Содержание
-
Дошкольникв мире экономики
Воспитатель МБДОУ №10 «Маленький принц» Базан Ю.С.
-
Актуальность:
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
-
Вид проекта:
По количеству участников: коллективный. По продолжительности: долгосрочный. По содержанию: познавательный. Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители. Сроки реализации: 5 месяцев (с января по май).
-
Цель:
способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
-
Задачи:
дать азы экономики; формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем; формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать; развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми - "товар - деньги - товар" учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
-
Ожидаемый результат:
Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей); Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; Видят красоту человеческого творения; Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.); Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
-
Основные средства:
информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, конкурсы); создание обогащённой развивающей среды в группах: наличие банковской ячейки для хранения денег; проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?» проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
-
Разделы экономики
1. Деньги. 2. Потребности и возможности. 3. Бюджет семьи. Доходы и расходы. 4. Труд. Профессии.
-
Задачи раздела «Потребности и возможности»:
в формировании у детей предс-тавлений о разнообразии потреб-ностей и ограниченности возмож-ностей их удовлетворения; в формировании представлений о потребностях в экономических (жили-ще, еда, одежда) и духовных (обще-ние, дружба, любовь, забота) благах; • в воспитании умения делать выбор из постоянно возникающих возможнос-тей.
-
Задачи раздела «Бюджет семьи. Доходы и расходы»
формирования у детейпредставлений о бюджетесемьи, источникахдоходов, рас-ходах; • формирования и развития представлений о банке и необходимости делать накопления; • формирования бережного отношения к вещам как продуктам человеческой деятельности; • развития представлений о таких нравственных качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность; • формирования адекватного отношения к богатству и богатым людям, уважения к людям, занимающимся благотворитель-ностью и спонсорством.
-
Задачи раздела «Труд. Профессии»
• формирование у детей понимания того, что каждая вещь, окружающая нас, - это результат труда людей; • воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги; • расширение и углубление знаний детей о разнообразии профессий; • поощрение в детях желания трудиться, помогать своей семье. Пособие можно использовать как на занятиях, так и вне занятий.
-
Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы.
Сюжетно - ролевые игры: «Кондитерская фабрика», «Супермаркет», «Рекламное агентство», «Банк», «Строительство дома», «Семья», «Ярмарка», «Детское кафе» «Аукцион»;
-
Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»
-
Сюжетно – ролевая игра «Банк»
-
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
-
Сюжетно – ролевая игра «Аукцион»
-
Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»
-
Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы.
Дидактические игры: «Кем быть?», «Обмен», «Ярмарка», «Мой маленький бизнес», «Кому, что нужно?» «Веселые повара», «Придумай рекламу», «Профессии»
-
Дидактическая игра «Профессии»
-
Дидактическая игра «Я - покупатель»
-
Дидактическая игра «Мой маленький бизнес»
-
Дидактическая игра«Ремесла Киевской Руси»
-
Народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях. Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон». 2.Чтение и обсуждение сказок о труде. Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др. Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе». 3.Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело». Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».
-
4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах. Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво». 5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных: «Лиса и козел». Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал» 6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже. Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка». Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
-
Пословицы о деньгах, о труде…
В долгах, как в шелках. Грош, что потом заработан, милей даровых рублей. Долг платежом красен. Из грошей рубли растут. Копейка рубль бережет. Не богатство друг, а друг — богатство. Не в деньгах счастье. Платье шей, когда есть лишние деньги. Погнался за уткой и утенка упустил. С деньгами всяк молодец. Скупой никогда не будет богат. Деньги — не голова: наживное дело. Доход не живет без хлопот. Каждый час простоя — река убытку.
-
О труде В страду одна забота: не стояла бы работа. Кончил дело — гуляй смело. По работе и плата. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Ремесло — золотой кормилец. Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Уменье везде найдет примененье. Не работа дорога — умение. Всякая работа мастера хвалит. Дело мастера боится. На час опоздаешь — годом не наверстаешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без работы день годом станет. Без труда и отдых не сладок.
-
Детский экономический словарь
-
-
Ребенок узнает новые слова:
валюта закон доход цена бартер экономика банк
-
Некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников. К ним относятся:
информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях (советовали вести таблицу семейных расходов); отчёт для родителей на собрании об экономическом проекте.
-
Весь познавательный материал подобран в соответствии с основными принципами обучения детей дошко-льного возраста: научности, доступ-ности, систематичности и последо-вательности подачи материала, связи с жизнью, наглядности, учета возраст-ных и индивидуальных особенностей детей данного возраста.
-
Источники информации
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55. 2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103. 3. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3. 4. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова]. 5. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
-
6. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63. 7. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140. 8. Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121. 9. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получе-ние дошкольного образования / Е.Н. Табих. - Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил. 10. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.