Презентация на тему "1. Основные понятия коммуникации"

Презентация: 1. Основные понятия коммуникации
Включить эффекты
1 из 69
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "1. Основные понятия коммуникации", состоящую из 69 слайдов. Размер файла 1.22 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    69
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: 1. Основные понятия коммуникации
    Слайд 1

    1. Основные понятия коммуникации

    Коммуникация (от лат. «communicatio» означает сообщение, передача) – информационный обмен между системами разного вида с помощью общей системы символов. Различают: -социальную коммуникацию; -коммуникацию среди животных; - коммуникацию механизмов.

  • Слайд 2

    Обще́ние (социальная коммуникация) — передача информации от человека к человеку, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.

  • Слайд 3

    Функции социальной коммуникации: 1)коммуникативная (обмен информацией); 2) интерактивная (обмен действиями); 3) перцептивная (восприятие и понимание партнера).

  • Слайд 4

    Деловая коммуникация – это вид социальной коммуникации. Её признаки: 1) лежит в сфере официальных отношений (официальность); 2) направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата (предметность); 3)участники имеют общие цели или интересы (целесообразность и заинтересованность); 4)подчинена установленным правилам и ограничениям (регламентированность).

  • Слайд 5

    Виды деловой коммуникации

  • Слайд 6

    Виды деловой коммуникации по форме речи

  • Слайд 7

    Устные виды деловой коммуникации

  • Слайд 8

    Письменные виды делового общения

    Выделяют следующие виды управленческих документов по функциональному значению: 1. Организационно-распорядительные документы (постановления, распоряжения, приказы и т.п.) 2. Информационно-справочные документы (докладные записки, протоколы совещаний, заседаний, служебные письма, телеграммы). 3. Административно-организационные документы (планы, уставы, правила, отчеты, контракты, договоры и др.). 4. Личные документы (заявление и доверенность). 5. Деловые письма.

  • Слайд 9

    Вывод: средства и способы проведения мероприятия ВЛИЯЮТ на его содержание и восприятие собеседником.

  • Слайд 10

    Модель коммуникации

    Модель Аристотеля

  • Слайд 11

    Основные подходы к изучению общения в рамках различных научных парадигм

    50-60 гг. XX века - информационный подход, (кибернетика, информатика): общение - односторонний информативный процесс, в котором особое внимание уделяется способам формализации сообщения, его кодированию и декодированию, а большая часть определений общения сводится к идее передачи информации от автора к адресату, что отражается в модели Шеннона-Уивера, разработанной в математической теории коммуникации.

  • Слайд 12

    Модель К. Шеннона и У. Уивера

  • Слайд 13

    Основные подходы к изучению общения в рамках различных научных парадигм

    60-70-е гг. XX века – психологический подход, где Общение определяется как деловые или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. Интерес исследователей сосредоточен на психологических характеристиках участников, особенностях речевой деятельности, правилах речевого поведения, их роли в образовании неявных смыслов высказывания. Эти идеи воплощаются в циркулярной (циклической) модели коммуникации, предложенной в работах У.Шрамма и Ч. Осгуда.

  • Слайд 14

    Циркулярная модель У. Шрамма и Ч. Осгуда

  • Слайд 15

    Основные подходы к изучению общения в рамках различных научных парадигм

    В 80-е г. XX - социологическое направление, где общение – это социальное явление, следовательно на первое место выходят социальные роли коммуникантов, контекст (ситуация) взаимодействия. Все большее значение придается личностным (социальным и психическим) качествам коммуникантов и их отношениям.

  • Слайд 16

    Диффузная модель Эдварда Роджерса

  • Слайд 17

    Диффузная модель Э. Роджерса

    1.Новаторы (рискованны и образованны, активны в поиске источников информации, способны понимать и применять комплексные технические знания, не боятся провалов ) — 2,5 % ; 2. Ранние последователи (почтенные социальные лидеры, известны, образованны, стремятся использовать новые технологии, чтобы внедрить новинку в общество, рискованны, нечувствительны к цене) — 13,5 % 3. Ранее большинство (осмотрительны и имеют много неформальных контактов. Девизы «Не быть первым в чем-то новом!», «Когда пришло время двигаться, давайте двигаться все вместе!») — 34 % 4. Позднее большинство (скептичны, традиционны, предусмотрительны и обычно низкого социального статуса, очень чувствительны к цене, принимают инновации под давлением большинства) — 34 % 5. Отстающие (традиционны, очень подозрительны к инновациям, не являются лидерами, имеют узконаправленные взгляды, большинство почти изолированно от внешней среды) — 16 % .

