Содержание
-
АЛЕКСАНДРОВСК
-
История города начинается с возведения в XVIII веке Александровской крепости — одной из крепостей в цепи новой Днепровской оборонительной линии. Согласно планам российского правительства, крепости должны были защищать Российскую империю от татарских нападений. Новая Днепровская укрепленная линия протянулась на 180 километров от Днепра до Азовского моря вдоль рек конских и Берды. В ее состав должны были войти 7 крепостей: Александровская - на Днепре, Никитинская и Григорьивська - на правом берегу реки конских, Кирилловская на водоразделе рек конских и Берды, Алексеевская, Захарьивська и Петровская - на левом берегу Берды. Крупнейшими из них были Кирилловская, Петровская и Александровска. Именно с началом строительства Александровской крепости начинается история Александровская (Запорожье
-
Одной из наибольших крепостей линии была Александровская, её строительство завершилось к 1775 году. С самого начала существования крепости близ неё начал формироваться так называемый «фурштат» (от нем. vorstadt, «предместье»). В фурштате селились строители-крестьяне, каторжники, обслуживающий персонал, отставные солдаты. С первых лет правительство старалось превратить Александровск не только в административный, но и в экономический центр региона. Вокруг крепости на пустых землях были выделены земли немцам-меннонитам, которые основали около 23-х сёл.
-
Александровская крепость была достаточно мощным укрепленным пунктом. Она имела форму многолучевой звезды, занимала площадь около 105 десятин (130 га). По данным на 1783 г. в крепости находились 43 офицеров с детьми и женами, более 500 солдат. В составе военных была инженерная команда (18 человек при одном инженере), артиллерийская команда (50 человек).
-
-
-
-
Поселение развивалось, возрастала численность населения. В конце XVIII ст. через Александровск шли товары для строительства Херсона и Черноморского флота, что превратило городок в значительный транспортный узел. В 1785 году Александровский форштадт был преобразован в посад — населённый пункт городского типа. Посаду было дано право иметь городские учреждения — первым из которых стала ратуша. Новый посад относился сначала к Новомосковскому, а потом к Павлоградскому уезду. Несмотря на успешное начало, значительного развития в конце XVIII в. город не получил. Население посада росло медленно. С ростом торговой роли Одессы и изменения направлений главных торговых путей в регионе Александровск начал приходить в упадок. Вдобавок в 1797 году Днепровская укрепленная линия была упразднена из-за потери военного значения. В 1806 году Александровск получает статус уездного города становясь одним из многих городов Екатеринославской губернии.
-
-
С первых лет правительство пыталось превратить Александровск не только в административный, но и в экономический центр региона. В 1778 году даже был создан Александровский уезд, но через пять лет уезд был ликвидирован. В 1781г. в городе проживало 7 купцов, 329 мещан, здесь ежегодно происходило 4 ярмарки. Поселение развивалось, росла численность торгово-промышленного населения. Александровск стал в конце XVIII ст. значительным транспортным центром. Это связано с тем, что именно через него шли товары для строительства Херсона и российского Черноморского флота.
-
В первой половине XIX ст. Александровск представлял собой типичный провинциальный город c тремя кирпичными и одним салотопенным заводами. Большинство жителей занималась торговлей, земледелием, и промыслами, связанными с сельским хозяйством. Не развился Александровск и в крупный торговый центр, поскольку торговля активнее развивалась в Никополе, расположенном ниже по Днепру.
-
В 1785 г. Александровский форштадт было преобразовано в посад, т.е. населенный пункт городского типа. В соответствии с этим званием Александровск получил право на открытие городских учреждений, первой из которых стала ратуша - орган местного самоуправления. Новый должностей относился сначала к Новомосковского, а затем в Павлоградского уезда. В 1796 году, по заданию фаворита Екатерины II П. Зубова, было даже разработан и утвержден проект преобразования Александровска в один из крупнейших городов региона. Вблизи Кичкасской переправы планировалось построить порт и судостроительную верфь. К осени 1796 верфь была уже заложена, началось строительство первых кораблей. Но на этот раз Александровскую не удалось стать торговым и культурным центром. В ноябре 1796 г. умирает Екатерина II. Новый император Павел I отстраняет от власти ее фаворита. В результате предложен П. Зубовым проект не был реализован.
-
С 1770 по 1797 год население города пополнялось ссыльными — «колодниками» и «каторжниками», людьми, по преимуществу, из великороссийских губерний. Их поселяли по реке Московке, между посадом и крепостью. Крепостной вал проходил по современной ул. Героев Сталинграда, которая раньше так и называлась — Валовая. Жили поселяне в землянках или в крошечных мазанках, а посёлок назывался вначале «Невинчаный куток», а затем, когда разросся, стал называться «Солдатская слобода». 22 мая 1787 г. Екатерина Великая во время путешествия по Днепру, останавливалась и ночевала в селе Верхняя Хортица в доме титулярного советника Черткова C 1791 по 1917 гг. Александровск находился в черте оседлости для евреев Российской империи.
