Содержание
-
Анализ воспитательной системы В.А Сухомлинского (1918–1970)
-
Биография
Годы жизни 1918- 1970 1926-1933 гг. - учился в Васильевской семилетке 1934 г. поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте 1939 г. - с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы 1941 г. - призван в Красную Армию. 1942 г. - тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. 1942 - 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». 1958 г. получил звание заслуженного учителя УССР. Умер 2 сентября 1970 года.
-
За свой педагогический труд Василий Александрович был награжден двумя орденами Ленина, Орденом Красной Звезды, многими медалями Союза ССР, Лауреат Государственной премии УССР (1974), посмертно, за книгу «Сердце отдаю детям». Удостоен медалей А.С. Макаренко и К.Д. Ушинского.
-
Педагогическая деятельность
Автор работ по теории и методике воспитания "Сердце отдаю детям" (1969; Государственная премия УССР в 1974), "Рождение гражданина" (1970), "О воспитании" (1973), в которых отстаивал право на педагогическое творчество, пропагандировал идеи советской педагогики. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.
-
Составные части воспитательно - образовательного процесса
Педагог «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» Воспитанник Это активный самостоятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью Коллектив «Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства общества имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди»
-
Взгляды Сухомлинского на воспитание:
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью; Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».
-
Цели и задачи педагогической деятельности
Цель воспитания – гражданско-патриотическое формирование личности, свободное развитие ребенка как активной личности, раскрытие индивидуальности Задачи: Формирование мировоззренческих убеждений в процессе активной деятельности; Научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе; Не допустить равнодушного, безразличного отношения ученика к приобретенным знаниям, когда еще нет никакого дела до их содержания. Важнейшие задачи учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.
-
Педагогические идеи
Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно –нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь.
-
Системообразующий вид деятельности
Один из идеалов воспитания – труд как основа воспитания нового человека. В. А. Сухомлинский стремился к тому, чтобы в школе были не «уроки труда», не игра в труд, а труд. Под трудом он понимал деятельность, направленную на создание общественного богатства.Он пускал в ход все средства: совместный труд учителя и ученика, пример коллектива, пример самых старательных и т.д. Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системообразующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке. «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство» Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».
-
Доминантный компонент
Основные направления разработки педагогической теории и практики Воспитание гражданственности Методика воспитания личности в коллективе Организация деятельности сельской средней школы Использование средств природы в формировании личности Преемственность дошкольного воспитания и школьного обучения Организация работы учительского коллектива школы Соотношение индивидуального и коллективного воздействия Вопросы семейной педагогики Развитие детского творчества Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю»
-
Механизмы воспитательной системы
доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни, принятие ответственности за свой выбор.
-
Результат воспитания - самовоспитание
«Я не один год думал: в чем же выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».
-
Критерии эффективности воспитательной системы
Основными критериями эффективности воспитательной системы являются: гуманистичность педагогической деятельности; наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень воспитанности, духовности и культуры педагогов и учащихся школы, взаимодействие семьи и школы, семейной воспитание.
-
Современное содержание воспитания
Наиболее широкое распространение идеи В.А. Сухомлинского получили на его родине, Украине. Особый интерес к дидактическим идеям В.А. Сухомлинского возник в Китае. Павлышская средняя школа, которой отдал свое сердце и душу В.А. Сухомлинский, стала образцом для создания в Китае экспериментальной школы его имени в селе Хуашы восточной провинции Цзянсу. Дидактические идеи В.А. Сухомлинского также получили распространение и в других странах, например, в Германии, в Польше , в США , в Грузии. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского продолжает оставаться актуальным, опередившим свое время, содержащим неоценимый потенциал для дальнейшего развития дидактической системы современной школы.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.