  • Слайд 18

    Основные подходы к изучению общения в рамках различных научных парадигм

    С 90-х годов можно наблюдать всплеск интереса к вопросам общения и коммуникации со стороны практически всех наук. Это объясняется увеличением роли информационных процессов в обществе, развитием Интернет-технологий. Особую важность приобретают проблемы культурных различий, наряду с национальными все чаще предметом внимания исследователей становятся носители гендерных, возрастных, корпоративных культур.

  • Слайд 19

    Современная модель коммуникации

  • Слайд 20

    Элементы общения

    а) обстановка и место общения, так называемый контекст; б) тема коммуникации (знание/ незнание ее коммуникантами); в) предмет и цель коммуникации; г) социальные, этнические, индивидуальные характеристики участников; д) ролевые и личностные отношения между коммуникантами; е) фоновые знания и наличие общей информационной базы.

  • Слайд 21

    Основные подходы к изучению общения в рамках различных научных парадигм

    Вывод Общение всегда было в центре гуманитарных исследований и его изучение во многом определялось общими тенденциями развития знаний. Со временем при описании модели взаимодействия акцент сместился от внешних характеристик (ситуация, помехи) к личностным характеристикам коммуникантов.

  • Слайд 22

    Коммуникативные барьеры

    Технические помехи Психологические барьеры Социальные барьеры Языковые барьеры

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    Существуют объективные причины, затрудняющие слушание: информационные перегрузки; под воздействием телевидения формируется «клиповое» сознание, из-за которого нам трудно сосредоточиться на чем-то одном, мы привыкаем постоянно переключать внимание; разница между говорением и мыслительными процессами: человек способен воспринимать примерно пятьсот слов в минуту, говорим же мы значительно медленнее – от 120 (нормативная скорость речи) до 150 (скорость, свойственная южноуральцам) слов в минуту; эту разницу мы, как правило, используем для «договаривания» за собеседника, поиска ответного слова и т.д.; большинство людей при восприятии информации ориентируются на зрительный канал, именно поэтому обилие ярких картин может затруднять слушание. Можно назвать и другие причины, затрудняющие процесс слушания: имидж говорящего, поглощенность собственными мыслями, эмоциональная неуравновешенность, уязвленное самолюбие, выставление оценок сказанному, шум, холод, жара, нерешенные проблемы, срочные дела, плохое самочувствие и т.д. Перечислять все не имеет смысла, потому что каждый раз может возникнуть новая причина. Запомните, слушанию нужно целенаправленно учиться!!! Два уха и один язык нам даны для того,чтобы больше слушать и меньше говорить.Зенон из Китиона

  • Слайд 25

    Факторы взаимного понимания

    Общий язык и тождественность тезаурусов; Включенность речевого сообщения в структуру совместной деятельности; Приемы активного слушания; Умение получать информацию (задавать правильные вопросы).

  • Слайд 26

     Культура делового общения

    это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

  • Слайд 27

    Культура делового общения включает три аспекта:

    I.Нормативный - знание литературных норм и умение применять их в речи. II. Коммуникативный – знание норм коммуникативного кодекса, которые с максимальной эффективностью позволяют решить поставленные задачи общения. III. Этический - соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность.

  • Слайд 28

    I. Нормативный аспект

    Языковая норма - это исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период

  • Слайд 29

    I. Источники языковой нормы:

    произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических исследований.

  • Слайд 30

    I. Свойства языковой нормы:

    едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования; изменчива во времени; вариативна в выборе способов языкового выражения в зависимости от условий общения.

