Содержание
-
5. Методы производственного обучения
1
-
Методы производственного обучения - способы совместной деятельности мастера и обучающихся, при помощи которых достигается овладение обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, воспитывается их мировоззрение, развиваются умственные и физические силы, творческие способности. 2
-
Методический прием — составная часть метода. Большинство дидактических и методических работ, как up классифицируют методы обучения по источникам информации основе которых обучающиеся усваивают знания, умения и навыки. 3
-
Основными источниками информации в учебном процессе являются слово, чувственный образ и практическая деятельность, которые используются в самых различных сочетаниях с преобладанием отдельных из них. 4
-
В соответствии с указанными источниками информации строится классификация системы основных методов производственного обучения. 5
-
I. Словесные методы обучения: 1. Рассказ, объяснение. Рассказ— метод производственного обучения в виде изложения которое носит характер повествования о предметах, явлениях, устройствах, процессах, их признаках, свойствах и особенностях. В ходе использования приема повествования мастер рассказывает о принципах действия оборудования, его конструкциях и особенностях эксплуатации, о существе и составляющих технологического и трудового процессов. 6
-
Объяснение — метод производственного обучения в виде изложении которое имеет характер рассуждений и доказательств. В этом случае не только указываются, но и обосновываются признаки, свойства, изменения рассматриваемых предметов, явлений и процессов, раскрываются их причинно-следственные связи, закономерности и зависимости. 7
-
Разъяснение — разновидность устного изложения, использующая те же методические приемы, что и объяснение (рассуждения, доказательства), когда не ставится задача изложить определенную систему знаний, а требуется ответить на вопросы из общей системы знаний. 8
-
Устный инструктаж — это изложение, обычно имеющее характер указаний и предостережений, относящихся к практическому выполнению задания. Обычно устный инструктаж проводится непосредственно перед началом выполнения упражнений или учебно-производственных работ, входе выполнения обучающимися заданий и после выполнении работы и является составной частью соответственно вводного, текущего и заключительного инструктажей, проводимых мастером производственного обучения. 9
-
2. Беседа. Беседа — словесный метод производственного обучения, в ходе которого обучающиеся, отвечая на вопросы, поставленные мастером и возникающие у товарищей, приобретают новые практические профессиональные знания, закрепляют и повторяют пройденный материал. Вопросно-ответный характер способствует активизации познавательнойдеятельности обучающихся. 10
-
3. Работа с технической и справочной литературой. Это один из важных источников информации обучающихся в производственном обучении. В процессе производственного обучения обучающиеся нередко используют различные книги технического и справочного характера для наиболее рационального подбора оборудования и технологической оснастки (инструментов и приспособлении), определения режимов резания и т. д. 11
-
4. Письменное инструктирование. Письменное инструктирование — метод производственного обучения, один из важных видов работы обучающихся с печатным текстом в связи с необходимостью выполнения различных практических занятий. 12
-
Учебные инструкционно-технологические карты, учебные алгоритмы, представляющие собой четкие предписания и правила выполнения обучающимися различных учебно-производственных работ технические паспорта на оборудование, маршрутные и технологические карты являются ценным дидактическим материалом, широко и успешноиспользуемым мастерами в практическом (производственном обучении). 13
-
II. Наглядно-демонстрационные методы обучения: 1. Показ мастером трудового процесса. Показ мастером трудового процесса как метод производственного обучения способствует созданию у обучающихся четкого образа выполнения отдельных элементов трудового процесса (трудового движения, действия, приема, операции). 14
-
Вначале демонстрацию всего приема работы (например приема снятия шкивов или зубчатых колес с вала при помощи съемников) мат показывает в обычном рабочем темпе. Затем отдельные элементы этого приема (подготовка и установка съемника, поворот рукоятки с ходовым винтом, снятие съемника и самого шкива) — в замедленном темпе. При этом мастер комментирует, поясняет, почему иногда срывается съемник, указывает места для захвата шкива и упора в торец вала и т.п. Завершается демонстрация всего приема в обычном рабочем темпе. 15
-
Для закрепления того или иного приема работы до начала самостоятельных упражнений мастер предлагает одному или нескольким обучающимся повторить показанные им приемы. 16
-
