениях сознания и бессознательного Бессознательные процессы находятся в компенсаторной связи с сознанием (пар. 274). Их целокупность я называю самостью (пар. 274) «Подлинное разбирательство с бессознательным требует противопоставленной бессознательному сознательной точки зрения» (пар 342)

  • Слайд 47

    Явления, возникающие вследствие ассимиляции бессознательного

    Употребление результатов анализа в интересах невротической установки (пар. 223) Инфляция Эго (конец параграфа 235) или растворенность Эго

  • Слайд 48

    Как переживается объединение индивидуальности и коллективного психического

    «по мере того, как растет влияние коллективного бессознательного, сознательный разум теряет свою лидирующую роль. Незаметно он становится ведомым, в то время как бессознательный и неличностный процесс берет руководство на себя.» (пар. 251)

  • Слайд 49

    «НО если бессознательные содержания прорываются в сознание и наполняют его зловещей силой убеждения, то встает вопрос о том, как индивид будет на это реагировать. Будет ли он взят в плен этими содержаниями? Или доверчиво признает их? Или же отвергнет? (Я не рассматриваю здесь идеальную реакцию, а именно критическое понимание (перенос)). Первый случай – это паранойя или шизофрения, второй – случай эксцентрика с предрасположенностью к пророчеству (проглоченность чудовищем, позиция пророка или ученика пророка), в третьем случае мы имеем дело с регрессивным восстановлением персоны. (пар. 254) Способы отчуждения самости (пар. 267)

  • Слайд 50

    Опасности утери связи с бессознательным

    В случае противопоставления Эго и бессознательного оно становится опасным источником неприятных ситуаций Резкие размежевания и оппозиции сознательного и бессознательного, которые мы столь отчетливо видим у конфликтных, невротических натур, почти всегда вызваны заметной односторонностью сознательной установки, дающей абсолютный перевес одной или двум функциям, отчего остальные неоправданно вытесняются на задний план.» (пар. 359)

  • Слайд 51

    Здоровые отношения Эго и бессознательного

    Трудное сближение двух сфер «.. Для развития личности абсолютно необходимо строгое размежевание с коллективным психическим, так как любое частичное или недостаточное размежевание ведет к немедленному растворению индивидуального в коллективном.»

  • Слайд 52

    Простодушные люди никогда не отделяли эти вещи от индивидуального сознания, потому что ведь эти боги, демоны итд. рассматривались не как психические проекции, но как сами собой разумеющиеся реальности. Лишь в эпоху Просвещения обнаружили, что Боги все же не существуют в действительности, а являются проекциями. Тем самым с Богами было покончено. Но с соответствующей им психической функцией покончено не было, напротив, она ушла в сферу бессознательного, из-за чего люди оказались отравленными избытком либидо, который прежде находил себе место в культе божественных образов. (пар. 150) Юнг о катаклизмах пост Просвещения и предпосылках коллективной проблемы нарциссизма и Эго инфляции

  • Слайд 53

    Эго по Фрейду, Эго комплекс у Юнга

    У Фрейда Эго – психическая структура, осуществляющая медиацию между социальными ожиданиями (Суперэго) и инстинктивными драйвами (Ид) Для Юнга это комплекс представляющий саморепрезентации, более или менее осознанно или бессознательно эмоционально окрашенные Эго у Юнга – центр сознания и защитный комплекс одновременно

  • Слайд 54

    Основные функции Эго по Юнгу

    Эго как комплекс идентичности - субъективное самоопределение личности,   Эго как центр сознания (Эго как комплекс сознания),   Эго как источниксмыслов, рассудка, интеллекта(Эго как комплекс мышления),   Эго как комплекс воли и мотивации, Эго как защитный комплекс (герой, убивающий дракона) Эго как партнер в диалоге с бессознательным

  • Слайд 55

    Убийство Зигфрида

    Зигфрид: “Моя власть, сила, гордость.” 18 декабря 1913

  • Слайд 56

    Идеи Фрейда об отношениях Эго и бессознательного, Лилиан Фрей Рон, стр 50

    Позитивист Фрейд считал религию опасным универсальным неврозом. В Тотем и табу Фрейд проследил истоки Эдипова комплекса в обрядах и табу примитивных племен. Редуктивный анализ Где было Ид там будет эго Проспективный анализ Расширение сознания, обогащение Учесть и услышать бессознательное Регрессия в бессознательное и обновление как она амплифицирована Юнгом в Символах трансформации Анализ сопротивлений и переноса Разоблачение инфантильного желания Редуктивное толкование сновидений Сепарация Синтетическое толкование сновидений Проживание регрессии и архетипических Аспектов переноса Активное воображение Амплификация

