Презентация на тему "Методологические основы психологии"

Презентация: Методологические основы психологии
Включить эффекты
1 из 96
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.34 Мб). Тема: "Методологические основы психологии". Предмет: психология. 96 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Методологические основы психологии
    Слайд 1

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮКурганский государственный университет Кафедра общей и социальной психологии Р.В. Овчарова Методологические основы психологии (мультимедийное сопровождение курса) Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 030301 – Психология Курган 2005 Cодержание Методология психологии как отрасль науки………………………………………………… 2 Теоретические, методологические и естественно научные основы психологии…….. 15 Психофизическая проблема….……………………………………………………………….. 38 Кризис методологических основ психологии………………………………………………...54 Законы и принципы психологии………………………………………………………………...63 Категориальная система психологии………………………………………………...………..71 Проблема объективности научного знания в психологии………………………………...85

  • Слайд 2

    1.Методология психологиикак отрасль науки

    Список литературы Андреева Г.М. Социальная психология.- М.,1996. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2002. Крысько В.Г. Психология в схемах и комментариях к ним. – СПб., 2000. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000. Петровский А.В. Теоретическая психология. – М., 2000. Филатов Ф.Р. Психология. – М., 2002. Г.П.Щедровицкий. Избранное. – М., 1998. План Понятие методологии науки. Разделы методологии науки. Функции методологии психологии. Этапы и уровни методологической деятельности ученого. Методологические проблемы психологии.

  • Слайд 3

    Методология составляет костяк или хребет в организме любой науки: внешний скелет легко отделить от недифференцированной массы теоретических постулатов, тогда как внутренний является их опорой и определяет каждое движение научной мысли. Л.С.Выготский Методология – это система принципов, способов и правил организации и построения различных видов теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе.

  • Слайд 4

    Функции методологии науки

    Она позволяет описывать и оценивать деятельность с точки зрения ее внутренней организации. В ее рамках вырабатываются общие рекомендации и правила - те нормы, которыми следует руководствоваться в конкретном виде деятельности. Функции методологии психологии Интегративная функция. Критико-конструктивная функция. Мировоззренческая и нормативно-аксиологическая функция. Мировоззренческая и ценностно-нормативная функция.

  • Слайд 5

    Методология науки характеризуется следующими особенностями (задачи):

    Научное знание не является простой суммой эмпи-рических фактов. Оно всегда предполагает теоре-тическое основание ,т.е. совокупность доказуемых утверждений (постулатов, допущений, законов и т.д.), образующих исходный баланс теории. Следо-вательно, одна из важнейших методологических задач - установить значимые принципы построе-ния научного знания. Наука представляет собой целую (хотя и внутренне дифференцированную) систему знаний о законо-мерностях и существенных связях определенной области действительности. Методология, разраба-тывая общие нормы научной деятельности, поддерживает системность конкретной дисциплины.

  • Слайд 6

    Научная дисциплина должна включать в себя не только методы объяснения, но и предсказания определенных явлений в определенных условиях, т. е. иметь как теоретическое, так и практическое значение. Другая задача методологии науки – обеспечить ученых способами проверки теоретических положений и внедрения полученных знаний в социальную практику.

  • Слайд 7

    Разделы методологии науки

    Методология философская (включает об-щее теоретическое обоснование принципов познава-тельной деятельности, пояснение базовых условий и границ научного познания; ее основой выступают различные философские учения). Методология общенаучная (объединяет попытки установления и обоснования универсальных правил средств и форм, применяемых к широкому кругу наук; она включает концепции системного научного знания, разрабатывает общие проблемы научного исследования, построения теоретической и эмпирической деятельности). Методология специальная научная (раз-рабатывает те же проблемы, но в рамках конкретной науки).

  • Слайд 8

    Соотношение методологии и науки

    Наука Методология как методика Методология как метатеория (первичная методология) Наука Наука Методология научного исследования (вторичная методология)

  • Слайд 9

    Развитая методология

    наука Наука Методология Теория мыследеятельности Теория деятельности Теория мышления Теория и методика исследования Теория коммуникации ученых комплекс Теория знаний

  • Слайд 10

    Пятиуровневая модель методологической деятельности ученого

    Уровень методики. Уровень методического приема. Уровень метода. Уровень организации исследования. Уровень методологического подхода.

  • Слайд 11

    Методологическая работа

    Не есть исследование в чистом виде. Она включает в себя критику, схематизацию, программирование, конструирование, онтологический анализ и нормирование. Суть методологической работы не столько в познании, сколько в создании методик и проектов. Она не только отражает, но и творит заново. Она соединяет знание об объекте (объектные) со знаниями о деятельности и мышлении (рефлексивные). Она связывает различные знания об объекте со схемами мыследеятельности.

