Содержание
-
Мир византийской культуры
-
Византийской империи
- Эта цивилизация просуществовала свыше тысячи лет
- Началом Византийской империи принято считать 395 г., когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную
- Столицей восточной части империи сделался Константинополь(ныне Стамбул)– такое имя получил в 330 г. старый город Византий
- Бизант – имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал ему свое имя
- Всю восточную часть стали называть Византией, или Византийской империей
- Падение, разгром в 1453 г. столицы Византии Константинополя в ходе турецкого нашествия – конец могущественной державы
- Но культура Византии продолжала свою жизнь в многочисленных отзвуках и влияниях, сказывавшихся на других культурах мира
- По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы
- Сами византийцы называли свою империю Ромейским царством, а Константинополь – Новым Римом
- Византия просуществует целое тысячелетие, вплоть до захвата Константинополя турками
-
Факторы формирования византийской культуры
- Благоприятными факторами формирования своеобразной византийской культуры ученые – называют следующие:
- в Византии была языковая общность (основным языком был греческий)
- Византии была характерна религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия)
- при всей многоэтничности, в Византии существовало этническое ядро, состоящее из греков
- Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление, что в определенные периоды значительно способствовало быстрому восстановлению/скачку в развитии культуры
-
Основа византийской культуры - феодализм
Император Константин
- претворял в жизнь идею придания христианству статуса государственной религии
- объявил свободу разным религиозным учениям
- старался придать Византии значение мирового центра
- имел неограниченную власть
-
- Императора не обожествляли, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу – был подобием Отца Небесного
- Царская власть не передавалась по наследству, неугодных императоров смещали, часто трагически
- Обряд вступления на престол с X века - венчание на царство как Божьего избранника
- Обряд венчания проводился в храме Святой Софии, император нарекался Василевсом и автократором (самодержцем)
- Императоры называли себя верными сынами церкви, но в действительности самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению
-
- Император – «Басилевс ромеев» - объявил себя также и верховным жрецом (в средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру – ромейской)
- Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. – «держитель», повелитель вселенной)
- С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира
-
Схизма
- Вторая социальная сила Византии – церковь – в течение 2-х первых веков н.э. развивалась в рамках христологических споров
- Между Папой Римским и патриархом Константинопольским шла борьба за политическое и религиозное первенство
- Противоречия между Западной (католической) и Восточной (православной) церковью обострились крайне и к XI веку произошел раскол (схизма)
-
Две тенденции в развитии Византийской культуры
-
Духовные доминанты культуры Византии
-
Периоды истории византийского искусства
- раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I- III вв.н.э.)
- ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI- VII вв.)
- иконоборческий период (VII-начало IX века); получил название темное время – во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы
- период Македонского Возрождения ( 867 – 1056) принято считать классическим периодом византийского искусства, т.к. XI стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счет строгой регламентации
- период консерватизма при императорах династии Комнинов (1081-1185)
- период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261- 1453)
-
Три периода «расцвета» византийской культуры
- эпоху Юстиниана принято называть «первым золотым веком» византийской культуры - 557 – 565 гг.
- период власти македонской династии и время царствования Комнинов считают «вторым золотым веком» византийской культуры- 867- 1204 гг.
- третий, последний расцвет Византия переживает в эпоху Палеологов – 1261 – 1453 гг.
-
«Око Вселенной»
- В первых веках нашей эры Византий - Константинополь слыл главным перекрестком мира, этот город прозвали «Оком Вселенной»
- В XI-XII вв. сравнивали с «городом чудес», сказочным Багдадом
- В качестве основной силы, связующей разнородные начала, обычно называют новую идеологию, быстро распространявшуюся в связи с принятием христианства как государственной религии императором Константином в 337 г.
- Но еще долго после этого события не было собственно «византийского искусства», единого художественного стиля, а существовали разные течения официального и народного, светского и церковного искусства
- Только после V в. названием «искусство Византии» можно определить новое искусство, которое соединило черты Античности, тенденции Востока в своеобразном христианском искусстве, но даже и тогда это искусство не стало однородным
-
Парадоксы византийского искусства
- Государственная и церковная регламентация со временем сделала невозможным сосуществование разных художественных стилей, течений и индивидуальных манер мастеров, как было в те же годы в Западной Европе
- Это одна из главных особенностей «византийского искусства», хотя вопрос о каноничности придворного искусства в самом Константинополе остается нерешенным
- Нормативность мышления, общая для средневекового искусства, и особенный догматизм византийского православия «разбавлялись» многонациональным укладом константинопольской художественной школы
- На формирование византийского стиля, искусства, наряду с эллинистической, оказывали влияние многие этнические традиции народов Востока: Персии, Сирии, Армении, Средней Азии
- В Константинополе свободно селились, говорили на своем языке и развивали свое искусство греки, итальянцы, арабы, армяне, сирийцы, славяне, индусы, египтяне, испанцы
-
- Идея ромейского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с требованиями христианского смирения
- Это сказалось на отношении к личности художника
- На произведениях византийского искусства во множестве встречаются надписи, рассказывающие о заказчиках и об их благонравных намерениях, но никогда ничего не говорится о художниках
-
Архитектура Византии
-
Архитектура Византии Храм св. Софии
-
Храм св. Софии
- Непревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии
- Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя
- Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников
- Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря
-
- Со всей страны в Константинополь были привезены мастера
- Сюда доставили лучшие породы мрамора и гранита
- Для украшения храма выламывали целые фрагменты из языческих храмов
- Например, из Рима привезли восемь порфировых колонн из святилища бога Солнца
- В результате грандиозной работы, длившейся пять лет, архитекторы и строители не только решили сложнейшие конструктивные проблемы, но и создали принципиально новый образ христианского храма, ставший эталоном для многих поколений зодчих
-
- Над центральной частью здания возведен купол
- Купол опирается на мощные циркульные арки и на паруса (парус — часть купольного свода в виде вогнутого треугольника).
