Презентация на тему "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях ФГОС"

Презентация: Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях ФГОС
Включить эффекты
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях ФГОС" по педагогике, включающую в себя 9 слайдов. Скачать файл презентации 0.12 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    9
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях ФГОС
    Слайд 1

    Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях ФГОС

    Консультация для педагогов Подготовила : Смирнова Н.Е

  • Слайд 2

    Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того, что бы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется- введение дошкольников в профориентацию . Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов. ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – первая ступень для формирования у дошкольников базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Актуальность направления работы по ознакомлению детей с профессиями отражена в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно образовательной программе, ознакомление с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Работа по ознакомлению детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должна осуществляться как целостный органический процесс, должна проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй. Система работы с дошкольниками по ранней профориентации проводится по 3 направлениям: - приближение детей к труду взрослых; - приближение труда взрослых к детям; - совместная деятельность детей и взрослых. Приближение детей к труду взрослых. Это, когда педагог знакомит детей с профессией как на занятии, так и вне: рассказывает о труде взрослых с показом иллюстраций: что за профессия, где работает (о месте работы) , во что одет, что нужно для работы, какими чертами должен обладать и т.п. А также, можно организовать в детском саду встречу с интересными людьми какой-то профессии. II. Приближение труда взрослых к детям. Это организованные экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий- на работе ( предприятии, учреждении) . Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых , способствует накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

  • Слайд 3

    В современной педагогике существует термин промышленный туризм. Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие промышленные предприятия, где узнают новое, интересное о современных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий. Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: - в медицинский кабинет; - в прачечную; - в библиотеку; - в школу; - в магазин; - в аптеку; - в парикмахерскую; - в ателье; - к светофору; - на почту; - на работу к родителям. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастѐт, если они смогут принять в нѐм хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Важно здесь соблюдать технику безопасности. В процессе выполнения действий дети получают более точные и полные представления о труде взрослых. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит от процесса труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, еѐ назначение. В ходе экскурсии, в процессе наблюдений педагог может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». III. Совместная деятельность взрослого и ребѐнка. К этому направлению работы с детьми относятся игровая и продуктивная деятельность. В работе по реализации данных направлений, задача педагога- найти эффективных те эффективные средства, формы, методы работы, которые бы привели к эффективному результату. Одним из эффективных технологий по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых является проектная деятельность так как: - основывается на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию; - позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность – это комплексное планирование, деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

  • Слайд 4

    Существуют парциальные образовательные программы дошкольного образования по задачам ранней профориентации Авторская программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» . Игровая развивающая программа В. П. Кондрашова «Мир профессий» Программа А. Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Структурно состоит из четырѐх взаимосвязанных блоков 1) Труд – продукт 2) Деньги (цена, стоимость) 3) Реклама: желания и возможности 4) Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика Программа адаптирована как для занятий в дошкольной образовательной организации, так и для домашнего обучения, и подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний в быту и в будущей профессии Программа В. П. Кондрашова «Мир профессий» подразумевает формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых посредством специально организованных профориентационных сюжетно-ролевых игр. Программа учитывает тематику сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами. Программа составлена циклично: тематика игр частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложнѐнном виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. В целом, программа предусматривает ознакомление детей более чем с 80 профессиями.

  • Слайд 5

    Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учѐтом следующих принципов: Принцип личностно ориентированного взаимодействия. Принцип доступности, достоверности и научности знаний. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы). Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат). Принцип активного включения детей в практическую деятельность. 6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. 7. Принцип регионального компонента.

  • Слайд 6

    Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.Задачи работы с детьми 3-4 лет:-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения Задачи работы с детьми 4-5 лет:-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворениепотребностей человека и общества;-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; -формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; -учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;-знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями. Задачи работы с детьми 5-6 лет:-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;-систематизировать знания о труде людей в разное время года;-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.Задачи работы с детьми 6-7 лет:-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

  • Слайд 7

    Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учѐтом современных образовательных методов и технологий.   Практические методы – использование дидактических игр; создание и использование дидактического материала в технике «Лепбук»; введение детей в сюжетно-ролевую игру, где дети опираются на ранее полученные знания, учатся соответствовать своей социальной роли. Словесные методы и приемы – проведение бесед с детьми; проведение бесед в рубрике «А у нас гость» с приглашением родителей, как представителей разных профессий. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Таким образом, необходимо  организовывать работу с семьями воспитанников по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста. В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду. Проведение совместной деятельности по знакомству с произведениями художественной литературы, разгадывание загадок, изучению пословиц и поговорок раскрывающих данную тему; обучение рассказыванию о профессиях своих родителей Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;- называет профессии разных сфер экономики;- различает профессии по существенным признакам;- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;- объясняет роль труда в благополучии человека;- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.Основные направления развития ППРС, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям.-игровые центры;-дидактические игры;-настольно – печатные игры;-сюжетно – ролевые игры;-демонстрационный материал…..

  • Слайд 8

    Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентацииподразумевает:-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;- выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;- материалы для сюжетно-ролевых игр.Дидактические игрыДеревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет. Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет. Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет. Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет. Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет. Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет. 

  • Слайд 9

    Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет. Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.  Сюжетно – ролевые игры«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутовдля организации профориентационных сюжетно-ролевых игрТематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».Конструктор.Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).Кукольные коляски, соразмерные куклам. Комплект постельных принадлежностей для кукол. Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.Кукольные кухонный шкафчик и плита. Набор чайной посуды.Набор кухонной посуды.Набор продуктов Весы.Касса.Игрушечные деньги.Сумки, корзины, рюкзачки.Белая шапочка, белая косынка, белый халат.Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).Светофор.Гараж.Руль автомобильный.Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).Полицейский набор.Набор «Железная дорога». Штурвал на подставке.Бинокль (подзорная труба).Машины общественного транспорта.Машины – строительная техника.Каска строительная.Набор инструментов.Домашние и дикие животные и птицы.Телефон.Набор бытовой техники.Набор музыкальных инструментов.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке