Содержание
-
Дидактические возможности ЦОР
Лекция 5 Институт педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова Дисциплина «Цифровые технологии в образовании» Автор - Чиркова Л.Н.
-
Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов
"Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала, не только за счет овладения содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а также способности отыскивать путь к новым знаниям" (Мнение министров образования стран «Большой восьмерки") 2
-
Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике
Необходимо понять роль новых технологий в практике обучения, рассматривать это как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся Важно выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. Сравнительный анализ математической и естественно-научной подготовки учащихся 50 стран мира по данным Третьего международного исследования (ThirdInternationalMathematicsandScienceStudy — TIMSS)1 показал, что самые высокие результаты по математике и естествознанию имеют школьники Сингапура, Южной Кореи и Японии, а также Бельгии и Чешской Республики. Результаты российских школьников попадают в промежуточную среднюю группу. 3
-
Проверка по областям
Содержательная Контекстуальная Процессуальная 4
-
Содержательная часть
Какой понятийный аппарат освоил выпускник за годы обучения в школе? Проверяется не воспроизведение знаний и понятий, а освоение фундаментальных понятий, принципов и законов 5
-
Концептуальная часть
Может ли выпускник школы использовать знания, полученные в школе при решении повседневных задач, в контексте реальных жизненных ситуаций? Или, изучив курсы предметов, ученик при объяснении наблюдаемых явлений опирается не на то, чему его обучали в школе, а на псевдонаучные, бытовые представления, сформированные у него за пределами школы? 6
-
Процессуальная часть
сформированы ли интеллектуальные умения, позволяющие проводить логические мыслительные операции и устанавливать причинно-следственные связи при решении повседневных задач? 7
-
Модель выпускника школы
Должен обладать определенными качествами личности: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место, самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии 8
-
четко осознавать, где и как знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща, самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. 9
-
Рекомендации
усиление практической направленности содержания курсов; изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в их повседневной жизни; изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса заданий на применение знаний для объяснения окружающих явлений; учет знаний которые учащиеся получают вне школы из различных источников. 10
-
Педагогические инструменты цифровых образовательных ресурсов
Интерактив(взаимодействие) Мультимедиа Моделинг- моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования. Коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса. Производительность - автоматизация нетворческих, рутинных операций. Быстрый поиск информации по ключевым словам в базе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера 11
-
Роль учителя-исследователя
Учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. 12
-
Условия для формирования качеств личности
Вовлечение каждого в активный познавательный процесс, применение знаний на практике и четкое осознание, где, как и для каких целей эти знания могут быть применены Совместная работа в сотрудничестве при решении проблем. Широкое общение со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны Свободный доступ к информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, ИЦ всего мира с целью формирования собственного независимого, аргументированного мнения по той или иной проблеме Постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения проблем и умения их решать совместными усилиями, выполняя разные социальные роли 13
-
Новые педагогические технологии
Обучение в сотрудничестве (cooperativelearning); метод проектов разноуровневоеобучение «Портфель ученика» индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии 14
-
Компьютеризация и информатизация
Компьютеризация процесса обучения- это технический процесс оснащения образовательных учреждений средствами современной вычислительной техники. Информатизация процесса обучения - это педагогический процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Главная задача - извлечь из этого оборудования максимальную пользу. 15
-
Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс
Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока. Даёт дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация). Усиливает наглядность. Вместо старых таблиц - «культурное» изображение. Показ объектов, которые другим способом показать нельзя. Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети. Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты. 16
-
Учитель и современные цифровые образовательные ресурсы
Учитель должен постоянно учиться, обмениваться опытом, видеть опыт работы своих коллег. Используя национальную коллекцию цифровых образовательных ресурсов, каждый учитель сможет получить дидактические материалы к каждому уроку вместе с методическими рекомендациями по их использованию. 17
-
Применение ЦОР на различных этапах урока
ЦОР для актуализации знаний Электронные тесты ЦОР 18
-
ЦОР на этапе объяснения нового материала
Электронные учебники Мультимедийные презентации Учебные видеофильмы 19
-
ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков
Проектная деятельность Программы тренажёры. Для аттестации учащихся используется, как традиционная форма, так и компьютерный вариант (с использованием подготовленных при помощи системы ЦОР контрольных работ и тестов). 20
-
ЦОР для подготовки домашнего задания
Творческие задания Рефераты, доклады Презентации Самообучение Использование ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса 21
-
Методы развития познавательной активности учащихся средствами мультимедиа
Сущность методов - не простое запоминание, а активная мыслительная деятельность учащихся. Активность проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Проблемное обучение и самостоятельная работа являются основными средствами активизации учения школьников. 22
-
Формула интереса
Интерес = любопытство + любознательность + привычка к систематическому умственному труду. Формула успеха У = Пи*Д Познавательный интерес (Пи) имеет большую побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Д- деятельность 23
-
Результативность
Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей: формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям; развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли; развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения; воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими; совершенствование процессов внимания, памяти, мышления 24
-
источники
http://resource.ippk.ru/mediawiki Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001 .http://www.ido.rudn.ru 25
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.