  • Слайд 31

    I. Типы языковых норм

  • Слайд 32

    Тексты Предложения Словосочетания Фонемы Лексемы Морфемы

  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36

    I. Речь

    1) это это исторически сложившаяся форма общения людей посредством  языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил; 2) это маркер социального статуса индивида, формируемый на основе воспитания, образования, среды общения и т.д., то есть индивидуальная реализация языковой идеи на основе социальных факторов.

  • Слайд 37

    II. Коммуникативный аспект

    Профессиональный коммуникатор – это специалист, имеющий многообразные варианты речевого поведения и осознанно отбирающий их в зависимости от психологических характеристик личности партнера (партнеров) и ситуации для достижения поставленных целей.

  • Слайд 38

    II. Навыки профессионального коммуникатора:

    1) сознательное управление общением; 2) прогнозирование результатов контакта; 3) создание условий для оптимального взаимодействия с собеседником.

  • Слайд 39

    II. Коммуникативный кодекс

    Если речевые действия собеседников сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций коммуникативного кодекса.  Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов, регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и базирующихся на ряде категорий и критериев.

  • Слайд 40

    Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная цельи коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией, намерения - тактикой. Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в действиекритерии и принципы корректного речевого поведения.

  • Слайд 41

    Важнейшими критериями являются: 1) критерий истинности, который определяется как верность действительности; 2) критерий искренности, который определяется как верность себе. Главными принципами коммуникативного кодекса являются: 1) принцип кооперации Герберта Грайса; 2) принцип вежливости Джеймса Лича.

  • Слайд 42

    II. Принципы речевого поведения

    1. Принцип кооперацииГерберта Пола Грайса: «Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель этого диалога». (характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, поясняет его через постулаты)

  • Слайд 43

    II. Постулаты Г.П. Грайса

  • Слайд 44

    II. Принципы речевого поведения

    2. Принцип вежливости Джеймса Лича характеризует взаиморасположение говорящих в структуре речевого акта, реализуется в максимах.

  • Слайд 45

    Максимы Дж.Лича

    1) максима такта – соблюдение дистанции (нельзя без желания собеседника затрагивать темы, касающиеся его личной жизни, предпочтений, религиозных убеждений, зарплаты и т.п.); 2)максима великодушия – стремление создать для собеседника комфортные условия (нельзя обременять его обязательствами, ставить в неудобное положение); 3) максима одобрения – позитивная оценка других, стремление к совпадению позиций по отношению к миру, людям; 4) максима симпатии – доброжелательность, отказ от безучастного контакта; 5) максима согласия – отказ от конфликтной позиции, снятие конфликта путём взаимной коррекции поведения; 6) максима скромности – неприятие похвал и лести в свой адрес, реалистическая самооценка.

  • Слайд 46

    III. Этический аспект

    Деловые коммуникации подчиняются регламенту и предполагают соблюдение норм: делового этикета (как вести себя в деловой обстановке, как одеваться, что дарить, как вести деловую переписку и многое другое); речевого этикета.

  • Слайд 47

    Этикетные нормы речевого поведения: обязательное двустороннее Вы-общение по отношению к собеседнику любой возрастной группы и любого социального положения; строгое соблюдение «этикетной рамки» общения (слов приветствия и прощания); использование этикетных стандартных формул вежливости («будьте добры», «будьте любезны», «разрешите мне ...» и т.п.).

  • Слайд 48

    Профессиональный коммуникатор

    – это специалист, имеющий многообразные варианты речевого поведения и осознанно отбирающий их в зависимости от психологических характеристик личности партнера (партнеров) и ситуации для достижения поставленных целей.

  • Слайд 49

    Эффективной называется деловая коммуникация, в результате которой мы достигли намеченных целей. Коммуникативная компетенция - это способность личности осуществлять эффективное общение, которое соответствует нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу.

  • Слайд 50

    Факторы, влияющие на деловое общение

    1. Общечеловеческие ценностные основания взаимодействия. 2. Этнокультурная специфика общения. 3. Корпоративная культура профессионалов. 4. Корпоративная культура организации. 5. Особенности личности собеседника (сотрудника).

  • Слайд 51

    Участники деловой коммуникации. Языковая личность

    субъект общения, человек, создающий языковой текст, постигающий его, пользующийся им в устной или письменной форме. Это человек, оказывающий определенное влияние на других людей посредством языка: это человек, говорящий, красноречивый, пишущий, отвечающий, т.е. вступающий в языковую коммуникацию своего времени.