  • Слайд 12

    Сфера методологической работы

    Сферы Проблематизация и постановка задач (проблемы, задачи) Онтологический анализ (схемы и картины) Моделирование (модели) Создание общих знаний (Опытные и эксперимент. факты) Разра-ботка средств И мето- дов

  • Слайд 13

    Основная функция методологической работы

    Снабжать человеческую деятельность проектами и предписаниями (рекомендациями), которые проверяются не на истинность, а на реализуемость.

  • Слайд 14

    Методологические проблемы психологии

    Проблема отсутствия единой научной парадигмы (кризис методологических основ, методологический дуализм). Проблема соотношения физиологического и психологического (психофизическая проблема). Проблема соотношения биологического и социального (проблема индивид-личность). Проблема внутреннего и внешнего (объективно наблюдаемого и субъективно познаваемого).

  • Слайд 15

    2.Теоретические методологические и естественнонаучные основы психологии

    Крысько В.Г. Психология в схемах и комментариях к ним. - М.,2000. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. Список литературы План Теоретические основы психологии. Методологические основы психологии. Естественно-научные основы психологии.

  • Слайд 16

    Методологические основы

    Диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности и психики Понимание единства внешней (материальной) и внутренней (психической) деятельности Осознание социальной обусловленности развития психики Представление о первичности материи и вторичности сознания Представление о движущих силах развития действительности и психики

  • Слайд 17

    Российская психологическая наука исходит из того, что:

    Окружающий нас мир материален. Материя первична, а сознание вторично. Материя находится в непрерывном развитии, движении: а) движущие силы развития окружающего мира подчиняются законам: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания; б) движение определяет собой качественные особенности всех явлений объективной реальности и собственно психики. 4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.

  • Слайд 18

    Психологическая наука исходит из того, что:

    Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности. Сознание – высший этап развития психики. Психика, сознание социально обусловлены.

  • Слайд 19

    Теоретические основы

    Представление о сознании как высшем этапе развития психики Представления о сущности проявления психики Представления о методах и методиках изучения психических явлений Представления о психике как функции головного мозга Понятие о методологии психологии

  • Слайд 20

    Основные функции психики

    Основные функции психики Отражение воздействий окружающей действительности Осознание человеком своего места в окружающем мире Регуляция поведения и деятельности

  • Слайд 21

    Взаимосвязь различных видов движения

    Общественная жизнь. Сознание, психика. Органическая жизнь. Химическое движение. Физическое движение. Движение элементар- ных частиц.

  • Слайд 22

    Закономерности взаимосвязи различных видов движения

    Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Каждая высшая форма движения обладает своими качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из низших форм. Каждая высшая форма представляет собой сложное единство, в котором присутствуют все низшие формы.

  • Слайд 23

    Виды и структура отражения

    О Т Р А Ж Е Н И Е Физическое – элементарная чувствительность Психическое – сознание, самосознание Физиологическое – предметное восприятие

  • Слайд 24

    Историческое развитие психики и сознания

    Развитие социального поведения человека. Развитие самосознания человека. Развитие сознания человека. Физиопсихологическое развитие человека в процессе труда. Развитие интеллектуальных действий животных. Развитие перцептивных процессов животных Развитие сенсорных процессов животных. С Т А Д И И Р А З В И Т И Я

  • Слайд 25

    Психическое отражение – самый сложный и развитый вид отражения

    На низших его стадиях психика живот-ных достигает совершенных ее форм, носящих название интеллектуального поведения. На высшей его стадии сформировалось сознание и самосознание людей, спе-цифика их проявления в общественной жизни.

  • Слайд 26

    Для высшей стадии характерны:

    отражение как самоконтроль и само-воспитание; отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения; отражение как путь познания других; отражение как путь познания социальной жизни и социальных отношений.

  • Слайд 27

    Естественнонаучные основы психологии

    Естесвенно-научные основы обеспечивают Естественнонаучные основы психологии обеспечивают: знание о взаимосвязях психологии с другими естественнонаучными дисциплинами; представления о специфике функционирования нервной системы человека; представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека; знание и учет закономерностей функционирования нервной системы человека; правильное осмысление рефлексов головного мозга.

  • Слайд 28

    Связь психологии с другими естественными науками

    Биологические науки Медицинские науки Психология Психофармакология Неврология Психоэндокринология Физиология ВНД Анатомия человека Физиология труда Психиатрия Физиология человека

  • Слайд 29

    Естественнонаучной основой психологииявляется физио-логия высшей нервной деятельности — учение о закономернос-тях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отра-жением действительности и работы организма, поведением чело-века. Физиология ВНД (психофизиология) ставит перед собой следую-щие задачи: изучение нервных структур и центров, деятельность которых свя-зана с психическими процессами и поведением человека; исследование физиологических механизмов психической и позна-вательной деятельности (восприятий, пямяти мышления, эмоций, воли) и поведения; изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и живот-ных.

