Содержание
-
Тема 2. Психология делового общения в профессиональной сфере.
План: Понятие и структура общения; Основные понятия, принципы и формы общения; Важнейшие понятия и принципы делового общения.
-
Понятие и структура общения Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
-
Общение (коммуникация) – это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией – мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.
-
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis - словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
-
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
-
Невербальные элементы общения: 1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинетикой. 2. Паралингвистика или просодика - особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой "добавки" к вербальному общению. Паралингвистика - это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистика - это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи.
-
3. Проксемика (от англ. proximity - близость). Основатель проксемики Э.Холл называл ее пространственной психологией. 4. Визуальное общение - контакт глаз. Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.
-
Основными механизмами познания другого человека в процессе общения психолога являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация (от лат. identifico - отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - явлением эмпатии (от греч. empatheia - сопереживание). Эмпатия - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы.
-
Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio - обращение назад). Рефлексия это знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом
-
Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание. Заражение. Бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям через передачу определенного эмоционального состояния или психического настроя.
-
Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Подражание воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.
-
Структура общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения Перцептивная сторона общения: Построение образа партнера по схемам. Иногда это приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Ошибки неравенства: люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них.
-
Самоподача (самопрезентация) в общении- способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимо от того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся. Может влиять на процесс общения как положительно так и отрицательно.
-
КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ – это обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Коммуникация - это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована.
-
Суггестия – средство или способ внушения посредством речи. Б.Ф. Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Контрсуггестия - защита от средств воздействия.
-
ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ Действие - главное содержание общения. Основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении. Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.
-
Стиль общения - это детерминация поведения человека при его взаимодействии с другими людьми или большая готовность человека к той или иной ситуации. Можно говорить о трех основных стилях: ритуальном, манипулятивном и гуманистическом. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный - деловыми, а гуманистический - межличностными.
-
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
-
Культура делового общения включает следующие компоненты: а) техника делового общения; б) психология делового общения; в) этика делового общения; г) служебный этикет (этикетные правила делового общения). Все эти компоненты неразрывно связаны между собой и наличествуют практически в любой форме делового общения, в каждом деловом контакте. Разграничиваются они только на теоретическом уровне.
-
Этика делового общения – это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.
-
Деловая беседа как основная форма делового общения Это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями. Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.
-
Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности. Основными этапами деловой беседы являются: начало беседы; информирование партнеров; аргументирование выдвигаемых положений; принятие решения; завершение беседы.
-
Существуют следующие виды замечаний: невысказанные замечания; предубеждения; ироничные замечания; замечания с целью получения информации; замечания с целью проявить себя; субъективные замечания; объективные замечания; замечания с целью сопротивления.
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА: Инициатива проведения переговоров всегда принадлежит той стороне, которая психологически лучше готова к ним В процессе переговоров партнеры хотят: добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы; достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом сложившиеся отношения. Для того чтобы удовлетворить эти желания, необходимо: решить проблему; наладить межличностное взаимодействие; управлять эмоциями.
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ – передача своих мыслей и информации. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Этими проблемами занимается риторика. Выделяется четыре основные части речи: вступление, изложение, доказательство (или разработка) и заключение. Все это относится к первой части риторики.
-
Вторая часть риторики состоит из композиционной организации речи. Третья часть риторики занимается словесным выражением. Основные требования: простота, точность и выразительность речи. Главное заключается в отборе слов для выражения понятий и способах их сочетаний. Четвертая часть риторики - запоминание - помогает развивать память оратора. Пятая часть риторики - произнесение - содержит рекомендации по технике речи и актерской технике. Риторика охватывает все этапы ораторской деятельности, все стадии подготовки и произнесения речи.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.