-
Несмотря на успешное начало, Александровск не оправдал возлагавшихся на него возлагала российская власть. Значительное развитие в этот период город не получил. Население должность росло медленно. В 1795 г. здесь насчитывалось лишь 96 дворов, где проживало 1230 человек, а в 1804 г. - 387 дворов и около 2,5 тысячи жителей. С ростом торговой роли Одессы и сменой направлений главных торговых путей в регионе Александровск начал падать. Не оправдались надежды и планы по превращению города в центр торговли южного региона. К тому же в 1797 году Новую Днепровскую укрепленную линию были отменены из-за потери ее военного значения. Казалось, что существование Александровская как города оказалось под вопросом.
-
Александровск в конце XIX века. Улица Кузнечная
-
-
-
-
-
-
Однако город смог пережить кризис и сохранить свой статус. Императорским указом от 5 июня 1806 Александровск получил статус уездного города Екатеринославской губернии. В 1811 г. Александровске было пожаловано герб. В верхней части щита две перекрещенные ружья российского образца, внизу - татарский лук с тремя стрелами, направленными вниз. Герб города символизировал победу русского оружия над татарским. Однако, несмотря на уездный статус, Александровск продолжал оставаться одним из самых незначительных городов Екатеринославской губернии.
-
-
5 мая 1886 года на месте разобранного старого храма было начато строительство нового – пятиглавого кафедрального Покровского собора. Интересная деталь – в основании церкви оставили те же необтесанные булыжники с высеченными на них крестами, которые были заложены в фундамент первого городского храма еще в 1773 году. Строительство собора было завершено к 1890 году и он мигом стал главной достопримечательностью Александровска. Чего стоила одна только его великолепная колокольня - высотой в 21 сажень (почти 50 метров) с восемью медными колоколами. Главный из последних был огромным – весил 262 пуда и 15 фунтов, то есть более 4 тонн! Прекрасен был собор и внутри. Главным украшением его интерьера были три святых престола - дубовые, искусно выполненные. Алтарь украшали три иконы: Распятие Христа, Вознесение Христа и Преображение Господне. Особенно же почитали в соборе икону Успения Богоматери, в которой хранилась рака со святыми мощами. Возможно такое почитание объясняется тем, что Александровская крепость была заложена в 1770 году именно на праздник Успения.
-
-
Вот что в 1850 году писали о городе в военно-статистическом обзоре Екатеринославской губернии: "Александровск - на месте Александровской крепости. При учреждении города в этом месте имелось в виду, что находясь Вблизи Днепра и ниже порогового, он может получить большую выгоду от склада и отправления хлеба водой достойной припасов. Однако город Этот в продолжении уже 30 лет ни сделал ничего успешного ни в населении, ни в устройстве: причиной тому надобно полагать как отдалённость его от важной переправы через Днепр при колонии Кичкас, так и соседство с Никополе, пользующегося выгоднейшею для торговли и промыслов местностью. Положение города на краю столь обширного уезда невыгодно и в административном отношении, а удаленность от Днепра затрудняет снабжение водой. Обороты на ярмарках до 200000 руб. В городе имеется уездное и приходское училище. "
-
-
-
-
Всего в первой половине XIX в. Александровск представлял собой типичный небольшой провинциальный город - три небольших квартала и четыре улицы без названий в пределах современного Октябрьского района между реками Мокрая и Сухая Московка. В 1861 году в Александровске насчитывалось 470 домов. Из каменных сооружений в Александровске были только три административных здания, тюрьма и продовольственный склад. Улиц и не имели твердого покрытия и освещения. В городе проживало всего 3819 жителей, в том числе 1949 мужчин и 1870 женщин. Промышленность находилась в зачаточном состоянии. В дореформенный период она была представлена салотопный и тремя кирпичными заводами. Большинство александровцев или занималась земледелием, или промыслами и торговлей, так или иначе связанными с сельскохозяйственным производством. Не стал Александровск и большим торговым центром, как на это сначала надеялись. Инициатива в развитии торговли в нашем регионе принадлежала в то время расположенном ниже по Днепру Никополе. Но во второй половине XIX в. ситуация в городе начинает постепенно меняться.
-
Толчок развитию Александровская предоставило строительство через город Лозово-Севастопольской железной дороги. В ноябре 1873 г. было открыто отрезок железной дороги Лозовая-Александровск. Одновременно шло строительство железнодорожной ветки на Мелитополь и далее в Крым. В 1874 г. было введено в эксплуатацию отрезок дороги Александровск - Мелитополь, а через несколько месяцев Мелитополь-Симферополь. С завершением строительства Лозово-Севастопольской железной Александровск превратился в один из крупных транзитных пунктов по перевозке грузов, в первую очередь хлеба. К нему направлялись потоки грузов из окрестных населенных пунктов, для того чтобы дальше перевезти их уже по железной дороге.