  • Слайд 30

    Методологически и экспериментально психофизио-логия основывается на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психическиеи физиологические процессы составляют единое целое, в котором отдельные механизмы объединены общей зада-чей и целью в совместно действующие комплексы, напра-вленные на достижение полезного, приспособительного результата. Психология опирается на другие естественно-науч-ные дисциплины, например, биологические и медицин-ские, так как они помогают лучше понять психику.

  • Слайд 31

    Представления о взаимосвязях нервной системы и психики человека Основываются на теории функциональных систем П. К. Анохина, в соответствии с которой психи-ческая и физиологическая деятельность составля-ют единое целое, в котором отдельные механиз-мы объединены общей задачей и целью в совмест-но действующие комплексы, направленные на до-стижение полезного, приспособительного резуль-тата. В результате теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной систе-мы.

  • Слайд 32

    Знание и учет закономерностей высшей нервной деятельности человека Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особен-ности функционирования таких сложных психическихфеноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальные системы, функциональные системы психики и акцептор действия. Правильное осмысление рефлексов головного мозга Рефлексы головного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде. Рефлексы отличаются следующими особенностями: - они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем в том или другом рецепторе; - они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответствующее раздражение.

  • Слайд 33

    Основные связи и взаимодействия психологии и физиологии ВНД

    Психология Физиология ВНД Раскрытие нервных механизмов психических процессов Взаимное использование методов Взаимное использование знания Совместное решение теор. и практ. задач

  • Слайд 34

    Естественнонаучная теория психической регуляции поведения И. М. Сеченова Все акты сознательной и бессознательной психической жиз-ни по своей структуре рефлекторны. При этом рефлекс трактовался И. М. Сеченовым не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием. И. М. Сеченов обосновал новый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора составляет лишь сиг-нальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства слу-жат источником информации о пространственно-временных свой-ствах среды, являются основой элементарных форм мышления,из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы позна-вательной активности.

  • Слайд 35

    Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности сло-жилось под влиянием материалистических традиций русской фило-софии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для И. П. Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволю-ционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции выполняет нервная сис-тема. Начав с изучения кровообращения и пищеварения, выдаю-щийся российский ученый перешел к исследованию поведения це-лостного организма в единстве внешних и внутренних проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализую-щим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедея-тельности, включая психические.

  • Слайд 36

    В качестве основного акта поведения выступает условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к измен-чивым условиям существования, приобретая новые формы поведе-ния, отличные от прирожденных рефлексов. И. П. Павлов и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и измене-ния условных рефлексов (процессы иррадиации и др.), открыв де-терминанты многих психологических явлений. Теория функциональных систем психики П. К. Анохина Поведение и рефлекторная деятельность человека должнырассматриваться как целостный, определенным образом организо-ванный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организ-ма к среде и, во-вторых, на активное ее преобразование. В их осно-ве лежит деятельность функциональныхсистем психики, изучен-ных П. К. Анохиным.

  • Слайд 37

    Функциональная система (ФС) — это такая организация активности элементов нервной системы и органов тела человека, действие кото­рой направлено на достижение полезного приспосо-бительного результата и позволяет продуктивно выполнять задуманное.Достижение приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются: 1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия; 3) собственно действие; 4) сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; 5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

  • Слайд 38

    3. Психофизическая проблема План Формулировка проблемы. Принцип психофизического параллелизма. Принцип психофизического взаимодействия. Предполагаемое решение проблемы. Список литературы Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2000. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Теоретические и методологические проблемы психологии. – М., 1999.

  • Слайд 39

    Как соотносятся физиологические и психические процессы?

    Психофизический параллелизм утверждает невозможность причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. В. Вундт Психофизическое взаимодействие утверждает, что психическое влияет на физиологическое, а физиологическое влияет на психическое Р.Декарт

  • Слайд 40

    Психофизический параллелизм

    Монистический видит в физиологических и психических процессах две стороны одного процесса. Дуалистический признает самостоятельное существование духовного и физического начал.

  • Слайд 41

    Доводы «за» «против» принципа параллелизма

    Доводы «за» Отсутствие доказательств того, как физиологический процесс превращается в факт сознания. Доводы «против» Отрицание полезной функции психики. Тогда почему она возникла и развивается? Психика – эпифеномен. Признание полезной функции психики возвращает к взаимодействию.