- С них тяжесть передается на мощные устои, расположенные по четырем сторонам центрального зала
- С восточной и западной сторон она дополнительно перераспределялась с помощью конх на устои, расположенные между апсидами (конха — свод в виде полукупола)
- С внешней стороны здание было укреплено по четырем сторонам мощными вертикальными выступами — контрфорсами.
- Такая конструкция дала возможность зодчим сделать в стенах храма ажурные аркады, галереи и поместить множество окон
- В основании купола находятся сорок окон
- Когда яркие лучи света светят в эти окна, снизу тонкие переборки между ними почти не видны
- Купол словно парит над храмом, не касаясь стен
-
- Пространство собора буквально пронизано светом
- Этот эффект усиливается отражением лучей от мозаичных картин
- Мозаики отражали свет, мерцали, вспыхивали под прямыми лучами солнца
- Обилие света в храме не было случайным
- Оно связано с желанием дать прихожанам ощутить присутствие Господа
- Ведь свет с евангельских времен — это определение Христа
-
Архитектура Византии
-
-
Церковь св. Виталия в Равенне
- Не без основания этот храм считают шедевром византийской архитектуры
- Она поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм
- Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты
- Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью
-
Архитектура Византии Церковь св. Виталия в Равенне
- Восприятие храма как символа всего Божьего мира
- Одним из таких храмов была равеннская церковь Сан-Витале
-
Церковь св. Виталия в Равенне
- Пологий купол покоится на восьми мощных устоях
- Эти устои соединены арочными перекрытиями со стенами
- Узкой стороной они обращены в центр зала, от чего у зрителя создается впечатление легкости купольной конструкции
- Между устоями поставлены колонны с позолоченными капителями, украшенными тонкой и разнообразной резьбой
- Широкие проемы окон позволяют проникать свету внутрь здания
-
- Его стены облицованы разноцветным мрамором и украшены драгоценной мозаикой
- Выкладывали ее из кусочков смальты — цветных стеклянных сплавов
- Смальта, отражая лучи, создает магический эффект рождения света внутри храма
-
Византийский архитектурный тип
- С IX в. регламенты и каноны пронизывают всю жизнь византийца
- Именно в это время стал вырабатываться новый архитектурный тип здания, сохранившийся в восточнохристианском мире до сегодняшнего дня
- В основу его структуры лег план в виде креста, центральная часть которого перекрывалась куполом на барабане
- Такая структура здания получила название крестово-купольной системы
- Общими отличительными чертами этих храмов стало уменьшение площади зданий, заметный рост вверх и создание единого внутреннего пространства
- Соборы вытянулись вверх, всё ярче выражая стремление человека к Богу
- В это время появляются и новые декоративные детали
- Фасады церквей облицовываются разноцветным камнем или декорируются чередованием слоев белого камня с кирпичными узорами
- В результате внешний вид сооружения теряет замкнутость, становится праздничным
-
- Увеличить внутренний объем здания архитекторы сумели, развивая каркасную конструкцию
- Опоры для купольного перекрытия становятся настолько мощными, что между ними архитекторы уже не ставят ни стен, ни колонн
- Поэтому человек, находящийся внутри храма, может видеть всё его пространство
- Существенным новшеством в византийских храмах стала принципиально иная, чем в античности, организация восприятия архитектурных масс в интерьере
- На смену принципу тектоничности (ясности и четкости членения несомых и несущих частей) приходит система, скрадывающая реальную роль конструкций и деталей
- Находясь внутри церковного здания, вы можете не ощущать тяжести купола
- Он представляется нам вздымающимся вверх
- В то же время циркульные арки создают ощущение стекания архитектурных масс сверху вниз
- Это разнонаправленное движение отвечало чрезвычайно важным для восточнохристианской догматики идеям: о постоянном нисхождении божественного в тварный мир и о возможности для человека прийти, подняться к Богу
-
- Постепенно конструкция церкви, во внутреннем пространстве которой «слияется дольнее и горнее» (Иоанн Геометр, Х в.), становится самой распространенной в византийской архитектуре
- Создание ощущения разнонаправленного движения архитектурных масс в интерьере храма становится важнейшей особенностью православных церквей
- Она отличала их от западнохристианских соборов, в которых движение архитектурных масс, как правило, было однонаправленным (вперед, к алтарю — в романском храме; вперед и вверх — в готическом)
- Повышенность объемов, множество украшений и четкость форм придают храму большую торжественность
-
Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры
-
Византийские мозаики
- Цвет воспринимался византийцами как материализованный свет, но в духовном, иррациональном смысле
- Ярче всего должна сиять Божественная сущность
- В византийской живописи никогда не изображается источник света — он в ней самой
-
- Византийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны
- Золотой фон означает Божественность; пурпур — символ духовного озарения, Софии Премудрости божией, а также знак божественного императорского достоинства
-
- Богоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждах
- Белый цвет - символ чистоты и святости, в белом изображаются души праведников
- Синий и голубой — символы небесного, потустороннего мира
-
Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век
-
Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей
-
Византийские мозаики
-
-
-
Мозаики храма Аполлинария Нуово в Равенне
Изображения на византийских мозаиках и иконах отличаются статичностью, фронтальностью, иератичностъю, созерцательностью
В них нет динамики, живой пластики, ракурсов, пространственной глубины и натуралистических деталей
-
Иконы
- С VI в. всё большую роль в интерьере храмов начинают играть иконы
- Именно в этом виде искусства эстетические идеи христианской культуры были воплощены в наиболее полной мере
- Византии иконы обычно писали яичной темперой на деревянных досках, покрытых левкасом (особым грунтом) и — редко — на холсте
- Могли изображаться сюжеты из земной жизни Иисуса, но гораздо чаще художники рисовали на иконах отдельные образы: Иисус, Богоматерь, апостолы, архангелы, святые (само слово икона по-гречески значит образ)
- При этом художники писали не изменчивые лица, а лики тех, кто пребывают в вечном, идеальном мире
-
Для христианина иконы служат окном в небесный мир, помогают возводить ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному»
(Псевдо-Дионисий)
Григорий ЧудотворецИкона второй половины XII в.
-
- Икона понималась не только как образ, который может возвести к духовным сущностям, но и как священный предмет
- В ней самой заключена Божественная благодать
- Представление о том, что икона есть носительница спасающей силы, безусловно, оказало воздействие на интерпретацию иконных образов
- Большая часть ликов, созданных художниками, обращают к нам взгляд, дарящий покой и надежду на справедливый суд
- Как правило, конкретному образу на иконе соответствует определенный фон — чаще всего золотой, красный или белый
-
- "Св. Марина" из Византийского музея в Афинах, исполненной, вероятно, в конце XIV в.
- Согласно византийской иконографии, св. Марина всегда облачена в красный плащ
- Красный цвет обладает многими символическими смыслами
- Это "пылающий огонь, заключающий в себе Божественные энергии" (Дионисий Ареопагит), которые дают жизнь творению
- Это цвет мученичества, указание на кровь Христа, пролитую во имя спасения человечества
- Это символ Божественной любви, "пламя горения любви, согревающее сердца... чтобы страх перевоплотился в любовь" (Григорий Великий)
- Это символ Спасения, ибо в Ветхом Завете кровью агнца евреи помечали двери своих домов во время египетских казней
-
- В иконе "Св. Марина" красный цвет имеет особенную тональность благодаря непривычному темному оттенку, близкому к малиновому, очень активному, даже пронзительному
- Фигура св. Марины погружена в красный плащ, будто в некую особую сферу, подобную пламени
- Красный цвет является здесь не только преобладающим, но почти единственным; лишь темно-синие вырез платья и рукава, да золотые ворот и нарукавники, создающие архитектонику цветовой композиции, служат дополнениями к огромному сплошному полю красного
- Именно он определяет главную тему образа: духовное горение, погружающее святую в огнеподобную мистическую сферу, в которой она пребывает в великолепной красоте и величественном спокойствии
- Эта икона, воплощающая представления о непременном торжестве идущего по духовному пути, отвечает настроениям, связанным с триумфальной победой идей исихазма
-
Особенности Византийской культуры
- Города как центры ремесла, торговли, искусства
- Культ императора как сакральной фигуры
- Церковь как господствующий орган, подотчетный светской власти, не претендующий на политические функции
- Отсутствие сословной замкнутости господствующего класса
- Унификация научного и художественного творчества в силу бюрократически централизованного государственного устройства
- Использование свойств искусства для формирования религиозного сознания Византии
- Внешняя помпезность, парадность
- Приверженность к строгой обрядности
- Сознание превосходства над культурой народов остального мира
-
Мировое значение византийской культуры
- Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры
- Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам
- Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации
- Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи
-
- Византия нашла такой образ мира, который удовлетворил потребности многих народов периода Средневековья
- Византийцы открыли духовную природу человека
- Культурные процессы, происходившие в этой стране, способствовали рождению синтеза эллинистической философии, христианского нравственного религиозного учения и мистических идей, связанных с образами древнееврейской культуры
- На заре Средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических традиций
-
Влияние византийской культуры ощутили на себе как страны, примыкающие к византийскому региону (Македония, Сирия, Херсонес, Сицилия и др.), так и те страны, для которых Византия стала эталоном величия и колыбелью православия (Сербия, Болгария, Грузия, Древняя Русь)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.