  • Слайд 57

    Важная оговорка

    Юнг не отрицает важности редуктивного анализа. Он многократно повторяет: «В подавляющем большинстве случаев адаптация к реальности требует столь огромной работы, что внутренняя адаптация к коллективному бессознательному долгое время вообще не рассматривается.» (пар. 252)

  • Слайд 58

    Персонофицированные архетипы и Индивидуация

  • Слайд 59

    Индивидуация

    Цель за пределами описанных выше возможностей (пар. 266) Индивидуация и коллективное (пар. 267) «Цель индивидуации сводится к тому, чтобы, с одной стороны, избавить самость от ложных покровов персоны, а с другой стороны, - к высвобождению от суггестивной власти архаических образов» (пар. 269)

  • Слайд 60

    Естественная логика развития идей Юнга

    Ассоциативный тест Диссоциативность психики (Яркие примеры в психопатологии, но в то же время это нормальное свойство психики, источник игры и креативности, диссоциированные структуры имеют черты субличностей, иногда ярко выраженные – как у кузины Юнга) Комплексы (вместо идей вытеснения и защит Юнг предлагает идею «субличностей» - поздний Фрейд с идеей вертикальных расщеплений (1932) ближе к Юнгу) Теория невроза Юнга (при неврозе в конфликт вступают диссоциированные комплексы, по крайней мере один из которых бессознателен) Архетипическое ядро комплекса От комплекса к Архетипу Индивидуация

  • Слайд 61

    Архетипические «ядра»

    Структурирующие элементы Юнг называет их “органами психики” Он пишет об “общем наследии”, о филогенетическом аспекте Межкультурные параллели….

  • Слайд 62

    Более глубокий взгляд на архетипические «ядра»

    Больше чем структура Труды Юнга не раскрывают идею полностью, и ничьи другие тоже, они скорее обозначают феномен Кроме свойства автономности, они похоже являются источниками креативности, источником идей, реакций, эмоций, поведений, восприятий, интуиций По сути, они персонифицированы, обладают свойствами субличности Они одновременно карикатурно стереотипны (жанр) и трансцендентны Одна из наиболее широко известных, недопонятых и упрощаемых идей Юнга

  • Слайд 63

    Об архетипах

    Определение архетипов (пар. 151 - 152) Распознание архетипов является значительным шагом вперед. Магическое или демоническое воздействие, исходящее от ближнего, исчезает благодаря тому, что таинственное чувство сводится к некоторой определенной величине коллективного бессознательного. Но теперь перед нами встает совершенно новая задача: вопрос о том, каким образом Эго должно разобраться с этим психологическим не-Эго. Можно ли довольствоваться констатацией существования Архетипов и предоставить вещам самим позаботиться о себе? (пар. 155) Их надо разделить: «до тех пор пока коллективное бессознательное и индивидуальное психическое образуют неразличимую соединенную пару, дальнейшее продвижение вперед невозможно..» (пар. 159) Юнг пишет о необходимости осознанного синтеза современного Эго и «темнокожей бестиальности» под ним (пар. 156) Архетип есть динамический образ, фрагмент объективной психики, которую понимают правильно лишь тогда, когда переживают ее как живую противоположность ( пар. 184)

  • Слайд 64

    О Персоне

    «Сознательная личность есть более или менее произвольный компонент коллективного психического. … Этот произвольный фрагмент коллективного психического, часто формируемый весьма болезненно и с большим трудом, я называю Персоной» (пар. 243-245) «Компромисс между индивидом и обществом в вопросе о том, как должен выглядеть человек» (пар. 246) «… в специфическом своеобразии и ассортиментном изображении персоны уже заключено нечто индивидуальное, и несмотря на исключительную идентичность Эго-сознания и Персоны, здесь всегда присутствует бессознательная самость, подлинная индивидуальность и если не прямо, то хотя бы косвенно дает о себе знать.» (пар. 247) Регрессивное восстановление персоны (пар. 259) Базовое определение Персоны (пар. 305)

  • Слайд 65

    Тень

    18января 1914 Демоны и колдуны Интеграция Эго и темнокожей Бестиальности (пар. 155-156)

  • Слайд 66

    Анима

    Источники – материнское имаго, собственная женственность мужчины, унаследованный коллективный образ женщины Компенсаторные отношения Анимы и Персоны (пар. 309) «До тех пор, пока Анима бессознательна, она спроецирована, ибо все бессознательное всегда проецируется» (пар. 314) Мужские инициации в архаичных племенах 316-31 7, 320 анима выполняет функцию матери для неинициированных мужчин 344-359 клиент с фантазией про тонущую невесту

  • Слайд 67

    Упражнение 3

    В парах вспомните важную для себя любовную историю. Расскажите партнеру, с чем вы вышли из нее – что в Вас изменилось?

  • Слайд 68

    Встреча с Илией, Саломеей и Змеем

    Силы моей глубины: Илия= провидчество Саломея= слепое удовольствие Змей= земная бессознательная природа человека ♦ “Саломея любит меня, а я ее боюсь.” 20 декабря 1913

  • Слайд 69

    Анима в церкви 29января 1914

  • Слайд 70

    Анимус

    Патриархальность Юнга в пар.329-330 «Если анима создает настроения, то анимус – мнения» Об анимусе(пар. 334-335)

  • Слайд 71

    Инкуб и суккуб – образы негативных анимы и анимуса

    Генри Фюзели, Кошмар, 1802 год

  • Слайд 72

    «В той степени, в которой пациенты принимают активное участие в процессе (переживания бессознательного), персонифицированные фигуры исчезают. Они становятся функцией отношений между сознанием и бессознательным.» (пар. 370) «Цель –овладение анимой в качестве автономного комплекса и преобразование ее в функцию отношения между сознанием и бессознательным» (пар. 374)

  • Слайд 73

    “Я отправился в далекую страну где жил великий волшебник, о ком я был наслышан.” 27 января 1914 Мана личность. Отец пророков, Любовник многих, Филемон

  • Слайд 74

    Методы

    Как Юнг переводит теории в практику анализа

  • Слайд 75

    О методе

    Цель лечения сводится к тому, чтобы как можно вернее понять сновидения и прочие проявления бессознательного, - прежде всего, чтобы препятствовать формированию становящейся со временем опасной бессознательной оппозиции, а также чтобы по возможности использовать лечебный фактор компенсации (пар. 187) Пар. 342 – о том, что врач не знает

  • Слайд 76

    Ночное плавание по морю

    “Как путешествие без конца” Корабль солнечного героя Дух глубин 9 января 1914

  • Слайд 77

    Методы познания бессознательного материала

    Гипноз Ассоциативный тест Анализ сновидений Перенос Синтетический метод Амплификация Активное воображение

  • Слайд 78

    О переносе в контексте выманивания энергии

    Редуктивный анализ не помогает это сделать (пар. 76) Реальный объект представляет гораздо более привлекательную возможность для течения энергии чем любая самая восхитительная этическая деятельность (пар 93) Перенос – лучшее средство выманить энергию пар. 94-96

  • Слайд 79

    Либидо обретает новый объект архетипического масштаба

    Опасность архетипических проекций на аналитика – идеализация и обесценивание Опасность архетипических интроекций – самовозвеличивание и самоуничижение Юнг снова обращается к идее регрессии за пределы личного опыта Грандиозность возникающих архетипических переживаний – Юнг приводит примеры видения Троицы у Брата Николая из Флюе и видение многоглазой змеи у св. Игнатия. Толкование таких образов с помощью почерпнутых из внешнего источника идей как краденое добро (пар. 119)

  • Слайд 80

    Юнг о работе с переносом

    Пар.206 – 220 Я мог видеть, как трансличностная точка контроля – я не могу назвать это как-то иначе – развивала ведущую функцию и шаг за шагом собирала в себе все до тех пор личностные сверхоценки, как с этим притоком энергии приобретала влияние на сопротивляющийся сознательный разум, причем пациентка сознательно этого не замечала (пар. 216)