  • Слайд 42

    Доводы «за» и «против» принципа взаимодействия

    Доводы «за» Наличие примеров соответствия (психотерапевтические эффекты, травмы головного мозга, фармакологические воздействия или произвольные движения, психосоматические заболевания). Выход Обратиться к другому принципу. Доводы «против» Нарушение всеобщего закона сохранения энергии Исчезновение энергии Подмена психофизического взаимодействия материаль-ным. Выход Пренебречь законом Ввести особый вид энергии – психическую Отказаться от полного отождествления психического и физического

  • Слайд 43

    Предполагаемое решение проблемы:

    Имеется единый материальный процесс, а физи-ологическое и психологическое – две стороны единого процесса. Существует внешний материальный мир и наши представления о нем, которые беднее самого мира. В масштабах науки и голове отдельного ученого происходит онтологизация представлений о мире, т.е. объект объявляется тем, что мы о нем сейчас думаем (Д-мир – действительный мир и М – мир модельный мир). Онтологизация научных представлений (синдром Пигмалиона) – необходимый для науки процесс. Однако в критические моменты развития науки и перед лицом критических проблем рзграничение миров является полезным.

  • Слайд 44

    Сторонами какого единого процесса являются эти процессы?

    Процесс, который нас интересует имеет гораздо больше сторон, чем две. Это лишь две из многих сторон процесса жизнедея-тельности. Мы приходим к такому выводу , избавившись от эффекта Пигмалиона, приняв точку зрения марсиа-нина. Для дальнейших рассуждений следует освободить-ся от отнтологизации указанных сторон процесса.

  • Слайд 45

    Как соотносятся физические и психические процессы?

    Названные процессы не могут ни взаимодействовать , ни соотноситься друг с другом

  • Слайд 46

    Физиология мозга «видит» город с запада, а психология сознания – с востока. Очевидно, что вид города с запада не может взаимодействовать с видом города с востока. Первый не может также причиной второго. Но если из-за общих условий изменится один, то изменится и другой. Например, вид города с востока и запада при солнечном свете и при луне будет выглядеть различно. Пример Э. Титченера

  • Слайд 47

    ПРЕДПОЛОЖИМ, что картина города с запада при лунном свете – это течение мозговых процессов, а вид той же стороны при солнце – это течение моз- говых процессов после принятия возбуждающе- го средства. Тогда нормальное состояние психики можно сравнить с восточным видом города при луне, а состояние повышенного возбуждения психики – с видом востока при солнечном свете. Пример показывает, как видимые случаи взаимо- действия души и тела могут быть проинтерпрети- рованы как два разных проявления одной и той же причины. Итак, психофизическая проблема решается или снимается в части соотношения физических и психических процессов. Пример Ю.Б.Гиппенрейтер

  • Слайд 48

    Физиологический редукционизм. Все психи- ческое можно объяснить с помощью науки о мозге (физиологическиепроцессы обеспечивают основу, составляют механизмы, реализуюти др.). Опровержение: Почему Сократ сидит в афинской темнице? «Сократ сидит здесь, потому что его тело состоит из сухожи- лий и костей... Рассуждать так, значит не различать истинную причину от того, без чего причина не могла быть причиной… Нужным же Сократ считает наказание, которое назначило Ему Государство, более прекрасным, чем побег из тюрьмы …» Таким образом, истинная причина действий Сократа – это мотив гражданского долга, который он осознает. Если оба процесса тождественны друг другу, то можно ли любой психический процесс описать с помощью физиологии?

  • Слайд 49

    Пример

    Феномен внимания Вфизиологии объясняется активирующим влиянием на кору больших полушарий со стороны (неспецифической системы мозга) ретикуляр-ной формации. В коре созда-ется очаг повышенного воз-буждения. Избирательность внимания связана с локаль-ностью неспецифических влияний. Феномен внимания В психологии избиратель-ность внимания связана со структурой и динамикой де-ятельности. Например, в поле внимания всегда ока- зываются содержание, соот-ветствующее цели деятель-ности. Если вы хотите напра-вить внимание на предмет, вам не надо таращить на него глаза, а стать деятель-ным в отношении него.

  • Слайд 50

    ВыводТаким образом, есть две причины

    Вы внимательны потому, что у вас в каком-то участке мозга создался очаг возбуждения. Вы внимательны по-тому, что в отноше-нии данного содер-жания перед вами поставлена цель. Только анализ дея-тельности может объяснить, почему возник данный очаг в данном участке.

  • Слайд 51

    Какие психологические факты объясняет физиология?

    Вернемся к Сократу Физиология объясняет, почему он здесь си-дит согнувшись, но не может объяснить, почему он сидит вообще. Генеральный путь развития современной психологии состоит в том, чтобы перевести на свой язык некоторые стороны психичес-ких процессов, которые она может объяс-нить.

  • Слайд 52

    Почему у психологии больше возможностей для объяснения поведения человека и почему они иные?

    Психология имеет дело с иными, более крупными, единицами анализа, единицами другого уровня и масштаба. Изучая воду, можно описывать ее молекулярный состав, поверхностное натяжение, волны, шторм. Однако, если нас интересует, почему потонул корабль, мы обращаемся к шторму, хотя все другое имело место. Психология имеет другие возможности, потому, что пользуется понятиями, адекватными для другого уровня описания процесса жизнедеятельности, дру-гого уровня описания единого процесса.

  • Слайд 53

    Общий вывод

    Психофизическую проблему можно решать, если избавиться от двух ложных ходов: - онтологизации стороны процесса, которая выделяется в анализе. Эти две стороны единого сложного процесса жизнедеятель-ности. - Из факта, что мозговой процесс сопровожда-ет все психические процессы, не следует, что с помощью физиологии можно объяснять и описывать все эти явления. С развитием физиологии будут все более дифференцироваться решаемые ею задачи.

  • Слайд 54

    4. Кризис методологических основ психологии План Основа кризиса методологических основ психологии. Сущность кризиса, его этапы. Последствия кризиса методологических основ психологии. Список литературы Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. – М.,1990. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – М., 1989.

  • Слайд 55

    Кризис – ситуация, из которой не просматривается путь выхода. Психология осознала роль общей (единой) психологии, но не была в состоянии произвести ее на свет. Первый период кризиса – конец Х1Х –начало ХХ века (до 1918) - скрытый Результат: появление различных школ, имеющих различные взгляды на предмет психологии. Господствуют две тенденции: рационалистический идеализм (главная проблема - мышление, понятое идеалистически как чисто духовный акт). радикально-механистическая (универсальный объяснительный принцип – реактивность; предметом исследования психологии может быть то, что поддается объективной проверке).

  • Слайд 56

    Второй период – первая четверть ХХ века (20-30 годы) – открытый кризис

    Результат: разрушение методологических основ психологии и вывод о необходимости создания единой психологии, т.е. методологии. Это кризис декарто-локковской интроспективной психологии сознания, центрального понятия «сознания», связанный с отрывом сознания от практической деятельности. Исторический смысл кризиса: есть целый ряд научных школ, но нет единой психологии как самостоятельной области исследования. Суть кризиса – противоречие между старыми методологическими основами (натуралистическая философия ХVIII века в лице великого рационалиста Р.Декарта и эмпирика Дж. Локка).

  • Слайд 57

    Движущие силы кризиса – противоречия между:

    сенсуализмом и рационализмом; интеллектуализмом и иррационализмом; идеализмом и материализмом; метафизикой и диалектикой; механицизмом и детерминизмом. В итоге человеческое поведение и элементарные психические процессы трактуются механистически, а высшие процессы – идеалистически.

  • Слайд 58

    Пути выхода из кризиса

    Примирить разные подходы и школы или соеди-нить, синтезировать эти подходы (К.Бюлер, К.Н.Корнилов). Уйти от объяснения причин психических явлений, просто понимая (понимающая психология) или описывая их(описательная психология). Создать особую науку об общих принципах психо-логии познания, метатеорию (Л.Бисвангер). Найти новый подход (Л.С.Выготский).

  • Слайд 59

    Никакая другая психология, кроме детермини-стской в качестве научной психологии невозможна. Ограниченность прежнего детерминизма состояла в невозможности подняться до уровня трактовки соз-нания как явления общественно-исторического по своей природе. Методология (общая психология) возможна на фундаменте диалектического материа-лизма.

    Марксистская психология, развивающаяся на этой основе – единственная наука, способная ре-шать эту задачу и указать путь выхода из кризиса. Л.С.Выготский

  • Слайд 60

    Общая наука - это наука, получающая материал из ряда частных дисциплин и производящая дальнейшую переработ-ку и обобщение этого материала. Она должна вы-полнять рольметодологии по отношению к эмпири-ческим исследованиям, оперируя фундаменталь-ными понятиями (категориями и объяснительными принципами). Она складывается под влиянием философии, но порождается запросами конкретной науки и сос-тавляет ее часть.

  • Слайд 61

    Нераздельность двух способов исследования в науке – логического и исторического

    Связь науки с общей культурной почвой эпохи. Связь науки с общими условиями науч-ного познания. Связь науки с объективными требовани-ями, предъявляемыми к научному позна-нию природой изучаемых явлений.

  • Слайд 62

    Принципы построения отечественной психологии (по С.Л.Рубинштейну) Принцип психофизического единства. Принцип развития психики. Принцип историзма. Принцип единства теории и практики. Принцип единства сознания и деятельности. Выход за пределы функциональной трактовки психики размыкает замкнутость внутреннего мира психики и вводит ее в контекст материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей.

  • Слайд 63

    5. Законы и принципы психологии

    Список литературы Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990. Ломов Б.Ф. Вопросы общей и педагогической психологии. – М., 1984. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1989. Рогов Е.И. Психология. – М., 1995.

  • Слайд 64

    Закон – отношение, связь, устойчивое и повторяющееся в явлениях.

    Законы и закономерности Элементарные зависимости психического от внешних факторов. Законы, характеризующие динамику психических процессов. Законы, характеризующие механизмы формирования психических явлений. Законы психического развития человека. Законы, характеризующие функционирование психических процессов. Законы, отражающие отношения между уровнями психических процессов и свойств.

  • Слайд 65

    Принцип – знание о сущности, выраженное в законах и закономерностях в виде регулятивов для практики.

    Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности явлений Биологический детерминизм. Механистический детерминизм. Психический детерминизм. Микро и макросоциальный детерминизм. Целевой детерминизм. Детерминизм обратной связи. Статистический детерминизм. Системный детерминизм.

  • Слайд 66

    Принцип развития означает, что:

    закономерности всех психических явлений познаются в развитии, в процессе их движения, возникновения и отмирания; изменения происходят закономерно, не носят хаотического характера, даже когда встречаются элементы случайности и вариативности. Принцип развития помогает понять, что: развитие процесс объективный; в зависимости внешних и внутренних обстоятельств и характера их взаимодействия оно может иметь различную динамику; это процесс гетерохонный и неравномерный (сензитивные и критические периоды); он всегда сопровождается изменениями.

  • Слайд 67

    Принцип деятельностного подхода означает:

    наличие объектной и субъектной детерминации деятельности человека наличие реактивной и активной организации процессов деятельности сочетание адаптивной и неадаптивной активности зависимость психического отражения от его места в структуре деятельности необходимость психологического анализа деятельности по единицам , а не по элементам развитие и изменение психических процессов, свойств и состояний возможно лишь в условиях деятельности и через деятельность; помогает понять, как порождается, функционирует и формируется структура психического в процессе деятельности.

  • Слайд 68

    Принцип системного подхода ориентирует на:

    изучение психики как дифференцированного целого; выявление многообразия связей и отвечающих им планов, уровней и измерений; создание предельно широкой единой картины психических явлений. постулирует необходимость изучения феноменов человека в развивающихся системах и как развивающейся системы; создает предпосылки для формирования более адекватных теорий, принципов и способов организации знания.

  • Слайд 69

    Гносеологический аспект системного подхода

    Система базовых категорий науки психологии. Субординация и координация базовых принципов психологии. Субординация законов психологии. Система уровней исследования челове-ка как системы.

  • Слайд 70

    Онтологический аспект системного подхода

    Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах. Все психические явления могут рассматриваться в самых разных системах измерений. Система психических процессов имеет уровневое вертикальное строение. Человек обладает системой свойств, образующих пирамиду. Психические явления системно детерминированы Они имеют разнообразие источников и движущих сил развития.

  • Слайд 71

    6. Категориальная система психологии

    ПЛАН ОСНОВАНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ. ПЛЕЯДЫ КАТЕГОРИЙ: БИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ; ПРОТОЦЕНТРИЧЕСКИЕ; БАЗИСНЫЕ; МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ; ЭКСТРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ, КАТЕГОРИИ-КОНТРАВЕРЗЫ); 3.КЛАСТЕРЫ КАТЕГОРИЙ: КЛАСТЕР СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТИ; КЛАСТЕР НАПРАВЛЕННОСТИ; КЛАСТЕР АКТИВНОСТИ; КЛАСТЕР КОГНИТИВНОСТИ; КЛАСТЕР СУБЪЕКТНОСТИ; КЛАСТЕР СОБЫТИЙНОСТИ; КЛАСТЕР ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

  • Слайд 72

    Список литературы

    ПЕТРОВСКИЙ А.В., ЯРОШЕВСКИЙ М.Г. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. – М.:АКАДЕМИЯ,2001. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ КАТЕГОРИЯ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПСИХОЛОГИИ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПЛЕЯДЫ КАТЕГОРИЙ КЛАСТЕРЫ КАТЕГОРИЙ БИОСФЕРА- НООСФЕРА -ПСИХОСФЕРА

  • Слайд 73

    КАТЕГОРИЯ– СУЩЕСТВЕННЫЙ, ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИЗНАК ПСИХИЧЕСКОГО, ПРЕДЕЛЬНО ОБОБЩЕННОЕ НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПСИХОЛОГИИ – ЭТО СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭЛЕМЕНТАМИ КОТОРОЙ ВЫСТУПАЮТ НАУЧНЫЕ КАТЕГОРИИ, ВОСПРОИЗВОДЯЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИГРАЕТ В НАУКЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ РОЛЬ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ СВЯЗАНО СО СТАНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ЕЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА; ЕГО УРОВЕНЬ УКАЗЫВАЕТ НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАУКИ, НАУЧНОЙ ШКОЛЫ; НА ОСНОВЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ,ТО ЕСТЬ ПРОЦЕСС ОТНЕСЕНИЯ ЕДИНИЧНОГО ОБЪЕКТА, СОБЫТИЯ, ПЕРЕЖИВАНИЯ К НЕКОТОРОМУ ОПРЕДЕЛЕННОМУ КЛАССУ.