-
Активизировалось развитие промышленности. Благодаря появлению с середины 19 в. в крае новых промышленных предприятий Александровск становится одним из основных центров сельскохозяйственного машиностроения. Особенно активное развитие этой отрасли в нашем крае связано с тем, что Южная Украина в то время была настоящей житницей Российской империи. К тому же значительная часть выращиваемого здесь зерна вывозилась через азово-черноморские порты за границу. В условиях наличия значительного спроса на сельскохозяйственную продукцию местные производители были заинтересованы в повышении эффективности своего хозяйства, а этого можно достичь в том числе и за счет широкого использования современной сельскохозяйственной техники.
-
В самом Александровске конце XIX в. было 5 крупных заводов сельскохозяйственного машиностроения: в 1880 г. открылся завод Я. Бадовского, в 1887 г. - Лепп и Вальмана, в 1890 г. - создается Александровская машиностроительная компания, в 1891 г. начал работу завод А. Циглера, в 1894 г . - И. Кацена. Эти заводы выпускали плуги, сеялки, молотилки и другую сельскохозяйственную технику, которая пользовалась спросом на значительной части территории Российской империи. Город стал одним из главных центров производства сельскохозяйственной техники на юге Украины. Значительного развития приобретает мучная промышленность. В Александровске работают кирпичные, лесопильные, водочные заводы.
-
Набирала обороты местная торговля. Ярмарки уже не удовлетворяли потребностей населения, поэтому увеличивается роль постоянной торговли. Только в Александровске действовали около 400 магазинов и лавок. В 1909 г. в Александровскую было разрешено создать биржу, но местное купечество медлило с ее открытием в начале Первой мировой войны. С началом войны открытия биржи было вновь отложено.
-
Город активно развивалось. По состоянию на 1897 г. в Александровскую проживало почти 19 тыс. человек, а накануне первой мировой войны население города достигло уже 63 600 человек. В начале ХХ ст. в городе было 8 тыс. домов, 95 улиц, 7 из которых были покрыты брусчаткой. В 1893 - 1904 годах в Александровске был построен водопровод от реки Мокрой Московки к центру. На 1910 год протяженность водопровода достигла 14 километров. Вода подавалась в дома зажиточных горожан в центре Александровская. В 1910 г. построена электростанция (для обеспечения электроэнергией казенных учреждений, домов зажиточных александровцев и электрических фонарей на улицах).
-
В Александровске действовало 47 различных заводов и фабрик, четыре десятка ремесленных мастерских, сеть аптечных магазинов, 11 представительств банков, 3 нотариальные конторы. В 1903 г. торговый оборот предприятий города составил 25 млн. руб. На предприятиях города работало около 10 тыс. рабочих. Развивалась образование. Во второй половине XIX в. Запорожский край становится из важных очагов развития образования, распространения педагогических технологий и подготовки педагогических кадров. Это стало результатом земской реформы, ведь именно земствам было поручено заниматься образованием. Активные общественные деятели, которые входили в состав земств, понимали значение образования и потому уделяли ее развития большое внимание.
-
В начале ХХ века в Александровске действовали 20 начальных общеобразовательных школ, 5 реальных и 5 коммерческих училищ, 2 мужские и женская классические гимназии. В 1900 году начало работать среднее семиклассная механически-техническое училище. В 1903 году в Александровске было открыто училище для глухонемых, которое получило название Мариинского. В 1911 году в нем обучалось уже 227 человек. В училище учащиеся не только учились, но и овладевали различными ремеслами. Своими достижениями Мариинское училище было известно далеко за пределами Александровска.
-
Архитектурным наследием Александровская, которая до сих пор сохранилась в Запорожье, есть учебные корпуса № 1 и № 3 Запорожского Национального университета (во времена Александровская там располагались мужская и женская гимназии), здание первой тепловой электростанции г. Александровска, жилые дома Бадовского, купца-мецената Лещинского и т.д. Все эти архитектурные памятники являются настоящим украшением нашего города.
-
-
-
-
-
-
-
-
XIX — начало XX века Новым толчком к развитию Александровска стало строительство железной дороги. С завершением строительства Лозово-Севастопольской железной дороги город превратился в один из больших транзитных пунктов по перевозке грузов, в первую очередь хлеба. В 1905 году территория железнодорожной станции была местом боёв рабочих повстанцев с царской армией. Благодаря появлению с середины XIX века в крае новых промышленных предприятий Александровск постепенно становится одним из основных центров сельскохозяйственного машиностроения. Значительное развитие приобретает мукомольная промышленность. Накануне первой мировой войны население города достигло 63,6 тыс. человек, был построен водопровод, электростанция. В Александровске действовало 47 различных заводов и фабрик, четыре десятка ремесленных мастерских.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.