Содержание
-
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
"Мир как воля и представление" (1819) "О свободе человеческой воли" (1839) Основные сочинения
-
Философия Шопенгауэра
Мир как представление Представление – объекты в форме пространства и времени, воспринимаемые субъектом посредством чувственности, рассудка и разума «…как объект вообще существует только для субъекта в качестве его представления, так и каждый особый класс представлений существует только для такого же особого определения в субъекте, которое называют той или другой познавательной способностью» Взаимосвязь пространства и времени определяется причинностью «Изменение, т.е. смена, наступающая по закону причинности, всегда касается таким образом определенной части пространства и определенной части времени — сразу и в связи. Поэтому причинность объединяет пространство со временем.» Познание причин есть функция рассудка «Первое, самое простое и постоянное проявление рассудка — это созерцание действительного мира; оно всецело есть познание причины из действия, поэтому всякое созерцание интеллектуально.» Причинность - отношение между объектами, а не между объектом и субъектом «… отношение причины и действия … существует всегда только между непосредственным и опосредованным объектом, т.е. всегда только между объектами. »
-
Мир как воля Воля проявляет себя в действиях тела «Действие тела есть не что иное, как объективированный, т.е. вступивший в созерцание акт воли. … тело составляет условие познания моей воли. Оттого без своего тела я, собственно, не могу себе представить этой воли. » Воля есть основание явлений, она близка по своей сущности вещи-в-себе Канта. «…вещь в себе – это только воля, и как таковая она есть вовсе не представление, а нечто … от него отличное: то, проявлением чего… выступает всякое представление, всякий объект.» Силы природы следует рассматривать как проявление воли «Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силы природы, которые отчасти обнаруживаются в каждой материи без исключения, как, например, тяжесть, непроницаемость» Сущность воли - стремление «… …воля на всех ступенях своего проявления, от низшей и до самой высокой, совершенно чужда конечной цели и находится в постоянном стремлении, каковое и есть ее единственная сущность» Стремление воли ведет к борьбе, которая проявляется как страдание «… стремление повсюду окружено многообразными преградами, видим его в постоянной борьбе, т.е. оно всегда является нам как страдание»
-
Освобождение от страданий Избавление от страданий связано с успокоением воли. Достигнув полного самопознания, воля может свободно отказаться от всех стремлений. С исчезновением воли исчезает мир « … если мы … обратим свой взор на тех, кто преодолел мир, в ком воля, достигнув полного самопознания, вновь нашла себя во всем и затем свободно сама себя отринула, … то вместо непрестанного стремления, вместо постоянного перехода от желания к страху и от радости к страданию, вместо … всего этого нам предстанет глубокий покой и мир, который выше всякого разума … осталось только познание, воля исчезла. Мы … увидим, как с уничтожением воли исчезает и мир и перед нами остается только пустое ничто. « …вместе с волей упраздняются и все ее явление и, наконец, всеобщие его формы — пространство и время, а также последняя его основная форма — субъект и объект. Нет воли — нет представления, нет мира. »
-
Фридрих Ницше (1844-1900)
«Рождение трагедии из духа музыки" (1872) «Так говорил Заратустра" (1881-1885) «По ту сторону добра и зла» (1886) Генеалогия морали (1887) Основные сочинения
-
Философия Ницше
Эстетика Культуру формируют два воздействующих жизненных начала: аполлоническое (рациональное) и дионисическое (чувственное, иррациональное) «…поступательное движение искусства связано с двойственностью аполлонического и дионисическогоначал» «Аполлон, как этическое божество, требует от своих меры и, дабы иметь возможность соблюдать таковую, самопознания. … черта необходимо должна присутствовать в образе Аполлона: как полное чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога — творца образов.» «Дионисическийдифирамб побуждает человека к высшему подъёму всех его символических способностей; нечто ещё никогда не испытанное ищет своего выражения — уничтожение покрывала Майи, единобытие, как гений рода и даже самой природы. … восторженность дионисического состояния, с его уничтожением обычных пределов и границ существования, содержит в себе, пока оно длится, некоторый летаргический элемент, в который погружается всё лично прожитое в прошлом. Таким образом, между жизнью повседневной и дионисической действительностью пролегает пропасть забвения»
-
Этика Каждый народ имеет свою систему ценностей «Ни один народ не мог бы жить, не сделав сперва оценки: если хочет он сохранить себя, он не должен оценивать так, как оценивает сосед. Многое, что у одного народа называлось добром, у другого называлось глумлением и позором … люди дали себе все добро и все зло свое» Любовь к дальнему вместо любви к ближнему « … ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе. Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему; выше еще, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и призракам.» Происхождение морали «Чем вызывается к жизни мораль, законодательство? Глубоким инстинктивным чувством того, что лишь благодаря автоматизму их действия возможно совершенство в жизни и творчестве…» Вред морали «… мораль: а) отравляет все миропонимание, b) отрезает пути к познанию, к науке, с) разрушает и подрывает все действительные инстинкты »
-
Этика Переоценка ценностей «Переоценка ценностей достигается лишь тогда, когда есть напряжение новых потребностей, нетерпение тех, кто жаждет нового, кто от старых ценностей страдает, еще сам того не осознавая…» Любовь к дальнему вместо любви к ближнему « … ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе. Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему; выше еще, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и призракам.» Жизнь как воля к власти «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти Жизнь не имеет иных ценностей, кроме степени власти — если мы предположим, что сама жизнь есть воля к власти.» Сверхчеловек как создатель новых ценностей «Человек -- это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, -- канат над пропастью. Смотрите, я провозвестник молнии и тяжелая капля из тучи; но эта молния называется сверхчеловек. Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир - незримо вращается он.»
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.