  • Слайд 52

    Типы языковой личности

  • Слайд 53
  • Слайд 54

    Стили общения

     ритуальный стиль (подддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества); манипулятивный стиль (партнер –средство достижения внешних по отношению к нему целей);             гуманистический стиль (удовлетворение по­требности в понимании, сочувствии, сопереживании).

  • Слайд 55

    Национальная специфика поведения носителей русского языка:

    имеют высокий уровень конфликтности, не склонны идти на уступки и компромиссы; склонны к провокациям и манипуляциям в отношении собеседника; предпочитают открыто конфликтовать, отстаивать и навязывать свою точку зрения, а не уходить от конфликта, скрывая свои истинные намерения.

  • Слайд 56

    Способы преодоления манипуляции

    распознать применение оппонентом нечестных приемов; открыто заявить о диагностике нечестных намерений; дать понять, что в данном случае оппоненту не удастся извлечь пользу из своей тактики; заявить о недопустимости повторения подобного. 

  • Слайд 57

    Принципы делового общения:

    гуманизм, демократизм, порядочность, пунктуальность, ответственность и др.

  • Слайд 58
  • Слайд 59

    Использование и оценка невербальных средств:

     следует контролировать их применение в общении; необходимо правильно воспринимать информацию, идущую через невербальные сигналы; нельзя оценивать использование невербальных средств изолированно; невербальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры.

  • Слайд 60

    Конгруэнтность

    согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле — целостность, самосогласованность личности вообще. 

  • Слайд 61

    Некоторые виды деловой коммуникации. Публичное выступление

    Устное публичное выступление обладает рядом признаков: 1) подготовленность; 2) официальность; 3) непосредственность; 4) регламентированность.

  • Слайд 62

    Виды публичных выступлений по цели:

    Информационная речь; Протокольно–ритуальная (эмоционально-оценочная речь и воодушевляющая речь); Аргументирующая речь; Организационная речь;  Агитационная речь (побуждающая).

  • Слайд 63

    Структура публичного выступления

    1. Вступление в контакт: установить контакт со слушателями; привлечь внимание к теме; заинтересовать аудиторию; сформулировать тему речи, её основной тезис; обозначить при необходимости краткий план речи.

  • Слайд 64

    2. Основная часть: раскрыть основные положения темы; доказать основной тезис речи и основные тезисы каждого раздела; подобрать примеры, факты, цифры; продумать переходы от одной части к другой.

  • Слайд 65

    3. Завершение контакта: напомнить слушателям основные положения выступления; «закруглить» речь; активизировать аудиторию.

  • Слайд 66

    Как нельзя заканчивать речь:

    Извинением; Затянуто; Словом «Все!» и радостным вздохом облегчения; Пессимистично.

  • Слайд 67

    Как привлечь внимание слушателя:

    1.    Обращение к слушателям. 2.    Спор с вымышленным оппонентом. 3.    Вопросно-ответный ход (говорящий сам задаёт вопрос и сам на него отвечает). 4.    Риторические вопросы. 5.    Анализ разных точек зрения. 6.    Вопросы к аудитории. 7.    Использование средств «совместности»: приглашение слушателей к совместным рассуждениям, осмыслению проблемы и т.д.

  • Слайд 68

    Примерные темы для выступлений:

    1. Есть ли жизнь в ипотеке? 2. Купить нельзя копить. 3. Большой спорт (теннис, хоккей, Формула 1 и т.д.) как развлекательый бизнес. 4. Грозит ли эбола России? 5. Природные катаклизмы как расплата человечества за прогресс. 6. Можно ли понять женщину (мужчину)? 7. «Любовь» равно «секс»? 8. Модно ли быть патриотом?

  • Слайд 69

    Источники информации для подготовки к зачету:

    http://talkbusedst.ru – бизнес-общение для студентов; http:// www.gramota.ru -информационно-справочный портал; http:// www.gramma.ru -«Русский язык» Культура письменной речи; http:// www.slovari.ru - Словари русского языка.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке