Содержание
-
Тренинг причинных схем
Девиз: Через усилия - к успеху! Подготовили: Якушина Ю.С. Ястремская А.Г. Кацубо Е.А. Кашлач Е.Н. Христинина О.И.
-
-
1. Психологическая причинность и причинные схемы в учении.
Одним из важных факторов, использовавшихся в программах тренинга мотивации достижения для изменения мотивации учащихся, была так называемая «психологическая причинность». Психологическая причинность представляет собой постоянно действующий фактор, включенный практически во все виды целенаправленного поведения человека. Причинные схемы — это не только рассудочные суждения и оценки. Они всегда связаны с эмоциональной жизнью учащихся, с эмоциональными переживаниями тех или иных результатов и достижений в учении.
-
Успех, объясняемый внешними факторами (легкостью задачи, везением), вызывает, как правило, гораздо меньшее чувство удовлетворения и гордости достигнутым, чем успех, приписываемый действию внутренних факторов (способностям и усилиям). Психологи все реже и реже рассматривают мотивацию учения как лишь простое побуждение, как состояние (желание, интерес, склонность) определенной избирательной направленности учащихся на усвоение учебного содержания. Существуют определенные и достаточно устойчивые типы психологической причинности (причинные схемы), которые могут проявляться в поведении одних и тех же учащихся в самых разных учебных ситуациях.
-
2. Факторы, влияющие на причинные схемы учащихся:
Чем выше мотивация достижения учащихся, тем более дети воспринимают и объясняют результаты своего поведения действием внутренних, нестабильных и произвольно контролируемых факторов. Характер причинных схем существенно зависит от пола учащихся. Возраст детей также влияет на характер их причинных схем. Имеют значение различия в типе культуры.
-
3. Влияния причинных схем на поведение учащихся.
Одной из крайних и наиболее неадекватных форм восприятия причин поведения является так называемая выученная беспомощность. Учащиеся видят основную причину последствий своих действий во внешних и нестабильных факторах, или, попросту говоря, в везении. Это своего рода фатализм — вера в счастливый или, напротив, несчастный случай как основной фактор и успешных, и неуспешных результатов. Выученная беспомощность — это крайне негативная причинная схема. Взрослые должны всячески избегать использования внешних и нестабильных факторов для объяснения и интерпретации успехов и неуспехов ребенка.
-
Важным мотивационным показателем поведения является также уровень притязаний, т. е. уровень поставленной человеком цели или очередного достижения. Если результат приписывается стабильным факторам (способностям и трудности задачи), то уровень притязаний растет; если же достижения приписываются нестабильным факторам (усилиям и везению), уровень притязаний снижается. При определенных сочетаниях уровня притязаний и причинных схем у учащихся могут формироваться так называемые порочные круги приписываний. Причинные схемы влияют не только на уровень академических достижений учащихся, на их представления о себе, уровень притязаний и мотивацию поведения в целом, но и на школьные отметки.
-
4. Программы изменения причинных схем учащихся.
Факторы, определяющие связь причинных схем и поведения: Внутренний фактор(личностные) Внешний фактор(средовые) В ходе исследования учителя решили изменить характер обратной связи, которую учащиеся получали от учителей при ответах и разборах домашних заданий. Было решено, что любые неудачи этих учащихся будут оцениваться и комментироваться учителями только так: «Ты сможешь ответить (сделать) лучше, если ты ... приложишь больше усилий». Этот эксперимент продолжался несколько месяцев. Показатели улучшились.
-
Изменение причинных схем учащихся: Мотивация поведения снижается, если учащиеся приписывают свой неуспех внешним факторам, таким, как невезение или неконтролируемые ими помехи. Мотивация поведения снижается и при объяснении неуспеха действием такого внутреннего фактора, как отсутствие способностей. Наиболее щадящее действие на мотивацию оказывает такая причинная схема, при которой неуспех приписывается недостаточности собственных усилий.
-
Общая классификация возможных причин действия: расположение, или локализация, причин. стабильность причины. подконтрольность причины. Все программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как наиболее оптимальной причине. Дело в том, что это единственная причина, которая находится под волевым контролем испытуемых.
-
5. Причинные схемы в совместной учебной деятельности.
Причинные схемы оказывают решающее воздействие уже не на индивидуальную деятельность человека, а на его совместную деятельность с другими людьми. Особенности влияния причинных схем на социально-психологические условия протекания учебной деятельности и, следовательно, на ее результирующую мотивацию становятся особенно значимыми, когда речь заходит о взаимодействии между учителем и учащимися.
-
Мотивационные эффекты "причинных схем зависят от множества привходящих факторов, условий и обстоятельств. Исследования роли причинных схем в мотивации поведения показывают, что педагогический здравый смысл каждый раз нуждается в проверке результатами психологических экспериментов, научными фактами.
-
ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ :*
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.