2. Демонстрация наглядных пособий, натуральных объектов и изображений. Это метод производственного обучения, позволяющий обеспечить наглядно-чувственное ознакомление обучающихся с различными и изучаемыми предметами, явлениями и процессами. Наглядные пособия, применяемые в производственном обучении, позволяют знакомить обучающихся с оборудованием, технологической оснасткой, эталонами выполненных работ, их заготовками. 17
-
Нередко, в целях лучшего усвоения, натуральные, т. е. реальные объекты подвергаются специальной обработке (разрезы, изломы, шлифы, подсветка, окраска, применение системы зеркал), для того чтобылучше были видны труднодоступные места, хорошо представлены конструктивные, технологические и функциональные особенности и т. д. 18
-
3. Использование экранных пособий и других технических средств обучения. Сегодня на уроках производственного обучения широко применяются такие экранные пособия, как диафильмы, диапозитивы, слайды, транспаранты, кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки) звукозапись, учебные видео- и телефильмы. 19
-
Диафильмы, диапозитивы, слайды, транспаранты на более совершенной основе используются как статические средства наглядности и в своей основе к ним предъявляются те же требования, что и к демонстрации плоскостных наглядных пособий. Они позволяют детально рассматривать и изучать различные машины, их узлы и отдельные механизмы, чертежи, схемы действия, различные таблицы, графики и диаграммы, графические и, особенно, мультипликационные изображения основных движений и действий, составляющих приемы работ по профессиям. 20
-
4. Самостоятельные наблюдения обучающихся. В процессе производственного обучения целесообразно проводив упражнения, способствующие выработке умения наблюдать точно, полно, целенаправленно. 21
-
III. Практические методы обучения: 1. Упражнения обучающихся. Упражнения обучающихся — основной метод производственного обучения. Основа упражнений — целенаправленное и многократное повторение обучающимися изучаемых трудовых действий, приемов и операцийв целях последовательного овладения профессиональными умениями и навыками. 22
-
Различают такие основные виды упражнений: в выполнении трудовых приемов; в выполнении трудовых операций; в выполнении трудовых процессов; в управлении трудовым процессом. 23
-
Упражнения в выполнении трудовых приемов. В порядке подготовки к упражнениям мастер помогает обучающимся разобраться в особенностях Приема, мысленно воспроизвести соответствующие трудовые действия с тем, чтобы запечатлеть в памяти их точный образ. 24
-
Упражнения в выполнении трудовых операций. В трудовых операциях сочетается порою немало различных приемов. Упражнения начинаются простейших операций, включающих наименьшее число приемов. 25
-
Упражнения в выполнении трудовых процессов. Главной задачей этих упражнений является формирование сложных навыков и умений, которые необходимы для выполнения работ, типичных для осваиваемой профессии. 26
-
Упражнения в управлении трудовыми процессами. Практическая подготовка начинается с разборки схем и режима технологического процесса, изучения особенностей устройств оборудования и механизмов, Правил техники безопасности, организации рабочего места. 27
-
Упражнения на тренажерах. Тренажер — техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебно-производственном процессе. 28
-
2. Выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач обучающимися по своим целям Направлено на применение теоретических знаний на практике, способствует развитию специальных технических способностей, формированию творческого мышления. 29
-
Сущность обучения решению задачи состоит в помощи организации самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся в направлении: осознания сложной производственно-технической задачи как проблемы, способы решения которой еще не известны; рассмотрения и анализа условий, в которых проблема возникла и существует; расчленения всех факторов и обстоятельств на данные (известные) и искомые; выяснения, что нужно узнать и что можно узнать; определения путей их реализации. 30
-
3. Лабораторно-практические работы. По задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практичские работы занимают промежуточное положение между теоретическим производственным обучением. Тематика таких работ обычно включает наиболее сложные разделы программы производственного обучения например диагностику неисправностей, технику контроля и измерения, регулировку, проверку и испытание различных устройств и т. I 31
-
4. Деловые учебно-производственные игры. Это игры, связанные с контролем качества производственного обучения. 32
-
IV. Методы проверки знаний, умений и навыков, применяемые в производственном обучении: Текущие наблюдения мастера; Устный, письменный и программированный контроль (опрос) Выполнение и анализ проверочных и контрольных практических работ; Выполнение тестов, квалификационных проб, итоговая аттестация выпускников. 33
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.