  • Слайд 74

    КООРДИНАТЫ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

    БИОСФЕРА - РАСПРОСТРАНЕННОЕ ПО ПОВЕРХ-НОСТИ ПЛАНЕТЫ ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО ВМЕСТЕ С ПРОДУКТАМИ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В.И.ВЕРНАДСКИЙ НООСФЕРА – МЫСЛЯЩИЙ ПЛАСТ, РАЗВЕРНУТЫЙ ВНЕ БИОСФЕРЫ, НАД МИРОМ РАСТЕНИЙ И ЖИ-ВОТНЫХ (ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН); ЭТО ТАКОЕ ВЗАИ-МОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕ-ЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ОБЕС-ПЕЧИВАЕТ ГАРМОНИЮ КОСМОСА. В.Н.САГАТОВСКИЙ Психосфера – сфера психических явлений.

  • Слайд 75

    Плеяды категорий - уровни

    Плеядабиоцентрических категорий, указывает на явле-ния, которые могут быть изучены объективными методами, «извне», подобно тому, как физики изучают объекты «под-ведомственной» им области знания. Интерпретация скап-ливаемых фактов при этом осуществляется на основе схем родственной причинности. Плеяда протопсихологических категорий — заключает в себе то, что на языке философии означается как ноумены — умопостигаемые сущности. Плеяда— базисные психологические категории — заключает и себе явления, в той или иной мере доступные интроспекции. Это — плеяда феноменов. Метапсихологические категории — это плеяда идеи. Каждая идея — это не просто мысль о чем-либо; это — единство мысли и мыслимого, мысль, заряженная импуль-сом самоосуществления.

  • Слайд 76

    Кластеры категорий

    Кластеры категории психосферы («меридианы», вертикали, столбцы матрицы) Кластер субстанциональности. Объединяет в себе такие категории, как «организм» (нулевом уровень). «индивид», «я», «личность», «человек» (высший уровень). Кластер направленности. Синонимы: «телеология», «устремленность». Род категорий, включающий в себя «нужду» (нулевой уровень). «потребность», «мотив», «ценность», «идеал» (высший уровень). Кластер активности. Этот кластер обобщает в себе такие категории, как «метаболизм» (нулевой уровень), рефлекс, действие, деятельность, свобода (высший уровень).

  • Слайд 77

    Кластер когнитивности.Синонимы: "идеальность», «запе-чатленность», «репрезентировинность», «отраженность», «отображенность». Данный кластер имеет категории «сигнал» (нулевой уровень), «ощущение», «образ», «сознание», «разум» (высший уровень). Общим для всех этих категорий является то, что они обозначают факт представленности чего-либо в чем-либо, «бытия вещи вне самой вещи», как об этом говорит философия. Кластер событийности. Синонимы: «социальность», «общ-ность», причастность». Данный кластер включает в себя кате-гории «синергия» (нулевой уровень), «сосуществование», «интеракция», «общение», «соучаствование» (высший уро-вень). Кластер действительности. Данный кластер включает в себя категории «среда», «предметность», «ситуация», «персо-носфера», «эйкумена». По мере продвижения вверх по вер-тикали категории все более богато раскрывают область бытия сущего на каждом из его уровней.

  • Слайд 78

    ноосфера Субстан- циональ -ность Направ- ленность Актив- ность Когни- тивность Субъек- тив- ность Собы- тийность Дейст- витель -ность Человек Идеал Свобода Разум Созна- ние Образ Ощу- щение Сигнал Лич- ность «Я» Индивид Орга- низм Цен- ность Мотив Потреб- ность Нужда Дея- тель- ность Дейст- вие Рефлекс Метабо- лизм Экзис- тенция Чувство Пережи- вание Аффек- тивность Избира- тель- ность Соучаст -вование Обще- ние Интер- акция Сосу- щество- вание Синер- гия Эйку- мена Персо- носфера Ситу- ация Пред- метность Среда биосфера

  • Слайд 79

    СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ 1. Концепция сознания А.Г. Спиркина (1972) Сознание -функция мозга Отражение Обобщенное Оценочное Целенаправленное Разумное регулирование и самоконтролирова- ние поведения Мысленное построение действий и предвосхищение их результата Конструктивно-творческое преобразование действительности

  • Слайд 80

    2. Составляющие сознания (по А.В. Иванову, 1994) Внешнепознавательная (внешнепредметная) составляющая сознания СОЗНАНИЕ Ценностно-эмоциональная (гуманитарная) составляющая сознания Телесно-перцептив-ная сфера Эмоциональ-ная сфера Логико-понятийная сфера Ценностно-смысловая сфера

  • Слайд 81

    СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ СОЗНАНИЕ – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении дейст-вий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведе-ния человека (А.Г. Спиркин, 1972).

  • Слайд 82

    II. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

    Сфера телесно-перцептивных способностей, логико-понятийная сфера образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, где субъ-ективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Эмоциональная и ценностно-смысловая сферы сознания образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую сознания. В качестве предмета познания в ней выступают собственное «Я», другие «Я», а так же продукты их творческой самореа-лизации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, про-изведений музыки, живописи, архитектуры).

  • Слайд 83

    ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ

    Ощущение себя познающим субъектом. Мысленное представление и воображение действительности. Способность к коммуникации.

  • Слайд 84

    III. СВОЙСТВА CОЗНАНИЯ

    Осмысленность представляемого, или осознаваемого, т. е. его сло-весно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений. Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий. Наличие в нем интеллектуальных схем. Абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенного, и сосре-доточение сознания на самом существенном. Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Сознание, однако, существует нетолько в словесной, но и в образной форме.

  • Слайд 85

    7.Проблема объективности научного знания в психологии План Основные общенаучные методы. Основные классификации методов. Проблема объективности научного знания. Список литературы Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 1979. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб., 2000. Немов Р.С. Психология. Т.3. – М., 1995. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

  • Слайд 86

    Методы психологического исследования есть системы операций с психологическими объектами

    Теоретические методы (мысленный эксперимент, моделирование, метод аналогий, интерпретации) Ученый взаимодействует со знаково-символическим образом объекта, его аналогом. 2. Эмпирические методы Проводятся для проверки правильности теоретических положений Ученый взаимодействует с самим объектом (наблюдение, эксперимент, измерение).

  • Слайд 87

    Методы – приемы и средства, с помощью которых ученые получают научные сведения для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций

  • Слайд 88

    Классификация Б.Г.Ананьева

    Уровень методики (проективные. Уровень методического приема (РЭП-тест). Уровень метода (наблюдение, экспери-мент). Уровень организации исследования (эмпирические, теоретические). Уровень методологического подхода (психофизиологические, генетические, психоаналитические и др.).

  • Слайд 89

    КлассификацияС.Л.Рубинштейна

    Основные Наблюдение (внешнее и внутреннее). Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический). Вспомогательные Физиологический эксперимент.

  • Слайд 90

    Классификация Г.Д. Пирьова

    Самостоятельные Наблюдение объективное и субъективное (непосредственное и опосредованное). Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого-педагогический). Моделирование Психологическая характеристикака. Вспомогательные Математические. Графические. Сравнительные.

  • Слайд 91

    Классификация Б.Г.Ананьева

    Организационные Сравнительный. Лонгитюдный. Комплексный. Эмпирические Обсервационные. Экспериментальные. Психодиагности- ческие. Анализ продуктов и результатов деятельности. Моделирование. Биографические. Обработки данных Матем.-стат. анализа. Качественного анализа. Описания. Интерпретации Генетические (филоген. и онтоген.). Структурные (типологизация, классификация)

  • Слайд 92

    Классификация В.Н.Дружинина

    Эмпирические, при которых осуществляется взаимодействие S и O исследования Интерпретацион- ные, при которых S «внешне» взаимодействует со знаково-символичес- кими образами объекта Теоретичес- кие, когда S взаимодей- ствует с мысленной моделью объекта

  • Слайд 93

    Валидность – полноценность, пригодность; означает характеристику методики как пригодной для оценивания именно того психологического объекта, для которого она предназначена по замыслу. Валидность - соответствие между степенью выраженности интересующего нас свой-ства личности и методом его измерения. Валидность концептуальная - обоснование с позиций соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств. Валидность теоретическая –соответствие качества данных, полученных с помощью данной методики с дан-ными других методик.

  • Слайд 94

    Валидность внутренняя – соответствие заданий ме-тодики общему замыслу и цели. Валидность внешняя (эмпирическая) – соответствие показателей, полученных с помощью данной методики, и внеших признаков поведения испытуемых. Валидность критериальная – обоснование корреля-ции между результатами теста и эмпирическим критери-ем или идентифицируемым фактором. Критерии валидности: поведенческие проявления; достижения в деятельности или ее различных видах; данные выполнения проб и заданий; данные других методик.

  • Слайд 95

    Надежность – характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей, зависящих от измерительного инструментария, но не от испытуемого. Точность методики - отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психологического эксперимента. Однозначность – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого она предназначена. Кроме психодиагностических инструментов на объективность научного знания оказывают влияние множество других факторов: уровень подготовки исследователя, чистота эксперимента, отсутствие неточности, ошибок и субъективности в интерпретации полученных данных, экспериментальная ситуация, психология испытуемого и другие.

  • Слайд 96

    Требования к научным теориям

    Верифицируемость. Внутренняя согласованность. Экономность. Эвристическая ценность.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
65
0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.