  • Слайд 81

    Об архетипическом переносе

    «Итак, мы обнаружили тот объект, который избирает либидо, после того, как оно оказывается высвобожденным из личностной инфантильной формы переноса. Оно следует своему собственному градиенту или уклону, погружается в глубины бессознательного и пробуждает там то, что до сих пор дремало. Оно обнаруживает спрятанное сокровище, из которого всегда черпало человечество, из которого оно извлекало своих богов и демонов и все те убедительные и могущественные мысли, без которых человек перестает быть человеком.» (пар. 81)

  • Слайд 82

    Перенос личный и архетипический

    Промежуточно энергия переносится на аналитика (пар. 95-96) Двойственность матери у Леонардо Мотив двух матерей Параграф 256 важно! «Бессознательное может не только желать, оно может также и отменять собственные желания» (пар. 257) Интересный параграф про дух предков и родительский комплекс (пар. 293) Параграфы 140-150 Обратиться к Дикманну?

  • Слайд 83

    Постъюнгианский комментарий

    «В Юнговской концепции целенаправленной регрессии в анализе либидо направляется за пределы ран раннего детства в коллективное бессознательное. Там может произойти трансформация, при которой случится преобразование в соответствии с самостью и в личности произойдет обновление. Эдингер позже опишет это преобразование как исцеление дефекта на оси Эго-Самость. (Догерти, Вест, Юнгианская матрица характера)

  • Слайд 84

    Описание техники активного воображения

    (пар. 323) «Непрерывная сознательная реализация бессознательных фантазий при активном участии в фантазийных событиях приводит, согласно моим многочисленным наблюдениям, прежде всего к расширению горизонта сознания путем включения в него бессознательных содержаний, во –вторых, к постепенному сокращению доминирующего влияния бессознательного, в-третьих, к изменению личности» (пар. 358) Осознание и переживание фантазий ассимилирует бессознательные функции – процесс, который протекает, оказывая глубокое влияние на сознательную установку. (пар. 360) Дискуссия – что Вам удавалось из этой техники?

  • Слайд 85

    Описание случая пациента с фантазитей об утопившейся невесте

    Описание фантазии - пар. 343-359 «Если бы пациент не преуспел в сохранении своей объективности по отношению к своему настроению, то вместо образа фантазии у него было бы только парализующее ощущение, что все идет к черту, что он неизлечим итд. Но поскольку он дал своему настроению возможность выразить себя через образ, то ему удалось хотя бы небольшое количество либидо – бессознательной творческой энергии в живой форме – сделать сознательным сожержанием и тем самым изъять его у бессознательного» (пар. 349) Мог ли и должен ли клиент активно участвовать в своей фантазии? (размышление про параграф 350) Об относительности реальности – параграф 354 Интерпретация фантазии на субъективном и объективном уровнях (пар. 355)

  • Слайд 86

    О трансцендентной функции

    «Трансцендентная функция действует не бесцельно, а ведет к откровению сущностного человека. Прежде всего это чисто природный процесс, который при определенных обстоятельствах протекает без ведома и участия индивида и может даже насильственно реализовывать себя вопреки его противодействию. … Это производство и развертывание изначальной потенциальной целостности. Символы, которые для этого применяет бессознательное, - не что иное, как образы, которые издавна употребляло человечество для выражения целостности, полноты и совершенства; как правило, это образы четверичности и круга. Этот процесс я называю процессом индивидуации.» (пар. 186)

  • Слайд 87

    Личный опыт Юнга

  • Слайд 88

    Описание случая пациентки, с видением красных камней (пар. 366)

    Дискуссия: психотические ноты, осмысление собственного опыта Где граница между здоровым опытом и инфляцией?

  • Слайд 89

    «Путь трансцендентной функции – индивидуальная судьба. Ни в коем случае не следует полагать, что такого рода путь тождественен психическому отшельничеству. Наоборот, такой путь в принципе возможен и успешен только тогда, когда различные мирские задачи, которые ставят перед собой такие индивиды, решаются в действительности. Фантазия – не подмена жизни, но живые плоды духа, падающие на того, кто отдает жизни свой вклад» (пар. 369)

  • Слайд 90

    Выводы

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке