Содержание
-
Доклад: «Земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения»
Касенова А.Р. Ю-14-2
-
Земельное законодательство Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяет земельный фонд на семь категорий:
земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
-
Исходя из установленных категорий земель, можно утверждать, что категория «земли сельскохозяйственного назначения» определенная достаточно конкретно, поскольку законодатель устанавливает особенности правового регулирования земель, отведенных под первую категорию. Земли сельскохозяйственного назначения включают сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. При этом, сельскохозяйственные угодья состоят из участков земли определенного хозяйственного использования (пашня, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища). Следует отметить, что к землям сельскохозяйственного назначения относятся также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства, крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, научно-исследовательских, опытных и учебных целей, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства.
-
В соответствии с нормами Земельного кодекса Республики Казахстан земельное законодательство Республики Казахстан основывается на таких принципах, как:
целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан; сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан; охраны и рационального использования земель; обеспечения экологической безопасности; целевого использования земель; приоритета земель сельскохозяйственного назначения; обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности; государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель; предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий; платности использования земли.
-
При общем рассмотрении состава земель населенных пунктов, определенного законодательством, данная категория представляет собой комплекс земельных участков различных целей использования, в их числе:
жилой застройки, занятые строениями и предназначенные для застройки многоквартирными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками; общественно деловой застройки, занятые и предназначенные для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий и иных деловых зданий, строений и сооружений; производственной застройки, занятые и предназначенные для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также для установления санитарно-защитных зон этих объектов; транспорта, связи, инженерных коммуникаций, занятые и предназначенные для сооружений железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, магистралей инженерной инфраструктуры и связи; особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; водоемов и акваторий, занятые реками, естественными и искусственными водоемами и акваториями, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями; сельскохозяйственного использования; общего пользования, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения (водопроводы, отопительные трубы, очистные сооружения и другие инженерные системы общего пользования); резервные и иные, не вовлеченные в градостроительную деятельность, предназначенные для территориального развития населенного пункта и развития личного подсобного хозяйства; специального назначения, выделяемые для размещения крематориев, скотомогильников, свалки бытовых отходов и иных объектов, использование которых невозможно без установления специальных нормативов и правил; предоставленные для нужд обороны и иного режима использования. Особого внимания в составе земель населенных пунктов требует такая их часть, как земли сельскохозяйственного использования. Возникает вопрос, как квалифицировать такие земельные участки: как относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения или несельскохозяйственного.
-
Сельскохозяйственное назначение выражается в том, что для земель данной категории определена основная цель использования - сельское хозяйство, в соответствии с которой земля не только может, но и должна использоваться. В данном случае целесообразнее использовать термин разрешенное сельскохозяйственное использование. Выделяя в качестве отдельной категории в составе земельного фонда земель населенных пунктов, законодатель наделяет данные земли двойным режимом, во-первых, режимом населенного пункта, на территории которого земельный участок расположен, во-вторых, конкретным целевым назначением, в том числе и сельскохозяйственным. Следовательно, можно утверждать, что земли сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Следующая категория земель в составе земельного фонда - это земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения. Особенностью их правового режима является установление зон с особыми условиями землепользования в целях нормальной эксплуатации указанных объектов и для обеспечения безопасности населения Четвертой категорией земель в соответствии с нормами Земельного кодекса Республики Казахстан называют земли земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Норма пункта 2 статьи 122 гласит: «Сельскохозяйственные угодья на землях особо охраняемых природных территорий, используемые для ведения сельскохозяйственного производства, могут быть предоставлены для указанных целей гражданам Республики Казахстан, проживающим в населенных пунктах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан». К пятой категории земельного фонда отнесены земли лесного фонда. Землями лесного фонда признаются земельные участки, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства. Статья 48 в составе государственного лесного фонда выделяет:1) лесные;2) нелесные угодья . Соответственно, и в этом случае следует отсылка к земельному законодательству, а это означает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель лесного фонда являются землями сельскохозяйственного назначения. Шестую категорию составляют земли водного фонда. Землями водного фонда признаются земли, занятые водоемами (реками и приравненными к ним каналами, озерами, водохранилищами, прудами и другими внутренними водоемами, территориальными водами), ледниками, болотами, водохозяйственными сооружениями для регулирования стока, располагаемыми на водоисточниках, а также земли, выделенные под водоохранные зоны и полосы этих сооружений и зоны санитарной охраны водозаборных систем питьевого водоснабжения. В отличие от земель лесного фонда, для земель водного фонда не предусмотрена возможность вхождения в их состав земель, используемых для сельскохозяйственных нужд. И седьмая категория в земельном фонде - это земли запаса. Землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность или землепользование, находящиеся в ведении районных исполнительных органов.
-
Очевидно, что надлежащее правовое регулирование отношений в сфере использования земель несельскохозяйственного назначения имеет огромное практическое значение для решения стоящих перед обществом социально- экономических задач.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.