Содержание
-
Воображение человека
- Событийность - категория психологии, обозначающая объект и источник развития субъективной реальности в онтогенезе, исторически – меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека, общность людей в бытийном единстве и различённой само – бытности каждого, входящего в эту общность
- Персонализация - ступень субъектности (социального деятельностно-преобразующего способа бытия человека, форма само-действия человека)
-
Воображение
- пассивное воображение (сновидения), воссоздающее воображение (создание образа по его описанию),
- творческое воображение (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом),
- мечта (вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего).
-
- Особая система умственной деятельности, которая, опираясь на способы ориентировки, стремиться к освоению новых способов действий, в результате которых формируются новые образы.
Аналитико-синтетические действия
- Типизация
- Схематизация
- Гиперболизаци
- Заострение
- Агглютинация
-
Механизмы экстериоризации и интериоризации действий
- Подражание
- Рефлексия
-
Виды традиционной творческой деятельности
-
Методы
- метод синектики, где обязательно выполнение четырех специальных приемов, основанных на а) анологии прямой (подумайте как решаются учебные задачи, похожие на данную), б) личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с его точки зрения), в) символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи), г) фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники)
- метод брейнсторминга – форма организации творческого процесса для продуцирования идей и решений в группах
- метод фокальных объектов – признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания объект в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инертность и костность. Так если случайным объектом взят “тигр", а “фокальным", карандаш, то получаются сочетания типа “полосатый карандаш", “клыкастый карандаш". Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.
- метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяются главные характеристики объекта, а затем по каждой из них подбирают всевозможные варианты – элементы
- метод контрольных вопросов, который предусматривает применение списка наводящих вопросов (а если сделать наоборот, а если взять другой материал, а если уменьшить или увеличить, а если изменить форму)
-
Виды мышления
- Практически-действенное
- Наглядно-образное
- Наглядно-схематическое
- Словесно-логическое
- Теоретическое
-
Показатели
- Кубики Косса, методика Векслера (мышление, аналитико-синтетические способности воображения)
- Словарный субтест, методика Векслера (речь, словесное описание образов воображения)
- Креативность воображения, методика Вартегга
- Матрицы Равена (мышление, аналитико – синтетические способности воображения)
- Богатство творческого комбинирующего воображения
- Систематичность и последовательность в течении образов творческого комбинирующего воображения
- Точность длительного запоминания образов
- Легкость запоминания образов
- Яркость воспроизведенных образов воображения
- Точность непосредственного воспроизведения образов
- Богатство представлений в мышлении, воображении
- Логичность суждений и умозаключений
- Последовательность и систематичность мышления
- Легкость осмысливания новых данных
- Связность и последовательность изложения
- Образность речи
- Творческое воображение
- Дивергентная продуктивность
- Приемы воображения (агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация)
- Живость воображения
- Воспроизводящее воображение
- Гибкость воображения (Круги Гилфорда)
- Стереотипность воображения
- Наличие мотивации к решению творческих задач (Методика школа зверей)
-
Среднегрупповые величины показателей в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента
-
Среднегрупповые величины показателей в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента
-
Среднегрупповые величины показателей в контрольной группе на начальном и конечном этапе исследования
-
Среднегрупповые показатели в экспериментальной группе в динамике
-
Литература
- Аболин Л. М., Валиахметов Х. Х. Духовно – нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности.-Казань: Карпол, 2002
- Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология.-М.:Владос-Пресс, 2002
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения .-М.:Академия, 2004
- Зимняя И. А. Педагогическая психология.-М.: Логос, 2000
- Маланов С. В. Психологические механизмы теоретического мышления: теория в науке и учебной деятельности.-Йошкар – Ола, 2001
- Слободчиков В. И. Психология развития человека.-М.:Школьная пресса, 2000
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.