Содержание
-
Воспитатель: Кожокина Е.Ю.
-
Одним из самых загадочных чудес нашего края является кружево. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в. кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень.
-
Набор инструментов и приспособлений для плетения кружев был доступен для простого народа и включал коклюшки, валик, подставку под валик, склок, булавки, ножницы и нитки.
-
Балахнинские коклюшки по форме напоминают веретено с небольшой плоской головкой и имеют длину 12-15 см. Изредка они украшались неглубокими надрезами – проточками.
-
Деревенские мастера вырезали коклюшки обычно из березы или можжевельника, хорошим деревом считался клен, а самым лучшим – липа. Коклюшки считали парами, продавались они на местных базарах сотнями. Для начала работы обычно требовалась одна сотня коклюшек.
-
Для закрепления сколка и коклюшек во время плетения кружев служила плотная подушка, которую в Балахне называли валиком, а в старые времена – кутузом. Чаще всего валик имел длину 35-40 см и диаметр 30-40 см.
-
В Балахне кружева плели в основном из шелковых и хлопчатобумажных ниток, реже – из льняных. Использовались нитки черного, золотисто-кремового или белого цветов.
-
Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, местные кружевницы создали свой неповторимый стиль – «балахонский манер».
-
Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда – узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни. Своеобразной визитной карточкой мастериц стала «балахонская роза». В сравнении с растительным орнаментом изображения животных и птиц – оленей, павлинов, орлов – на балахонских кружевах встречаются реже.
-
-
Без внимания мы не можем оставить знаменитых кружевниц, которые плели кружева. Это представительницы известных балахнинских семейств Заевых, Богдариных, Зеленихиных и других. Имена кружевниц содержатся и в архивных документах, правда, встречаются они крайне редко. Под 1863 годом названы балахнинские кружевницы – мещанские жены Агафья Федорова Половинкина, Александра Иванова Пастухова, Елизавета Алексеева Коскина. Также бабушка Максима Горького, Акулина Ивановна является кружевницей нашего городка.
-
-
У удивительной мастерицы Варвары Ивановны Быковой занималась Лидия Федоровна Васильева, окончившая Вятскую школу кружевниц. В 1968 г. она возглавила цех кружевоплетения в Балахне. Вместе со своими ученицами Галиной Александровной Котовой и Ольгой Анатольевной Чернигиной собирала старинные сколки, образцы рисунков, изучала технологию многопарного плетения.
-
Галина Александровна Котова работала в цехе кружевоплетения Городецкой строчевышивальной фабрики, который существовал в Балахне с 1969 по 1994 г. Возглавляла его Лидия Федоровна Васильева, окончившая Кировское училище и приехавшая в Балахну в 1968 г. Кружевницы этого цеха стали наследницами сложного по технике исполнения «балахонского манера».
-
Лидия Федоровна плетет косынки, шарфы, воротники “балахонского манера”. Освоила самые сложные многопарные переплетения, характерные только для Балахны, изучила художественные особенности орнаментального узора кружева, проводит работу по реставрации старинного балахнинского кружева.
-
В балахнинском кружеве вы найдете около десятка различных вариантов сеток-решеток, которые весьма плотны на ощупь, но все же не утяжеляют кружево, а наоборот придают ему особую воздушность. Кроме того в кружевном полотне используются овальные насновки, цветочные мотивы, виноградные грозди, розы, медальоны, завитки, цветочные гирлянды.
-
В 19 веке кружевоплетением в Балахне занималось практически все ее женское население (традиционно девочек начинали обучать ремеслу с 5 лет), к тридцатым годам революционного 20 столетия кружевной промысел почти умер.
-
Современное балахнинское кружево восстановлено по крупицам теми, для кого кружевоплетение и жизнь слились воедино.
-
Своеобразие «балахонского манера» заключалось в легкости решеток, на которых располагаются густые букеты цветов и винограда. Орнамент почти всегда очерчен толстой шелковой нитью, внутреннее пространство между лепестками заполнено прозрачной решеткой. Орнаментом балахнинского кружева в основном являлось и является растительность.
-
-
Ассортимент кружевных изделий был многообразен . С одной стороны - это бельевое кружево : концы полотенец , простынь , подзоры , салфетки , скатерти, кружево на отделку подушек , на комоды , подносы ; с другой- изделия для отделки женской , а также мужской одежды : галстуки , пояса , каймы платков , наколки на причёску, головные уборы ( шапочки ), перчатки , кофты , платья , воротники , манжеты , накидки , шали , косынки и платки .
-
Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто.
-
Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.
-
Искусство кружевоплетения не забыто и сегодня. В 1970-е годы в Балахне был открыт центр кружевоплетения. В настоящее время обучение детей и взрослых кружевоплетению проводится в центрах народного творчества Нижегородской области.
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.