Содержание
-
-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Познакомить с историей возникновения и видами русского кружева. Показать особенности Елецкого кружевоплетения и техники выполнения его основных элементов. Развитие творческой активности, фантазии при выполнении работ. Воспитание любви, уважения к историческому прошлому и культурному наследию своего края.
-
Кружево- удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.
-
По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль.
-
Вологодские кружева
Известностью пользуются вологодские кружева объединения «Снежинка» с центром в г.Вологде. Начало промысла относится к 1820-м г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. До 40х г.г. преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия – дорожки, салфетки, нарядные съемные детали женской одежды – воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой; они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток. Фрагмент подзора свадебной простыни. Первая половина XIX века Вологодское кружево.
-
Елецкие кружева
Объединение «Елецкие кружева» Липецкой области (б. Орловская губерния) – другой крупный центр кружевного промысла. Местные жители овладели плетением кружев в начале XIX в. С середины века оно распространилось во многих селах и деревнях и особенно большой размах получило в конце XIX в. Много выплетали модных в то время черных шелковых косынок. С 1921 г. существовало товарищество кружевниц. Елецкие кружева более тонкие и легкие, чем вологодские. Полотнянка Елецких кружев — изменчивая по плотности и ширине, часто переходит в ажурные разработки.
-
Традиционные цвета Елецкого кружева – белый и черный. Часто используют эти цвета одновременно: одни пары коклюшек с белыми нитями, другие с черными. При этом кружево приобретает пестроту, как бы серый оттенок.
-
Своеобразие ряда Елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора. Для кружевных решеток Ельца тоже характерны мотивы снежинок, морозных узоров, с которыми часто ассоциируется белое кружево разных центров.
-
Вятские (кировские) кружева
Центр вятского (кировского) кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Заказы поступали из Петербурга. По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.
-
Рязанские (михайловские) кружева
Цветное михайловское кружево рязанской области занимает особое место среди остальных промыслов. Здесь преобладает мерное кружево, по этому же принципу выплетают и штучные отделки. Типичны веерообразные формы кружевных мотивов, фестончатые и зубчатые концы полотенец, салфеток и т. д. Треугольные сеточки перемежаются с плотно выплетенными частями узора.
-
Разнообразные широкие и узкие полосы узоров украшают концы полотенец. Оплеты обрамляют круглые скатерти, салфетки из сурового холста, цветной редины и др. Нарядны цветные отделки Михайловского кружева на детской одежде. Цвет современного Михайловского кружева строится на контрастных сочетаниях красного с белым, и дополняющими их синим или зеленым, черным, желтым и т. д. Характерно применение крупномасштабных насновок в образовании ведущих элементов узора. В Михайловском кружеве появились изображения цветов, деревьев, женских фигур, птиц и пр. Здесь создают не только мерные кружева, но и подарочные штучные изделия.
-
Киришские (захожские) кружева
Киришское кружево (Ленинградской области) непосредственно продолжает традиции крестьянского кружевного промысла. Киришское кружево мало известно. Оно скромнее и не так разнообразно, как в других промыслах, но узоры его поэтичны, исполнены подлинного высокого мастерства. Промысел издавна был сосредоточен в деревнях - местности, отдаленной от больших дорог, носящей название «Захожье». По-видимому, начинали здесь плести кружево в конце XVIII — начале XIX в. из тонких льняных ниток. Вилюшка непрерывна на протяжении всего орнамента, плетется в перевив всех пар, что придает кружеву прозрачность. Край полотнянки оформлен плетешком в виде треугольников.
-
Отличительные особенности разных центров кружевоплетения
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.